Марк Григорян (markgrigorian) wrote,
Марк Григорян
markgrigorian

Categories:

Автобусная икона

На боку автобуса, курсирующего по улицам Петербурга, изображен мужчина. Если судить по этому портрету, то он – крепкий, высокий и умный. Его густые волосы тщательно уложены, лицо чисто выбрито (не считая усов, конечно), глаза смотрят вдаль: не так, чтобы очень строго, но и не снисходительно. Так, скорее, руководительно смотрят.

Ничего этого на самом деле не было.

Сталин был низкорослым, коренастым, встречавшиеся с ним описывали его как «очень широкого» мужчину. Он был рябым, левая рука у него плохо действовала.

То есть на автобусе – не портрет Сталина, а, скорее, парадное изображение «вождя», иначе говоря, икона. И даже блик на волосах отдаленно напоминает нимб.

На икону положено молиться. Перед ней ставят свечки, ее выносят на крестный ход. И петербургская автобусная эпопея похожа именно на такой вот осовремененный, быстрый и, возможно, даже несколько стыдливый крестный ход.

От иконы совершенно не требуется точного портретного сходства. Наоборот, она должна давать понять зрителю, в чем именно значимость святого. Так и этот автобусный портрет: на нем маршал, герой, уверенный в себе мужчина, вождь. Может, даже полубог. Собственно, Сталина так изображали даже при жизни.

Отдав дань иконописи, художники не просто ушли от портретного сходства, они ушли от правды. Потому что вряд ли можно считать Сталина символом советской победы в Великой Отечествнной, а тем более, во Второй Мировой войне -- называйте ее, как угодно.

Ведь это он уничтожил элиту вооруженных сил перед войной. Это его политика привела к альянсу с нацистской Германией, к пакту Молотова-Риббентропа, разделу Европы и способствовала началу Второй мировой войны 1 сентября 1939 года.

Ведь это "благодаря" ему Советский Союз не был готов к нападению со стороны нацистской Германии, причем есть множество свидетельств, что Сталин именно игнорировал данные о возможном нападении.

Он создал систему ГУЛАГа и превратил ее узников в рабов. Советский строй при нем держался на рабском труде миллионов людей. Десятки, а может, сотни тысяч были расстреляны.

Сталин ответствен за массовое насильственное выселение людей по этническому признаку.

И так далее, и так далее…

Нет, этот «кремлевский горец» с «жирными, как черви, толстыми пальцами» (Осип Мандельштам) не является для меня символом победы в войне.

Победу для меня символизируют простые солдаты и их командиры. Те, кто воевал – в грязи и снегу, на севере и юге, в лесах и полях, на воде и в небе. Живые и мертвые. Василии Теркины.

Символизируют жены, родители и дети этих солдат и командиров, изнурительно трудившиеся в тылу, чтобы страна могла победить.

Символизирует сосед, вернувшийся с войны без ноги. Отец моего друга, одевавший медали на 9 мая и плакавший, когда по телевизору показывали парад. Университетский преподаватель, контуженный и почти оглохший на одно ухо, и многие, многие другие… То есть, собственно, весь народ и каждый отдельный человек. Только вот того, кто на этой троллейбусной иконе, я с победой не связываю.

И это мое глубоко личное отношение.

(P.S. Я написал сначала о троллейбусе, но меня потом справедливо поправили, и я отредактировал запись. Теперь всюду "автобус". Если где и остался троллейбус, то по моей невнимательности.)
Tags: история, личное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments