Марк Григорян (markgrigorian) wrote,
Марк Григорян
markgrigorian

Categories:

Курды в Армении

Продолжаю свой рассказ, несмотря на совершенный минимум комментов. 

В третьей части вас ждет немного истории: как курды появились на территории современной Армении, и краткое описание религии езидов -- вы узнаете, кто такой Шейх Ади и почему езиды поклоняются Мелик-Тавусу. 

Вторая часть -- "Комитет "Курдистан" дает добро" и "В гармонии с природой" -- здесь

Первая часть -- "Первая поездка. Знакомство" -- здесь.


(Авет Халоян пьет свой утренний кофе в овечьем загоне. Фото Рубена Мангасаряна.)



Курды и Армения. Что такое езидизм

В конце XIX века в Османской империи была создана нерегулярная курдская кавалерия Хамидие. При формировании отрядов хамидие султан Абдул-Хамид Второй использовал опыт казацких полков. Они должны были быть очень мобильными и хорошо вооруженными и создавались для патрулирования восточных и северо-восточных границ Османской империи. Прошло некоторое время и во время резни 1915 года эти отряды сыграли большую роль в избиении, уничтожении и депортации армян.

Но и не только армян. Вместе с ними хамидие убивали и изгоняли и других иноверцев, живших в восточной Анатолии, в том числе и тех этнических курдов, которые были не мусульманами, а принадлежали к необычной и замкнутой религиозной группе езидов. И те езиды, которым удалось спастись, вместе бежали вместе с армянами на север – в Эриванскую губернию Российской империи. Примерно туда, где сейчас находится Республика Армения.

В Армении оказалось и небольшое количество курдов-мусульман. По переписи населения 1926 года из 15 тысяч курдов пятая часть были мусульмане. Но в годы Второй мировой войны их в массовом порядке депортировали в Центральную Азию – в Казахстан и Киргизию. Некоторым все-таки удалось остаться. И в конце 1980-х годов, когда буквально за несколько месяцев из Армении были изгнаны азербайджанцы, вместе с ними ушли почти все курды-мусульмане -- около 15 тысяч. Сейчас их осталось немногим более  полутора тысяч.

Видимо, армянские езиды не любят, когда их называют курдами, именно из-за того, что случилось с ними в двадцатом веке. Армения, таким образом, стала чуть ли не единственной страной в мире, где езиды предпочитают говорить, что они принадлежат к другому этносу, не курдскому. Об этом пишут статьи, всячески это доказывают и обосновывают. А сейчас эти веяния проникают и в Грузию.

Еще в двадцатых годах были предприняты попытки создать курдский алфавит на основе армянского. Но оказалось, что латинский более универсален и лучше приспособлен для языка курманджи, на котором, главным образом, и говорят армянские курды. В 1932 году в Ереване была основана газета «Рйа таза» – тот самый «Новый путь», о котором я уже писал. Была и радиопрограмма на курманджи, кажется, первая в истории этого языка.

А кто такие езиды? Что это за религия такая?

Говорят, что она очень древняя, сохранившаяся с доисламских и дохристианских времен. Но говорят также, что Шейх Ади, живший в XII веке, то ли создал ее, объединив элементы зороастризма, ислама, христианства, манихейства и иудаизма, то ли реформировал, изменив древние верования.

Езидизм опирается на две священные книги, но, главным образом, существует в устной традиции. Сами езиды говорят, что правом читать и толковать Кетебе Джилве («Книгу откровения») и Масхафе раш («Черную Книгу») обладает только духовенство, потому что таинство веры нужно беречь и охранять и от мирян, и – тем более – от иноверцев.

Вот и получается в результате, что религия основывается, главным образом, на устной традиции. То есть это, скорее, комплекс верований, традиций и легенд, которые не унифицированы, потому что нет у них единого теологического центра, который бы создавал и поддерживал такую унификацию, как это происходит в христианстве или исламе.

А легенды, которые мне удалось узнать из книг, очень красивые.

По одной из них Богу стало скучно и одиноко. И тогда он из своей любимой сущности создал жемчужину, семя Вселенной. Согласно другому варианту езидской космогонии, он создал ангела-павлина, которого зовут Мелик-Тавус. А он уже создал мир. Мелик-Тавус, которого изображают в виде павлина, есть символ езидизма. В честь павлиньего разноцветья женщины-езидки одеваются в яркие одежды кричащих цветов. А сам павлин считается символом мудрости и богатства. Это птица рая.

А вот еще такой вариант: Бог создал мир и передал его семерым ангелам, во главе которых Мелик-Тавус. Остальные шестеро –Эзраил, Джибраил (Гавриил), Михаил, Дирдаил, Симкаил и Эсрафил (Рафаил). Поэтому иногда езидизм называют «религией ангелов» – Dine meleka.

Кстати, Мелик-Тавуса иногда ошибочно называют падшим ангелом, Люцифером, а езидов –поклонниками злого духа. На самом же деле езиды признают единого Бога-творца, ангела Мелик-Тавуса и Шейха Ади, который и создал, или, по другим источникам, реформировал езидизм. Согласно верованиям, Бог создал Шейха Ади из тени Мелик-Тавуса, хотя он был совершенно реальным человеком.

Все это я узнавал уже, как бы, по инерции, хотя после публикации статьи о Саиде и семействе Халоянов мы пару раз еще ездили к ним в гости, но уже не как журналисты, а просто пообщаться, купить вкусного и хорошего – лучше, чем на базаре – овечьего сыра, масла, сметаны…

Нам казалось, что тема курдских кочевий нами уже исчерпана и, наверно, пора дожидаться зимы и отправляться в деревню Шамирам, где Халояны жили в холодное время года, чтобы увидеть и описать не только кочевую, но и оседлую часть их жизни. Но не тут-то было. Оказалось, что нам предстоит еще одна, наверно, самая интересная поездка к курдам на Арагац.

Но о ней я расскажу завтра.
Tags: Армения, вместе, жизнь, меньшинства, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments