?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Молокане в Армении
50
markgrigorian
Это продолжение.  

Начало -- здесь

В первой части я рассказал о том, как мы с Рубиком Мангасаряном решили сделать совместную статью о молоканах, и как у нас ничего не вышло. Сейчас же, видимо, пришло время рассказать, кто такие молокане и как они оказались на Кавказе, в том числе, в Армении. 


(Лермонтовский сапожник. Фото Рубена Мангасаряна)

Немного истории

В процессе подготовки первой статьи о молоканах, я позвонил консулу России в Армении, чтобы поговорить о молоканах. Мы договорились о встрече, и когда я пришел, оказалось, что у него сидит Иван Яковлевич Семенов. Молоканин, бывший министр, а в то время – председатель Фонда помощи и содействия российским соотечественникам Республики Армения.

Эта наша встреча стала началом очень теплых взаимоотношений, которые продолжаются по сей день. Иван Яковлевич знает, кажется, всех армянских молокан. Ну, даже если он и кого-то не знает или забыл по давности лет, то уж все они его знают – это точно. Я проверял много раз.

Прошло немного времени после нашей первой встречи, и Иван Яковлевич принес мне рукопись своей будущей книги «История закавказских молокан и духоборов». Не помню, чтобы я принял большое участие в ее редактировании, но когда она вышла в свет, мне было очень лестно увидеть благодарность от автора «за полезные советы».

Но, полагаю, главным в нашем сотрудничестве было то, что в книгу вошло более десятка прекрасных фотографий Рубика.

Так вот, из рукописи и из рассказов Ивана Яковлевича я узнал очень многое об истории молокан. Это подкрепилось информацией из других источников, и сейчас я попробую описать ее, буквально, в двух словах.

Итак, в России примерно к XVI веку (некоторые исследователи думают, что раньше), недовольство официальной церковью и особенно церковной иерархией возросло настолько, что постепенно оформилось, как тогда говорили, в ересь, а сейчас сказали бы «в секту». Собственно, это было направление «духовного христианства», вскоре разделившееся на две части – духоборчество и молоканство.

Главная идея состояла в том, что для общения с Богом не нужна церковь, не нужны священники в качестве посредников между человеком и Богом. Духовные христиане не признают церковных таинств, не поклоняются иконам. Собственно, духоборы, в отличие от молокан, не признают и Библии. Все исследователи отмечают схожесть этого течения с протестантизмом, но возникшим на русской почве.

К XVII веку духовных христиан становится все больше. Они селятся в центральных губерниях России, занимаются крестьянским трудом, причем по всем источникам получается, что они были замечательными крестьянами, так как у них религиозные общины играли также роль хозяйственных организаций, а по тому времени это было очень передовым способом организации труда.

А XVIII молокан и духоборов становится столько, что это начинает беспокоить власти. И в самом начале века XIX их собирают отовсюду и выселяют в Таврическую губернию, на берега реки Молочная. Но проходит примерно тридцать пять лет, и их снова переселяют – на этот раз на Кавказ – в современные Азербайджан, Армению и Грузию. Были молоканские и духоборские деревни и в Карской области, но они опустели еще до Первой мировой войны.

Приехав на Кавказ в середине позапрошлого века, молокане селятся, в том числе, на севере современной Армении. Так, например, город Севан был молоканской Еленовкой, Раздан – Ахтой, Цахкадзор – Константиновкой, Ташир (Калинино) – Румянцевым, Дилижан сейчас находится на месте молоканских деревень Головино и Слободка (потом Папанино), знаменитый Севанский перевал когда-то назывался Семеновским, в честь молоканской деревни Семеновка, находившейся на самом верху головокружительной горной дороги и так далее.

Иван Яковлевич Семенов рассказывал мне, что еще в советское время в Армении было больше тридцати молоканских деревень. Сейчас осталась одна – Фиолетово, с населением чуть больше тысячи человек. Название свое деревня получила в честь одного из 26 бакинских комиссаров. Настоящее ее название было Никитино. Рядом находится Лермонтово (бывшая Воскресенка), отделенное от Фиолетова армянской Маргаовит (бывшая Амзачиман).

Но Лермонтово уже наполовину не молоканское. Там сейчас живут и армяне, и курды.

Деревни эти находятся в 15-20 километрах от Ванадзора (бывший Кировакан), третьего по величине города Армении. Это – всего в двух часах пути от Еревана.

Семенов говорил, что в стране сейчас осталось меньше пяти тысяч молокан, причем больше тысячи из них живут в Фиолетово. А в конце восьмидесятых годов прошлого века молокан в Армении было около пятидесяти тысяч.

Молокане живут в Армении уже 170 лет, не смешиваясь с местным населением и не теряя своего языка. Им удалось в новых условиях построить свою маленькую Россию и жить в ней обособленно, но не одиноко.

А условия не были благоприятными – молоканам пришлось селиться в высокогорных деревнях, часть которых находится на высоте свыше 2.000 метров над уровнем моря, в местах с тяжелым климатом, неблагоприятных для сельского хозяйства. Но молокане выдержали это испытание, и огромную роль в этом сыграла религия.


А почему, собственно, «молокане»?

Название «молокане» трактуется по-разному. Есть версия, по которой это название пошло оттого, что молокане не придерживались постов, принятых православной церковью, ели в постные дне скоромное, главным образом, молочные продукты. Кстати, молокане действительно не признают православных постов.

По другой версии источником названия может быть река Молочная в Мелитопольском уезде Таврической губернии, где молокане прожили в ссылке несколько десятков лет, до того, как их выселили на Кавказ.

Но самую точную (как мне кажется) версию дал цахкадзорский молоканин Александр Тикунов. В морозное зимнее воскресенье 2001 года мы, вместо того, чтобы кататься на горных лыжах, пили чай у него дома, и он, наизусть цитируя Библию, говорил, что название «молокане» надо толковать аллегорически.

В Первом Соборном Послании святого апостола Петра есть такая фраза: «…как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко». Тикунов говорил: «Слово Священного Писания, в зависимости от духовного уровня человека, производит различное действие. Когда человек в духовном понятии мал, то слово Божие ему как молоко. Духовное молоко. Отсюда и наше название – молокане».

Молокане считают, что каждый верующий должен удовлетворять свои духовные потребности, усовершенствовать свое поведение и свои чувства. Важное место в их веровании занимает теория о переселении души Иисуса Христа от Отца к Сыну. Молокане отвергают поклонение изображениям – иконам, кресту.

«Мы считаемся духовными христианами, – говорит Тикунов, – мы толкуем Библию аллегорически, иначе говоря, воспринимаем ее духовно».

Мои знания о молоканах и их философии довольно неожиданно дополнились рассказом
английского путешественника и члена Географического общества Х.Ф.Б. Линча. В конце XIX века он побывал в Армении и написал два толстых тома: «Русская Армения» и «Турецкая Армения». В томе «Русской Армении» он прекрасно описывает молокан, и духоборов. Вот маленькая выдержка из описания молокан:

«Бог обитает в живых объектах своей любви… Я говорил с одним стариком, пленившим меня своим симпатичным голосом и манерами, о религиозных верованиях молокан. Они почитают Моисея и пророков и Св. Евангелие, но исповедуют свою религию по-своему. Пение псалмов, по-видимому, служит главным внешним выражением их религиозных чувств. Детей не крестят, но приносят их в молельню, читают главу из Евангелия в присутствии ребенка и публично объявляют его имя. Подобной же церемонией освящается брачный союз».

Молокане живут замкнутой общиной. Члены ее стремятся к осуществлению на деле своих социальных идеалов: ненасилия, братства, равенства, хозяйственной кооперации, духовного совершенства. Духовным лидером общины является пресвитер. Он толкует Библию и является авторитетом в религиозных делах и общинных, светских делах. Но на деле многие нет-нет да и нарушат строгие запреты пресвитера.

Но, думаю, о религии и истории пока достаточно. Пора вернуться к тому, как был встречен наш с Рубиком первый опыт написания статьи о молоканах, и что из этого вышло.

Но это уже завтра.



У нас тоже есть кажеться молокане, но вроде они практический полностью асимилировались. Еще духоборі, в районе Ниноцминда, но их осталось очень мало

Да, действительно, духоборское село видел прошлым летом, южнее Поти.

моя армянская подруга Анико большой друг молокан и офигенный фотограф, сделала большую вещь снимая их.
они стали ее друзьями, мы все собирались приехать туда вместе с детьми на лето, они даже домик выделили для нас.
но иерусалим засасывает..))

Прекрасно! А вдруг где-нибудь в сети есть ее фото? Мне очень интересно посмотреть.

Интересная статья, но Марк, ты ошибся в римском написании века, я так и не понял о каком веке речь, потому что 17-й век пишется XVII, а 18-й - XVIII если ты это имел ввиду но не VXII и VXIII
С уважением :
Вячеслав

Спасибо. Перепутал... мысль движется быстрее пальцев, вот они и запутались :) Сейчас исправлю.

Очень интересно. Спасибо!

Не за что. Будет и продолжение.

Re: мои 5 копеек

О, да! Я читал эту прекрасную статью. И все пытался найти способ, как на нее сослаться. Вы это сделали за меня и для меня. Спасибо!

спасибо
у меня родственники жены - молокане из Поволжья.
любую информацию о молоканах читают с удовольствием.
кстати в РПЦ не очень любят распространяться о "русских протестантах", особенно описаний их повседневности.
т.к. на фоне молокан, духоборов - нынешние православные чаще всего выглядят довольно бледно.

Естественно, РПЦ не должны нравиться разговоры о молоканах. Это же ведь секта, ересь.

Мои представления о молоканах только из русской классики - т.е.- весьма приблизительные(отрывочныке упоминания).А вот однажды прочитала в одном языковедческом разборе такую параллель - "малах" на иврите - "ангел", "малокан"(малохольный) - блаженный, не от мира сего,богом любимый человек.Интересно- есть в этих изысканиях реальная почва?Потому-что если принимать на веру схожесть произношения, то - чем черт не шутит- может каким-то боком эти явления связаны?Т.е.- может как-то через устную библию такое название появилось?

Не могу сказать. Принятая версия -- та, которую я записал со слов Саши Тикунова. И у молокан "устной Библии" не было. Они всегда основывались на Библии. В доме молокан всегда на столе три раскрытые книги: Ветхий Завет, Новый Завет и "Дух и жизнь", книга Максима Рудометкина. Мне очень жаль, что я ее не смог прочитать.

Я что-то слышал, что Семеновка так называется в честь солдат Семеновского полка. В таком случае, молоканы здесь не при чем?
И еще по по дороге на Севан сохранилась община и кладбище русских иудействующих (только не помню, жили они в самой Еленовке или рядом).

Семеновка была молоканской деревней. Я прекрасно помню, как они там жили. Потом их постепенно оттуда вытеснили.

А субботники действительно жили и еще живут в Еленовке, то есть в Севане.

Я про молокан ничего не знаю, а вот пейсах на носу. Поскольку ваш лаваш -просто свежая маца, то с праздником!

Марк, а вы в курсе, сильно ли отличаются наши молокане от староверов скажем с Байкала?

Да, в курсе. Отличаются сильно, потому что молокане не относятся к староверам, которые (вернее, конечно, называть их старообрядцами) появились как консервативное противодействие церковным реформам патриарха Никона в XVII веке. Молокане же относятся к совершенно иной ветви -- к духовному христианству, близкому к протестантизму.

Марк, а в Шорже ты был? Тамошние молокане не русские, а мордвины, и "делили" село сначала с азерами, теперь - с армянами. Не знаю, говорят ли они в быту по-мордовски, но надписи на их кладбище все по-русски (я летом там бываю, если еще интересуешься этой темой и фотки нужны - скажи).

P.S. Кстати, протопоп Аввакум и патриарх Никон - тоже оба мордвины, забавно, правда?

Все правильно, только шоржинские мордвины не молокане :)

А ты про этнических русских, исповедующих иудаизм в курсе был? я вот недавно узнал , что живут они в селе Еленовка, что на Севане.

Ну да, это субботники. А Еленовка -- это город Севан. Название поменяли довольно давно, правда я еще из детства помню, как Севан называли Еленовкой.

Edited at 2010-03-24 09:48 am (UTC)

(Deleted comment)
Вам спасибо. Буду писать дальше.