?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Колокольный завод Николая Шувалова
50
markgrigorian
Есть что-то завораживающее в колоколах.

Ведь они не просто инструменты для создания звука особого качества и исключительной чистоты. Колокола еще и средство для общения с Богом и людьми. Они как бы привлекают его внимание к событию, происходящему в церкви. Ведь колокольный звон бывает торжественным и траурным, он может сообщать благую весть или просто радовать слух музыкой, которую создает звонарь. 

Но и не только. Каждый колокол, сам по себе, еще и произведение искусства. 

В небольшом городке Тутаеве на севере Ярославской области есть колокольный завод. Он известен, наверно, на весь мир. Тутаевские колокола звенят в храмах по всей России, в Украине и Казахстане.

 

Нет, колокол, конечно, "начинается" не так. Сначала нужны расчеты, нужно на бумаге рассчитать, каким будет новый колокол, потом вырезать лекала, которые и определят его форму. И лишь потом начинается долгий процесс, в ходе которого на ось (стержень) слой за слоем насаживается глина. Причем даже глина здесь особенная -- ее вывозят из некоего карьера в Ярославской области. Но не спрашивайте, какого: это секрет тутаевских мастеров. 

Владельцем и душой завода является Николай Шувалов. Собственно, он так и называется: Колокольный завод Николая Шувалова. И кто лучше него может рассказать о колоколах и процессе их изготовления?! 

 

На заготовку слой за слоем накладывается глина, причем ее качество постепенно улучшается: она становится все тоньше и тоньше, пока, наконец, на веретене не оказывается вполне "оформленный" колокол. Но глиняный, а не медный. И это пока еще внутренняя поверхность колокола. Потом на стержень надевается другое лекало, по которому "нарезается" внешний профиль будущего колокола. Слой за слоем ложится глина, но уже другого качества.

И на следующей фотографии видны колокола в разной степени готовности.  



А здесь видно лекало, приподнятое над глиняной колокольной заготовкой. Лекало двигается вокруг формы, делая более ста кругов в день.

 

И когда форма готова, на нее накладываются украшения. Это тоже очень кропотливый труд: украшения сначала делаются из пластилина, потом отливаются в специальные формы, из которых происходит новая отливка -- на этот раз в воске. И на глиняный колокол накладываются восковые буквы и изображения. Получается примерно вот что: 



Когда внешняя форма колокола готова, верхний кожух аккуратно снимается, и под ним оказывается точная копия будущего колокола. Но глиняная. Ее вынимают и уничтожают. 

 

И вот, после более чем двухмесячного труда наступает момент отливки. Сама отливка длится немногим более десяти минут. Ну, для больших колоколов, наверно, около двадцати. Потом металл остывает, и вот он, почти уже готовый колокол! 





К нему нужно прикрепить язык. Один из вот таких. А может, и один из этих. 



И все, колокол готов.



В него можно звонить. И Владимир Дегтярев, художник и звонарь, делает это с элегантным мастерством. 



Каждый колокол обладает своим "голосом" -- и чем чище звук, тем ценнее колокол. На некоторых колоколах видны надписи мелом -- это ноты, которые они выпевают. 

 

И если присмотреться к небольшому колоколу в центре снимка, то можно увидеть, что на нем написано. 



К чести президента надо сказать, что колокол этот вполне скромного размера.

Сайт завода Шувалова -- здесь.  


  • 1
Ну что я могу поделать, если он там есть? Это же вне моего контроля :)))

Кстати, именно в этот самый момент я читаю ваш рассказ про дядю Мишу. Прелесть!

спасибо большое:)

Не за что! Я ваш постоянный читатель :)

(Deleted comment)
Я рад, что вам понравилось.

(Deleted comment)
Да-да, я просмотрел ваш дневник и понял, что у вас профессиональное отношение к этому.

(Deleted comment)
Я был там в первый раз в жизни. И меня теперь тянет...

ааааааааа))) сейчас лопну от гордости:)

  • 1