А пишу потому, что Национальная комиссия по радио и телевидению Армении пытается определить критерии, по которым можно было бы определить, что является эротикой, какие фильмы можно отнести к жанру ужастиков и что такое сцены насилия. Ну и, конечно, как можно определить круг передач, которые могут нанести вред здоровью, физическому или умственному развитию несовершеннолетних.
Попытки такого рода то и дело предпринимаются в разных постсоветских странах.
Конечно, всем хочется, чтобы дети росли здоровыми, крепкими и морально чистыми.
Но мне пока не известны успешные попытки борьбы с "плохими" телепередачами. Да, я считаю, что не стоит детям смотреть эротические фильмы. Значит, эти фильмы должны показываться в ночное время, когда дети спят. Собственно, так происходит во всем мире.
Фильмы ужасов... Каждый из этих фильмов имеет соответствующую маркировку, то есть уже определено, каков минимальный возраст детей, которые могут смотреть эти фильмы. Следовательно, их, наверно, можно показывать позже того часа, когда дети спят.
Мне кажется, что их вообще не стоит показывать, но я не могу навязывать свой вкус руководителям разных телеканалов.
Ну а насчет передач, которые могут навредить здоровью, физическому и умственному развитию, а также воспитанию, то я бы с удовольствием исключил показ сериалов. Но -- опять-таки -- я понимаю, что это вкусовщина.
А вот официальный орган, регулирующий всю сферу телевидения в Армении, полагает, что вредными могут быть передачи, которые искажают историю и современность. А еще такие, которые отрицают нормы нравственности и направлены на принижение и дискредитацию "духовных, культурных ценностей", а также национальных героев.
Насчет "искажения истории" еще свеж в памяти опыт правительства России. Очень печальный опыт, ни к чему не приведший.
Кроме того, боюсь, что толкование, предложенное в документе, слишком вольно и дает повод запрещать, например, передачи, в которых разные люди будут обсуждать с разных точек зрения историю или события последних лет. А такое запрещение называется... да-да, цензурой. Причем в этом случае цензура не обязательно политическая, а, скорее, идеологическая.
Нет, я понимаю, что авторы руководствуются благими порывами. Им хочется сделать, как лучше. А получается, как... Да, как всегда.
Но проблема существует. И ее нужно решать, но, как я думаю, никак не путем создания запретительных документов. Проблема с такими документами была всегда и всегда будет: нельзя определить все. Причем определить так, чтобы все было ясно и недвусмысленно. А там, где появляется двусмысленность, появляется и опасность вольной интерпретации.
А уж какой бывает "вольная интерпретация" в постсоветских странах, мы видели. И продолжаем видеть.
(Сам документ на армянском языке -- здесь)