
Арам Керовпян -- музыкант и музыковед. Он родился в Стамбуле, живет в Париже, свободно говорит на четырех языках, пишет книги про старинную армянскую музыку и играет на инструменте под названием канон в ансамбле "Кочнак". В том же ансамбле поет его жена Вержине.
А совсем недавно Арам стал еще и редактором парижского армянского еженедельника "Nor Haratch", выходящего на западноармянском языке и печатающего статьи про Армению, армяно-турецкие отношения, положение армян в Турции и объявления о различных мероприятиях, проводимых армянской общиной Парижа.
Странная жизнь в диаспоре и странная судьба -- всю жизнь быть представителем диаспоры. Ведь если представить, что Арам сейчас переселится в Армению, то там его безошибочно будут идентифицировать как пришлого, не своего. Для таких есть даже слово "ахпар", такой ироничный ярлык для обозначения чужака.
А поймут это потому, что говорит он на западноармянском языке, отличающемся от восточноармянского, на котором разговаривают и пишут в Армении. Языки эти несколько сотен лет развивались автономно, оба литературно обработаны, на обоих написаны прекрасные стихи... Но это разные языки. Иногда мне приходится переходить на английский, чтобы общаться с армянами, знающими только западноармянский.
Арам -- настоящий, я бы сказал, типичный представитель диаспоры. Он прекрасно знает историю, культуру и литературу своего народа, с членами семьи говорит только по-армянски (в результате его трое детей владеют литературным языком не хуже, а, возможно, и лучше некоторых армян, живущих на родине), но редко ездит в Армению. Его родина, его Армения находится в другом месте -- она в Кесабе и Адане, Малатии и Антакии.
И в этом, конечно, трагедия народа, разделенного между Западом и Востоком, между миром и войной, народом, чье прошлое крепко держит его в своих руках.
Но в этом, конечно, еще и преимущество, которое дает возможность шире видеть мир, встречать соотечественников практически везде, по глазам узнавать своих и гордиться знаменитыми соотечественниками -- американцами и французами, русскими и поляками. При том, что все они -- армяне.
При всем старании, ей все же не удается отвлечь!