На беду, однако, мальчишки с соседнего двора с нами не соглашались, утверждая, что лучшая команда у них.
Особенно яростными наши споры становились во время летних каникул. И мы договаривались о матчах, которые должны были решить, наконец, раз и навсегда, кто лучше играет в футбол -- наш двор во главе с быстрым левым крайним Самвелом, или двор ювелирного магазина "Урени" -- "Ива", команду которого возглавлял Арутюн, занимавшийся в детской команде "Арарата".
Регламент разрабатывался до тонкостей. Два-три делегата от каждого двора определяли, сколько будет длиться каждый матч, сколько всего пройдет матчей, что случится, если будет зафиксирована ничья, кто будет арбитром каждой игры, чьим мячом мы будем играть и так далее. Игры обычно начинались ранним утром и продолжались весь день до темноты. Иногда, кажется, с перерывом на обед.
Результатов этих игр я сейчас не помню. Видимо, не так уж это и было важно. Но помню атмосферу, помню болельщиков, сидящих вокруг поля и отчаянное желание победить.
Вот примерно так и проходят встречи Англии и Австралии по крикету.
За несколько лет жизни в Лондоне я так и не научился чувствовать всю притягательность крикета. Собственно, я даже не научился понимать игры. Все игроки в белом -- поди разбери, кто в какой команде; сама игра идет очень монотонно: один из играющих разбегается и, отчаянно закручивая, бросает мячик. Другой этот мячик отбивает куда-то в сторону. И так раз за разом, час за часом, день за днем...
Игры между Англией и Австралией на приз под названием Ashes (пепел) проводятся раз в два года, летом, причем чтобы получить приз надо выиграть большинство из пяти матчей. А каждый матч -- внимание -- играется пять дней, с утра и до темноты. Ну прямо точь в точь как у нас с соседним двором.
Да и приз, собственно, ценен не красотой и не драгоценностью металлов, из которых он сделан. Это маленькая терракотовая урна, высотой примерно в 15 сантиметров, которая никогда не выдается победителям. Она хранится музее крикета, а победителям этих матчей даются ее копии.
С названием серии, урной и всем антуражем этих крикетных матчей связано множество рассказов, легенд и традиций.
Само название объясняют тем, что когда англичане впервые проиграли австралийцам на своем поле, а было это в 1882 году, газета The Sporting Times опубликовала шутливый некролог по английскому крикету. В некрологе было сказано, что английский крикет умер. Его тело будет кремировано, а пепел увезен в Австралию. На следующий год, описывая поездку английских крикетистов в Австралию, газеты писали, что это целью этого турне является "возвращение пепла в Англию".

Но при том, что я не ничего не понимаю в крикете, важно здесь то, что все основывается на традиции. Ведь вдумайтесь только: этим матчам почти сто тридцать лет!
Да, футбольное противостояние наших ереванских дворов исчезло, когда мы подросли, да и негде сейчас в центре Еревана играть в футбол, потому что на месте наших "полей" выросли гаражи и стоянки для машин, а кое-где даже и современные многоэтажные дома. Да, наших детей (а уже даже постепенно наступает пора наших внуков) интересуют совершенно другие игры. И мы смиряемся с этим, вспоминая иногда, какие баталии устраивались у нас.
Мы не привыкли к традициям. Связь времен прерывалась для нас множество раз. Революция, война, развал большой страны, проблемы страны маленькой... И сколько еще будет таких потрясений?..
(фото урны с пеплом -- отсюда)
(фото некролога -- отсюда)
UPD. Англия только что выиграла Ashes. В стране царит всеобщий эмоциональный подъем. Завтра это будет на первых страницах газет.