Марк Григорян (markgrigorian) wrote,
Марк Григорян
markgrigorian

Шахматы, го, компьютеры и интуиция

Белое и черное.
Свет и тьма.
День и ночь.
Солнце и луна.
Единица и ноль.

О чем это я? О простых истинах? Об извечных противопоставлениях, на которых строится человеческое восприятие мира? Ничего подобного. Это я об играх – о шахматах, шашках, нардах, реверси – есть такая игра с белыми и черными шашечками, и, наконец, го.

Казалось бы, все довольно несложно: у вас – один цвет, у вашего соперника – другой. Доска расчерчена, правила известны…

Но какие драмы планетарного масштаба разыгрываются вокруг этих небольших досок с деревянными или костяными фигурками! Когда играли Спасский и Фишер, Карпов и Корчной, Карпов и Каспаров шахматы для многих становились, казалось, даже важнее жизни и смерти.

А потом в дело вступили компьютеры. Собственно, они начали свое шествие по виртуальным черно-белым полям намного раньше, но их возможностей долгое время не хватало даже на то, чтобы оказать конкуренцию обычным школьникам. Но техика развивалась, компьютеры – или как их тогда называли ЭВМ – электронно-вычислительные машины стали соревноваться друг с другом, устраивались даже чемпионаты мира.

А потом компьютер обыграл тогдашнего чемпиона мира Гарри Каспарова.

Но то были шахматы. Наверно, программистам было еще легче научить компьютеры играть в шашки или особенно в нарды – там все проще. А в нардах ведь есть еще и элемент непредсказуемости – надо бросать кости, а уж что там выпадет на костях, от нас не зависит. Поэтому и не обязательно всегда выигрывать.

И есть такая древняя китайская игра под названием го. Она, конечно, менее популярна, чем шахматы, но до недавнего времени го была единственной настольной игрой, в которой компьютер никак не мог выиграть у профессионала.

Но вот, и это случилось. Пал последний бастион человеческого превосходства. Причем не единожды. Целых две программы – одна называется МоГо, а другая Many Faces of Go, то есть много лиц Го, – обыграли профессионалов. Правда, для этого потребовались огромные и очень сложные компьютеры, но ученые полагают, что цель в этом случае оправдывает средства.

Но не огорчайтесь. Есть еще у людей тайное оружие. Оно называется интуиция. Мы, люди, умеем принимать решения, не рассуждая, не основываясь на логическом анализе. То ли жизненный опыт нам помогает, то ли еще что…

Ученые пока еще не знают. Но думали они о том, что такое интуиция и пытались решить этот вопрос еще с античных времен. Сам Платон говорил, что созерцание идей само по себе уже есть вид знания, которое приходит как внезапное озарение. А это как раз и есть интуиция.

Мы были бы слишком самонадеянны, если бы предполагали, что программисты не пробовали научить компьютеры интуиции. Пробовали, причем буквально с момента создания первых компьютеров. И уже многому научили.

Так что же, получается, что нам, людям, вскоре уже придется оставить все важные и сложные сферы деятельности компьютерам, а самим заняться вышиванием крестиком? Ну или перейти на обслуживание компьютеров, которые все будут делать лучше, чем мы?

Я долго думал, почему этого не случится. И вспомнилась мне цитата из Пушкина:

«Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю».

Конечно. Еще древние латиняне говорили, что человеку свойственно ошибаться. И часто именно промахи и ошибки оборачиваются самыми неожиданными, необъяснимыми, а иногда даже красивыми действиями и решениями.

До тех пор, пока мы, люди, умеем ошибаться, – мы будем лучше искусственно созданных машин. Но что будет, если и их научат ошибаться?


(Статья о том, что компьютеры научились обыгрывать людей в игру го, была опубликована в газете "Гардиан" за 30 апреля)

Tags: размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments