Марк Григорян (markgrigorian) wrote,
Марк Григорян
markgrigorian

Легенды и мифы. Наши мифы

Этот пост -- размышления о "царстве живых" и "царстве мертвых", существующих в общественном сознании постсоветских граждан.

Если для жителя СССР эти два мифических "царства" четко разделялись железным занавесом, то после падения Союза изменились и границы между "живыми" и "мертвыми".

-- Где проходят эти границы?
-- Чем и как определяет их наше мифологизированное сознание?
-- Как осуществляется переход "туда" и "обратно" и функцию какого сказочного персонажа играют правительства (скажу сразу, Бабы Яги)?

Вот это все


Известно и многократно доказано, что организация мышления человека практически не изменилась в течение последних тысячелетий, и что мы, люди XXI века, мыслим примерно теми же категориями, что и наши предки времен родового строя.

Например, глубоко в нашем сознании сидит мышление по типу бинарных противопоставлений. Это пары противоположностей: свет-тьма, белое-черное, низ-верх, мужчина-женщина, солнце-луна и так далее.

Одним из таких противопоставлений, глубоко сидящих в нас, является деление мира на два царства: царство живых, к которому принадлежим мы сами, и царство мертвых, являющее как бы обратную сторону нашего мира, неизвестную, неясную, непонятную сторону бытия, которую мы все время пытаемся понять, осознать, описать приемлемыми для нас терминами.

И оказывается, что самыми приемлемыми и понятными оказываются термины в рамках именно этих бинарных противопоставлений: царство мертвых является как бы негативным отпечатком царства живых. То, что приятно среди живых, должно быть отвратительно и неприемлемо в том, другом царстве. Например, как живым неприятен дух мертвых, так и мертвым должен быть неприятен запах живых («Фу, русским духом пахнет» означает, что пахнет живым человеком, а не именно этническим русским).

Для рядового жителя СССР железный занавес легко делил мир на «царство живых» (лагерь победившего социализма) и «царство мертвых» (загнивающий запад»). Даже само слово «загнивающий» как бы отсылает нас к тому самому «царству мертвых».

И действительно, если сравнить эпитеты, которыми наделялась советская жизнь и жизнь западная, то можно увидеть, что советское – это светлое, утреннее, завтрашнее, положительное и хорошее, в то время как западное – это темное, ночное, вчерашнее, отрицательное и плохое. Два выражения: «светлая заря социализма» и «темные силы капитализма» прекрасно подтверждают сказанное.

Мы привыкли определять себя, свое «царство живых» через противоположную сторону – то есть, мы являемся тем, что противоположно «царству мертвых». То есть «живой» это тот, кто не «мертв». Это очень важно запомнить, потому что когда СССР распался, процесс самоидентификации через обратное остался.

А ведь когда распался Советский Союз, прекратил существование и мир, в котором существовало такое ясное и недвусмысленное деление на царства «живых» и «мертвых». Надо было их чем-то заменить. И довольно скоро вырисовался ряд новых противопоставлений.

Для Грузии «царство мертвых» – Россия.
Для России – США и «Запад» в целом (примерно как при СССР, только изменились границы)
Для Армении – Турция и Азербайджан (так как они принадлежат к общему «царству мертвых», то следовательно и разницы между ними нет. В результате появилось обозначение «азеротурок»).
Для Азербайджана – Армения.
Для балтийских стран – Россия.

И так далее – продолжить эту таблицу несложно.

Так почему я назвал какие-то страны «царствами мертвых»? Что именно, какие свойства (как правило, приписываемые) позволяют мне так их характеризовать? В ответ на этот вопрос очень важно заметить: речь здесь идет об общественной мифологии, о мифологическом сознании, которое существует автономно от реальности. Я описываю мифы общественного сознания, а не политическую или социальную реальность.

Итак, царство мертвых во всем противоположно царству живых. То, что хорошо «для нас» – соответственно, должно быть плохо «для них». И, что не менее важно, наоборот: то, что приветствуют в «царстве мертвых», не годится для «живых». И именно потому, что оно хорошо там, в мире, который во всем противоположен «нашему».

Так, если в «царстве живых» обитают люди, значит в противоположном мире – нелюди, животные, хищники.

Если в «царстве живых» живут красивые, умные, честные, то там, в мире негатива, – некрасивые, глупые, коррумпированные.

Если «мы» верим в идеалы созидания, добра и процветания, то «они» ни во что такое не верят – их идеалы разрушение, зло и нищета.

«Царство живых» имеет славную историю («царство мертвых» вообще истории не имеет), воины «царства живых» храбры, сильны и благородны, армия всегда побеждала, тогда как в «царстве мертвых» воины трусливы, слабы и подлы, а «их» армия обычно проигрывала.

И так далее.

И еще пара замечаний.

Живому человеку никак не получится попасть в царство мертвых. Может быть, за некоторыми исключениями. Например, Орфей или Геракл все-таки смогли попасть в Аид и выйти оттуда. Смог побывать там и лирический герой Данте, ведомый Вергилием. Но это – единицы, к которым боги относились с особой симпатией, которая дала им как бы специальный пропуск, «заграничный паспорт», дающий возможность проникнуть в царство неживых.

Точно так же, как живому не попасть в царство мертвых, рядовой азербайджанец не может приехать в Армению, а армянин – в Азербайджан (даже если он гражданин Турции). Между Грузией и Россией введен визовый режим. Но все равно есть возможность пересечь эту – не географическую и не политическую, а мифологическую границу.

И если обратиться к сказкам, в которых описаны древние обряды и представления о мире, то можно увидеть, что функции «пропускного пункта» между царствами мертвых и живых выполняет… избушка на курьих ножках. Вы когда-нибудь задумывались, почему сказочный герой, подходя к избушке, всегда должен потребовать, чтобы она повернулась «ко мне передом, к лесу задом»? Почему бы герою просто не обойти ее и не войти? А дело в том, что вход в избушку находится с другой стороны – со стороны царства мертвых, куда живому просто так не попасть. Поэтому избушка должна повернуться, и герой только тогда попадет в это промежуточное, пограничное состояние, где его встретит Баба Яга, во власти которой, собственно, и разрешить или запретить герою вход в царство мертвых.

Фактически, функции Бабы Яги в современном мире исполняют правительства постсоветских стран, закрывающие (или разрешающие) въезд и выезд.

То есть правительство держит ключи, открывающие вход в «царство мертвых». Иначе говоря, обладает монополией на общение (переговоры) с другим – точно таким же – правительством, также осуществляющим функцию посредника между мирами.

Интересная деталь. Герой, попадая к Бабе Яге, требует, чтобы его накормили («ты сначала накорми-напои, а потом и спрашивай»). Так вот, оказывается, что лишь поев еды из «царства мертвых» человек мог приобщиться к нему, стать его частью. И во многих сказках герои как раз отказываются есть еду «мертвых», чтобы не потерять способности вернуться.

И это подтверждается тем значением, которое придается еде и кухне в современных мифологемах. Является ли, например, долма армянским или азербайджанским блюдом? Реальный ответ никому не интересен, потому что важно следующее: если признать ее принадлежность армянам, то есть «царству мертвых», то окажется, что тот, кто ее ест, сам, таким образом, приобщается к этому царству. А это непорядок.

Я приводил в своем журнале историю с аджикой как «абхазским национальным блюдом». Это из той же серии.

Эти мысли можно развивать довольно долго. Причем, можно, проведя небольшое контент-исследование газет или интернетных изданий любых двух противоборствующих сторон, вывести параметры «царства живых» и «царства мертвых» для любой пары.

Но когда подумаешь, какую искаженную картину действительности это создает… Неужели мы действительно живем вот в таком предельно мифологизированном мире?!

Ни в коем случае написанное здесь ни на что не претендует.

При написании я использовал интереснейшую книгу, которую очень рекомендую всем прочитать:

В.Я. Пропп. Исторические корни Волшебной Сказки.

(электронная версия здесь, но лучше читать бумажный вариант)

Tags: мифы, национализм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments