И, к сожалению, не бывает так, чтобы конфликт закончился в течение короткого промежутка времени. Скажем, в течение нескольких месяцев или даже лет. Война никогда не заканчивает конфликта. Она его трансформирует, переводит в другую плоскость, но никогда не заканчивает.
Это прописные истины, известные, кажется, даже конфликтологу-первокурснику.
Но я не хочу сейчас заниматься противопоставлением первокурсников и политиков. Хочу поделиться своим беспокойством по поводу ситуации, складывающейся во взаимоотношениях между Россией и Грузией.
Я вижу очень неприятное развитие событий. В частности:
-- Ликвидация наблюдательной миссии ООН. Что бы ни говорили, а это была хорошая миссия, тихо, но открыто делавшая свое дело.
-- Прекращение полномочий миссии ОБСЕ. В результате регион конфликта остается почти без какого-либо международного мониторинга. Если, конечно, не считать наблюдателей ЕС, имеющих очень ограниченные права.
-- На Северном Кавказе начинаются масштабные учения российских войск. В них участвуют и подразделения, находящиеся в Абхазии и Южной Осетии. Эти учения будут намного более серьезными, чем НАТОвские, прошедшие в мае в Грузии. Хотя надо сказать, что и те учения, и другие нанесли и еще нанесут серьезный ущерб всему Кавказу -- политический, в первую очередь.
-- Давление, которое Россия оказывает сейчас на Грузию, предсказывалось еще осенью прошлого года. Оно проходит на фоне внутренней нестабильности в Грузии, где проходят выступления оппозиции.
-- Нестабильно и в северокавказских республиках самой России.
Оппоненты Кремля в самой России предупреждают, что РФ может развязать новую войну в Грузии.
И все это меня очень беспокоит.