Саакашвили: Оппозиции предложены посты заместителей министров
Civil Georgia, Тбилиси / 10 июнь.'09 / 19:24
Президент Грузии Михаил Саакашвили на встрече с членами правительства рассказал о вчерашней встрече с «лидером радикальной оппозиции» Леваном Гачечиладзе и заявил, что предложил оппозиции должности заместителей министров.
По его словам, он предложил должности заместителей министров ВД, юстиции, и министра по вопросам отбывания наказания, а также предложил представителям оппозиции членство в Совета национальной безопасности. Об этом предложении Леван Гачечиладзе ничего не сказал, рассказывая о подробностях встречи после ее завершения.
«Наша задача заключается, чтобы поэтапно происходила интеграция в государственные структуры даже самых радикальных групп», - заявил президент на заседании правительства 10 июня, - «Мы должны показать им, что мы являемся частью одной системы».
«Давайте вместе построим грузинскую демократию. И естественно, в итоге мы сможем сделать это», - заявил он, - «У нас обязательно должна быть коммуникация друг с другом, и очень важно, что эта коммуникация состоялась».
По его словам, «в наших интересах, чтобы не произошла маргинализация (оппозиции)».
(Полностью сообщение здесь)
Несколько моментов, заставляющих меня сомневаться, что это было сделано серьезно.
-- Президент Грузии, безусловно, должен понимать, что лидеры оппозиции, имеющие президентские амбиции, не согласятся с должностями замминистров.
-- Полагаю, он знает, что демократия -- это не когда лидеры оппозиции занимают невысокие посты в правительстве, а когда они, не входя в правительство, критикуют власти. Причем критикуют с тем, чтобы в какой-то момент самим прийти к власти и занять самые высокие посты.
-- Он, вроде бы, должен понимать, что оппозиция маргинализируется, в том числе, если ее лидеры занимают низшие посты в правительстве.
А ведь есть примеры сотрудничества с оппозицией -- и примеры разной степени успешности. Так, в Таджикистане, в конце девяностых годов, президент и оппозиция пришли к согласию (после долгих переговоров, которыми закончилась ужасная гражданская война). Там согласились на принципе тридцати процентов -- то есть оппозиция занимает по 30% мест на всех уровнях государственного управления. Не помню, правда, как там было с должностью премьера.
Было несколько примеров и в Армении -- когда после парламентских выборов мая 1999 года премьером и председателем парламента стали лидеры оппозиции. В те месяцы говорили, что функции президента свелись к уровню "английской королевы". Так продолжалось до парламентского теракта 27 октября 1999 года, когда и премьер, и председатель парламента, и оба его заместителя были убиты. Но и тогда премьерское кресло занял представитель оппозиции. А в марте 2000 года, чтобы снизить опасность неподчинения ветеранов карабахской войны, руководитель их организации был назначен (вот оно!) замминистра обороны. Там он был вынужден подчиниться дисциплине, и его оппозиционная деятельность впоследствии сошла на нет.
В Азербайджане Гейдар Алиев был вынужден на некоторое время назначить бывшего мятежного командира Сурета Гусейнова премьером. Вскоре, однако, его обвинили в подготовке переворота и посадили в тюрьму.
Все эти примеры объединяет одно: слабость центральных властей. Получается, что если Саакашвили говорил это серьезно, то он как бы начал понимать, что его власть ослабевает. А если несерьезно, то он уверен в своих силах.
Вот я и не могу понять...