Марк Григорян (markgrigorian) wrote,
Марк Григорян
markgrigorian

Categories:

"Киликии" -- восемь лет

Нет, я не о пивном заводе. Он постарше будет. И не о Киликийском армянском царстве, существовавшем на берегу Средиземного моря с 1080 по1375 годы.

Я о паруснике "Киликия", построенном группой ереванских энтузиастов.

Это было совершенно невероятным предприятием. Представляете, молодые ребята, прожившие всю жизнь в сухопутной Армении и ходившие (не плававшие, а именно ходившие) под парусом рашве что на озере Севан, решили построить копию средневекового парусника.

Естественно, они назвали его "армянским парусником", хотя, конечно, такие купеческие суда веками ходили по Средиземному морю. Для того, чтобы сконструировать такое судно, они... отправились в Матенадаран, хранилище средневековых рукописей. После долгих поисков, они на полях разных манускриптов нашли несколько десятков изображений кораблей. Прошло еще некоторое время, и им удалось идентифицировать эти корабли. Что-то было рыбацким судном, что-то -- военным, а что-то купеческим. Вот такой купеческий корабль и решили построить.

А было это в конце восьмидесятых годов. Советский Союз распадался, началось карабахское движение, за ним -- война. Кое-кто из будущих корабелов пошел на войну. Другие остались. И почти все они каждый уик-энд собирались на южной окраине города (оттуда прекрасно виден Арарат), и тесали бревна, собирали корпус корабля, палубу, рангоут, такелаж...

"Киликия" в Лондоне, в доке Святой Катарины


Это продлилось много лет. Война закончилась, потом закончились и труднейшие времена кризиса середины девяностых. Строительство шло медленно: то не хватало дерева для постройки, то умений и навыков...

Но они смогли это сделать. И восемь лет назад "Киликия" вышла в море. Для этого, конечно, ее нужно было доставить до моря -- на специальной подводе. И вот -- Батуми, порт, торжественное поднятие флага, "отдать концы", корабль отчаливает и...

И попадает в ужасный шторм. Как рассказывали мне ребята, это было самым серьезным испытанием не только для суденышка (20 метров длиной), но и, в первую очередь, и для них самих. Представьте, ветер рвет парус, волны ломают один руль, потом второй... Неужели корабль так и останется неупраляемым и погибнет буквально на третий день своего путешествия?

Кто-то из экипажа вспомнил, что есть такой способ: бросать на веревке за борт ведро. Оно наполнялось водой и тянуло корабль назад. Таким образом, оказывается, можно было управлять кораблем. Плохо, но им не приходилось выбирать.

Шторм закончился через трое суток. Корабелы все-таки решили продолжать путешествие. "Киликию" подлатали, сделали новые рули (плюс запасной), и...

В ту навигацию они от Батуми дошли до Венеции.

В следующую -- до английского Портсмута.

И на третьй год -- от Портсмута до Петербурга, а потом, по рекам, до Черного моря. И там их снова застиг страшный шторм. Но они были уже опытными мореходами и смогли благополучно прибыть в Батуми. А оттуда, "на перекладных", в Ереван.

Когда они были в Англии, местная община устроила для "Киликии" торжественный проход в центр Лондона. Для этого даже развели знаменитый Тауэрский мост. Причем развели не ночью, а в самый разгар дня. Представьте, я был на борту, когда "Киликия", элегантно развернувшись, прошла под мостом, а потом, сделав круг почета и снова пройдя под Тауэрским мостом, вернулась в док Святой Катарины.

Этот час, проведенный на борту "Киликии" был для меня совершенно незабываемым. Представляю, каково было членам экипажа. Представляю и отчаянно завидую. Но очень доброй завистью.

"Киликия" заходит под Тауэрский мост



Капитан Карен Балаян отдает команду



А это он же, в своей капитанской каюте -- маленьком закутке на корме. Там у него была самая настоящая астролябия. Как сказал Карен, он этой астролябией проверяет данные GPS. 

 

Единственным "настоящим" моряком на корабле был Сэм, Самвел. Батумец, с детства ходивший по морю и до сих пор владеющий кораблем, приписанным к порту Батуми. 



Мой старый друг телережиссер и журналист Карен Даниэлян. В особенно торжественные дни экипаж одевался в такие костюмы, воспроизводившие средневековую купеческую одежду. Карен в ходе плавания был вынужден вернуться в Ереван, где пережил инфаркт, операцию шунтирования, после чего вернулся на "Киликию".



А это -- человек довольно известный в ереванской рок-тусовке. Это знаменитый (не побоюсь этого слова) бас-гитарист Уста. Естественно, это его прозвище, означающее "мастер", "учитель". Английские дети, видя его на борту, кричали с мостов и с берегов: "Hi mister pirate!" Что переводится, как вы уже догадались, "Здравствуйте, господин пират". 

 

Жаль, у меня нет фотографий вчех членов экипажа. Но вот еще несколько человек. 







Трое из членов экипажа не дожили до того дня, когда корабль спустили на воду. Двое были моими друзьями. 

И в самом конце -- на бездонном YouTube-е я обнаружил видео того, как "Киликия" побывала в Лондоне. 


 


 
Tags: друзья, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →