Марк Григорян (markgrigorian) wrote,
Марк Григорян
markgrigorian

О выборах

Многолюдные митинги оппозиции, которые государственные телеканалы показывают только крупными планами, чтобы не дай Бог, зрители не увидели, сколько народу действительно пришло на митинг.

Еще более многолюдные митинги провластных партий, на которые людей сгоняют силой. Эти митинги телевидение показывает общими и средними планами, чтобы все видели, как народ поддерживает власть.

Социологические опросы, в которых с большим отрывом побеждает то одна, то другая политическая сила -- в зависимости от того, кто заплатил за данный опрос.

Митинги.

Безвкусые телерекламы кандидатов, обещающих райские кущи, но не сообщающих, как именно получит народ доступ в эти кущи: "У нас есть команда сильных профессионалов, которые разработали подробные планы вывода страны из кризиса".

Красочные палатки, в которых раздают партийную литературу.

Концерты. Звезды (часто российской) поп-музыки предлагают голосовать за партию власти. Редко когда такие концерты могут провести оппозиционеры.

И еще митинги.

Обещания заасфальтировать улицы и привести в порядок систему водоснабжения. Улицы, кстати, часто действительно асфальтируют. А еще раздают всякую всячину: подарки ветеранам и многодетным семьям или просто дают деньги тем, кто обещает проголосовать за тех, кто эти деньги дает.

Это, как мне думается, типичная предвыборная картина во многих постсоветских странах.

Пишу я все это потому, что в воскресенье в Ереване пройдут выбры мэра, в которых примет участие и оппозиция.

Принципиально не буду писать, что я думаю о том, кто и почему победит на выборах. Не хочу. Вместо этого в самых общих чертах расскажу, как проходят предвыборные кампании в Британии.

Главное, основное, самое важное отличие в том, что здесь не проводят больших митингов, которые должны продемонстрировать всенародную поддержку кандитатам или партиям, предпочитая небольшие, камерные, но "точечно" адресные мероприятия.

Проблема в том, как их точечно организовать. Для этого партийные активисты ходят по домам и спрашивают: за кого собираются голосовать члены той или иной семьи. Конечно, есть здесь семьи, которые поколение за поколением голосуют, скажем, за консерваторов. Для них это -- часть семейной традиции. Все равно как болеть за одну из футбольных команд. Кроме того, здесь не боятся говорить, что собираются голосовать за оппозицию.

Но об этом позднее.

Пройдя по кварталу, партийные активисты получают довольно цельную картину: кто собирается голосовать за какую партию, а кто еще не определился, за кого голосовать. Причем картина эта чрезвычайно подробна: буквально по квартирам. Получив ее, партия начинает работать. Со "своими" избирателями у них один метод работы (в том числе, просят помочь), с неопределившимися -- другой. С теми, кто собирается голсовать за противников -- третий.

Вместо проведения митингов ходят по домам, знакомятся, беседуют. Часто это делают сами кандидаты или члены их штабов. Иногда, в самые трудные кварталы или дома приходят большие лидеры, чтобы агитировать за свою партию. Так, например, в дом к сомневающимся (и имеющим влияние на соседей) может прийти один из министров, чтобы за чашечкой чая побеседовать о политике и будуще страны.

И это часто срабатывает.

А для сомневающихся организовывают дебаты. Проводит их, часто, местный священник или учитель, имеющий реноме человека нейтрального. На дебаты собираются жители околотка. Пусть их даже будет пять человек (при семи-восьми кандидатах). Ничего страшного: ценен каждый голос.

Теперь вернемся к предварительной работе. Да, у нас люди могут отнестись к подобным вопросам настороженно, даже враждебно. Да, они могут отказаться отвечать. Ничего страшного я в этом не вижу. Пусть так и будет зафиксировано в общей предвыборной картине. А потом уже надо искать к ним подходы. Через знакомых, родственников, друзей, соседей. В конце концов в пару таких семей может пойти кто-то из руководителей партии, желательно человек, "раскрученный" по телевидению.

А еще я видел, как член парламента стоял у входа в школу (ни в коем случае не на терриории школы) и агитировал, раздавал родителям брошюры своей партии.

Не знаю, почему у нас не приживаются эти методы. Ведь они чрезвычайно эффективны. Уверен, даже более эффективны, чем асфальтирование улиц и раздача денег, картошки или даже предвыборных слонов.

Или я оторванный от реальности фантазер? 
Tags: выборы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments