?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
50
markgrigorian
Два года назад в Стамбуле был убит журналист Грант Динк.

Динк был одним из основателей и главным редактором газеты "Агос" -- единственной, кажется, в мире, выходившей на двух языках -- турецком и армянском.

Он был одним из тех, кто пытался найти пути и способы примирить армян и турок.

"Армяне пережили большую травму, связанную с турками. А турки пережили большую паранойю, связанную с армянами. Мы оба -- клинические случаи, -- говорил он в одном из интервью. -- Проблема в том, кто вылечит нас. Французский сенат? Американский сенат? Кто даст нам рецепт, кто наш доктор?"

"Армяне -- врачи турок, -- продолжал он, -- а турки -- врачи армян. Нет других докторов. Диалог -- вот единственный рецепт".

Грант Динк был настоящим гражданином и патриотом своей страны. И был трижды судим за "оскорбление турецкой нации".

Его средь бела дня убил ультранационалист, подстерегавший у выхода из редакции.



Смерть Динка вызвала волну сочувствия и негодования. Сотни тысяч людей вышли на похороны журналиста, держа в руках плакаты: "Мы тоже армяне", "Мы тоже Грант Динк".



За два года, прошедших после убийства Гранта Динка, произошел серьезный сдвиг в армяно-турецких взаимоотношениях. Состоялся первый визит президента Турции в Ереван, группа турецких интеллектуалов начала сбор подписей под письмом, авторы которого выражают сочувствие переживаниям и горю армян, пострадавших от "Великой катастрофы". К моменту, когда я пишу этот текст, под письмом поставили свои подписи 27775 человек.

Но проблема так велика, а пропасть между двумя народами так глубока, что сдвиги в сторону сближения вызывают у националистов негативную реакцию, а то и отторжение. Примером этого можно считать опубликованную в одной из турецких газет фотографию, на которой группа мужчин держит плакаты с надписями: "Собакам вход разрешен, евреям и армянам вход воспрещен".

Грант Динк считал, что преодолеть эту пропасть можно только лишь совместными усилиями. И сам он положил несколько важнейших кирпичей в основание моста через нее. И был убит.

Вечером я пойду в Палату Общин английского парламента, где почтят память Динка.

Интересно, смогу ли я когда-нибудь пойти в парламент Турции на мероприятие, посвященное его памяти и памяти всех невинно погибших в 1915-1923 годах?



  • 1
Грант Динк был исключительно серьёзен, и всё сказанное им было выстрадано.
Но мне думается, это как бы "репортаж с петлёй на шее".
Не все свои мысли он высказывал одинаково, скажем, на турецком или на армянском.

Вот к примеру фрагмент лекции на армянском:

http://video.google.com/videoplay?docid=-1265095509650483506&ei=o9BzSeOiN5HEqQKotrm3BQ&q=hrant+dink

Согласитесь, настроение несколько другое. Аудитория другая, и мысли (те же самые) приобретают другой оттенок.

К сожалению, я не знаю турецкого языка. Но никогда в наших беседах я не слышал у него "ястребиных"интонаций. Но мы с ним были плохо знакомы, увы.

В том клипе который Вы указали есть перевод на английский.
Кстати, мне кажется этот клип довольно круто отредактирован.
Но даже из того, что там написано видно: человеку говорить трудно.

А в той лекции на которую я сослался выше (снятую значительно позднее, за несколько месяцев перед его гибелью) его позиция в армянско-турецком диалоге намного яснее выражена, и понятней (мне во всяком случае ближе это).

Турецким я тоже не владею вовсе.

Да, конечно, он отредактирован, видно, что в некоторых местах вырезан контекст, что слова Динка, возможно, хотели подогнать под какой-то взгляд или стереотип. Но фразы о врачах все равно вырезать не смогли. А эта фраза -- ключевая для понимания философии Гранта Динка.

Марк, если честно, храни нас с Вами Бог от подобного "врачевания"...
Временной контекст интервью, думаю, имеет огромное значение.

Если честно, то нынешнее состояние вас, видимо, устраивает.

Вовсе не устраивает. Но не устраивает такая вот псевдо-уравниловка в вопросе. Число турок превышает число армян во много-много раз.
Так пускай над своей объективностью трудятся французы, американцы, англичане, германцы, прочие европейцы -- им над собой работать нужно ой как серьёзно! Мы же с вами, как армяне, по одну сторону баррикад, и борьба против нас с вами, Марк, идёт довольно активная. И Грант Динк всё-таки был хотя и гражданин Турции, но не турок -- за что и погиб. Разве не так?

Боже мой! Какие баррикады? О чем вы? Кто против "нас с вами" борется? Тот, кто борется против меня, то есть тот, кто бросил гранату и те, кто заказали это, и те, кто прикрывает, -- живут в Ереване. Вот так...

А Грант Динк погиб не потому, что "не турок". В той стране "не турки" -- 20% курдов, 60.000 армян, евреи, греки, алевиты, ассирийцы...

Видимо мы с Вами совсем друг друга не понимаем. Или может Вы меня хорошо понимаете, но я Вашу позицию понять не могу (в этом вопросе). Извините, Марк, зря я на этот пост решился ответить. Можете мои комменты стереть, если угодно.

Не надо, что вы! Просто я хочу показать вам, что не все так просто, как вам представляется. Вы человек умный, и поэтому я намеренно пытаюсь сбить вас с толку, чтобы вы немного подумали о таких вещах, о которых у нас не принято думать.

Да тут не то что "немного подумали", тут не знаешь куда уже деваться от всех этих мыслей. Не дом у нас а аналитический центр! А толку? Думай не думай, без чёткой жизненной позиции трудно жить. Надо её выразить, позицию эту, словами, творчеством, как нибудь... Есть народ, турки, который в истории себя зарекомендовал не лучшим образом. До национального покояния там не дошло, и не думаю что в наш век дойдёт -- не похоже. Некоторые позитивные шажочки есть, но они как капля в море! Серые волки там определяют всю политику, и пара-тройка сизых голубей ничего не изменит -- баланс сил не тот. Если мне захочется думать, что это не так, от моих мыслей реальность не изменится.

А ястребиная реакция на геноцид -- явление вполне понятное и закономерное.
Я так думаю.

Довелось видеть Динка вживую 2 раза: 1 - в 2005-м, когда немецкие "зеленые" организовали специальную встречу с армянами Турции, в здании Европарламента в Страсбурге. Турецких армян тогда представляли Динк и Махчупьян. Во встрече также участвовали Коэн-Бендит, Оздемир (вел встречу) и Акчам. В принципе, тогда-то и узнал о существовании Динка. Признаюсь, первое представление было нелучшим. Показался каким-то выразителем турецких интересов. Помню также, как присутствующий на встрече Лоран Лейлекян задал какой-то вопрос, явно в пику речи Динка... Но чем больше со временем узнавал Динка, тем большей симпатией проникал к нему, с бОльшим пониманием стал относиться к его позиции, к которой начинал относиться с уважением...

Второй раз - на форуме Армения-Диаспора в Ереване, в 2006-м году, проходившем на "амайлире". Он, как и многие другие важные представители нации, как в государстве, так и в Диаспоре, тоже выступил с речью. К сожалению, языком не владею, но чувствовалось, что речь его была какая-то по особому живая, как будто наполненная особым смыслом, и хлопали ему столько, сколько не хлопали никому другому из выступавших.

В фильме Screamers запомнились одни его слова примерно следующего содержания: "...Сегодня в Турции живут люди, которые не допускают, что их предки совершили геноцид. Они, в принципе, милые такие люди на вид... Так почему же они не допускают этого? Да потому что они против геноцида и сами бы они его не совершили, и они также не могут поверить в то, что их предки совершили такие вещи..."

Царство ему Небесное...

Спасибо. Очень теплые у вас воспоминания. И последняя цитата -- совершенно в духе и стиле Динка.

Царствие Небесное, вечная память.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
+

Грант Динк, безусловно, сын Божий.

Кстати, такая интересная деталь его биографии: он был крещен в лоне Армянской Апостольской Церкви (ААЦ). Но в возрасте семи или восьми лет попал в сиротский приют -- и это был армянский протестантский приют. Он был членом общины протестантской церкви, но принимал и ААЦ. И похоронили его по обрядам ААЦ, но с участием протестантских священников.

  • 1