Он разворачивался у нас на глазах, и если пролистать журналы целого ряда моих френдов, то можно будет увидеть не только, как развивался конфликт, но и как менялись мнения людей об этом конфликте, как модифицировалась сама картина конфликта, то отходя от действительности, то снова возвращаясь к ней, только для того, чтобы опять уйти.
Я не говорю сейчас о том, как параллельно с боевыми действиями велась пропагандистская война в радио- и телеэфире, на страницах газет и в интернете.
Я говорю о том, как в Грузии и России развивались и формировались разные картины происшедшего.
Разные люди, в зависимости от своих политических взглядов и симпатий, стали верить разным версиям событий, и по ходу их развития вдруг переставали замечать некоторые части общей картины и выпячивать другие.
Отчетливо вырисовались две "официальные" точки зрения. Думаю, здесь нет смысла их описывать, так как они, в целом, известны.
В течение буквально нескольких дней сформировалось мнение, которое я для себя называю "российским оппозиционным". В этом варианте, картина событий близка к грузинскому "официальному" варианту. Для этого мнения очень важно, что Саакашвили, в общем, делал не более того, что в свое время центральная российская власть делала в Чечне. Однако оценки, которые дает Кремль этим событиям -- диаметрально противоположные.
Кроме того, для этой картины очень важно, что российские танки перешли границу и воюют на территории другой страны. И возникают параллели с Чехословакией 1968 года. А это уже вызывает опасения, что "вставшая с колен" Россия продолжит экспансию -- в первую очередь, на Украину.
Те же опасения были заметны и в Украине. Думаю, что это в немалой степени повлияло на разразившийся в стране политический кризис, в результате которого "оранжевая" коалиция (которую сейчас называют "демократической") находится на грани -- или уже за гранью -- развала. Хотя, конечно, я знаю, что грузино-российский конфликт мог быть всего лишь поводом, выявившим и выпятившим серьезные разногласия внутри правящего альянса.
Грузинского оппозиционного мнения пока не очень слышно. И это понятно, потому что сейчас перед Грузией стоит задача сохранения государственности как таковой. Разборки начнутся потом, но тогда уж, боюсь, ситуация в стране накалится до предела. Круг вопросов и претензий оппозиции и многих простых людей к Саакашвили велик, и, думаю, даже щедрые американские деньги вряд ли смогут снизить накал страстей.
Пройдет некоторое время, и исследователи смогут обратиться к мифам этой войны, проанализировать прессу, увидеть, как день за днем искажались реалии, рождались и умирали какие-то картины и детали картин.
Если вы хотите, чтобы я привел пример мифа -- посмотрите, как описывают стороны начало войны. С чего она началась? С бомбардировки Цхинвали? Или с того, что осетины стали обстреливать грузинские села? И вообще, была ли бомбардировка Цхинвали, а если была, то кто стрелял -- грузинские "Грады" и танки, или российские самолеты и танки? Или и те, и другие?
Есть ряд вариантов, как ответить на эти вопросы.
Я бы взялся за анализ освещения конфликта в СМИ России и Грузии, чтобы увидеть и показать, как развивались эти мифы, как стороны создавали свои параллельные картины войны. Это тема для целой книги.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →