Во-первых, армянская община Тбилиси взялась за дело весьма активно и на всех уровнях. Молодцы. Правда, в колокола они забили поздновато, но все равно: важно, что община работает.
Во-вторых, был разговор двух премьеров (армянского и грузинского) о судьбе "Норашена".
В-третьих, -- вот эта часть непроверенная и, боюсь, непроверяемая: католикос-патриарх Илия Второй запретил строительство у "Норашена". Не знаю, распорядился ли он снять крест святой Нино с ограды -- в этом мои источники противоречивы.
Если это действительно так, то это неплохо.
Говорят, давление, оказанное на Грузию в вопросе "Норашена" националисты приписывают армянскому лобби в США, а американское правительство уже "надавило" на правительство Грузии. Вот куда могут завести теории заговора. Все зло от них, от этих армянских лоббистов за океаном!
Но вопросы все равно остаются (даже если все, что я написал, действительно правда). И касаются они того, что "Норашен" должен получить офииальный статус. Понимаю, что это непросто, что это требует осторожного и деликатного подхода, но без этого ничего не выйдет. Националистически настроенное меньшинство продолжит свои действия. Главное, чтобы у него, этого меньшинства, не было поддержки. Однако то, что я вижу сегодня, не дает повода даже для осторожного оптимизма.
Я вижу, что вопрос "Норашена" может стать одним из эталонов истинной, а не декларируемой демократизации Грузии. В этом вопросе концентрируется отношение к меньшинствам, к истории, настоящему и будущему. Это проверка толерантности настоящая, а не застольная.