Они каменные, бронзовые, бетонные и еще самые разнообразные.
Что это значит? Почему там осталось столько вождей мирового пролетариата? Неужели потому, что жители надеялись, что СССР вернется? Или потому, что продолжают верить в идеи марксизма-ленинизма?
Не знаю... Те, с кем я встречался, относились к этим идеям как к анахронизму, а на мое желание фотографировать памятники Ленину смотрели как на странное чудачество иностранца.
Я же, глядя на эту монументальную статую в Бишкеке, чувствовал себя очень неуютно: будто вернулись семидесятые годы.

И люди под ним кажутся маленькими, как муравьи. Не люди, а людишки какие-то.

Интересно, что в постамент памятника вмонтирован металлический (видимо, бронзовый) щит и гербом независимого Кыргызстана. И наступает состояние дежавю: значит, независимый Кыргызстан принимает эти статуи, а следовательно и идеи Ленина? Это именно та страна, которая в девяностых гордилась своим имиджем "островка демократии в Центральной Азии"?
Собственно, зря я удивляюсь. Школьники здесь носят галстуки -- точь-в-точь как пионерские.
И красный флаг страны гордо развевается рядом с очередной фигурой Ленина. Но эта поменьше. Видимо, село рангом не вышло.

Лениных действительно много. Их руки вздымаются, указывая куда-то в сторону Саудовской Аравии. Видимо, это направление светлого пути.

Или у скульпторов фантазии не хватало?

Я этот рассказ слышал о скульпторе Меркурове. Но кажется, что то же самое рассказывали о Мухиной и еще о нескольких скульпторах. Значит, это легенда. А суть ее в том, что в мастерской Меркурова (я же слушал о нем) стояло множество фигур разных выдающихся людей: Ленина, Маркса, Энгельса, Дзержинского, Гаргарина... И все они были голыми.Когда приходил заказчик, еу нужно было лишь выбрать размер фигуры и одежду, которую скульптор (или его подмастерья) прилаживал к уже готовому вождю или космонавту.
Для бюста хватало воротника и галстука.

Ну а этот вождь вырублен в скале -- навечно! И чтобы проезжающие случайно не забыли, что к чему, под ним выбито: "Ленин с нами". Как в "трехспальной кровати".

Не обошлось, конечно, без Маркса и Энгельса. Они мирно беседуют перед Американским университетом в Бишкеке.

И почему-то в Кыргызстане любят Железного Феликса. Но статуи его предпочитают делать из камня. Видимо, так "железнее".

А в целом, это грустно. Как минимум так же грустно, как изречения президентов, щитами с которыми утыканы все (или почти все) дороги Центральной Азии.
Я много слышал о том, что в социалистической практике было много общего с религией. И я готов согласиться, что многочисленные статуи вождей играли роль объектов религиозного поклонения -- идолов. Но уже почти 20 лет, как нет той страны. Центральная Азия стремительно исламизируется. А идолы стоят...
Зачем?