Марк Григорян (markgrigorian) wrote,
Марк Григорян
markgrigorian

Categories:

Снова о турецком влиянии в Кыргызстане

Получил письмо от друга, известного азербайджанского историка и политолога Арифа Юнуса. 

Это было ответом на мой пост о турецком влиянии в Кыргызстане (он здесь). Ариф пишет, что знаки турецкого влияния, которые я видел, очень сильно связаны с одним из религиозных направлений.

"... речь идет не о проникновении Турции, а скорее о проникновение религиозного турецкого направления. И газета "Заман", а также все турецкие лицеи и телеканалы на постсоветском пространстве - это все нурсисты (так по-русски, по-турецки - нурчулар)". 

А еще он выслал мне отрывок из своей книги "Ислам в Азербайджане" (к стыду моему, я еще не прочитал эту книгу), где описываются нурсисты и их деятельность. 

Из главы 7 «Исламские радикальные и нетрадиционные организации» 
книги «Ислам в Азербайджане»)
 
 
(…) наибольшую известность среди действующих в Азербайджане турецких организаций приобрели последователи исламского духовного лица и ученого муллы Саида Нурси (1873-1960) или сокращенно по-тюркски «нурчулар». Свое название эта суннитского толка организация получила от турецкого села Нурси (близ г.Битлис), где родился основатель движения. Но впоследствии мулла Саид связывал название своей идеологии со словом «нур», т.е. «свет». Соответственно, «нурчулар» (по-русски – «нурсисты») переводилось как «сторонники светлого пути». История организации начинается с 1945 г., когда, собственно говоря, Саид Нурси провозгласил в Турции концепцию, которая включает 4 принципа:
 
Ислам должен быть объявлен государственной религией Турции, а Коран стать основой для Конституции;
Светское правительство должно иметь лишь функции исполнительские и защитные; 
Контролировать правительство при этом должен специальный Совет духовных лиц;
Страна должна реально стать частью мусульманского мира и резко ограничить всякие контакты с христианским миром.

Иначе говоря, сторонники этого движения выступали за создание исламского государства, ибо считали, что светская власть «не от Аллаха». Поэтому они открыто именовали светское правительство Турции «хунтой» и крайне негативно относились к Кемалю Ататюрку.

Однако реальную силу нурсисты приобрели, когда в 1969 г. во главе движения встал миллиардер Мухаммад Фатуллах Гюлен. По оценкам турецких экспертов, Гюлен и община нурсисты сегодня располагают капиталом в 50 млрд. долларов. К концу 80-х годов в сеть нурсистов входили 88 вакфов, 200 частных лицеев (школ), более 500 компаний и фирм. Они выпускают 14 журналов, выходящую огромным тиражом газету «Заман» («Время»), вещают на весь мир по частному каналу «Саманйолу» или сокращенно СТВ и по двум радиоканалам. После распада СССР наступил звездный час нурсистов, которые за короткое время смогли укрепиться практически во всех мусульманских республиках (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан) , а также в тюркоязычных регионах России. 

Пик популярности и влияния нурсисты и лично Мухаммада Фатуллаха Гюлена пришелся на первую половину 90-х годов, когда президентом Турции был Сулейман Демирель. Пользуясь его поддержкой, Гюлен стал спокойно распространять свои взгляды не только в Турции, но с 1992 г. и в других странах мира, в первую очередь в республиках СНГ. По данным сторонников этого направления, на сегодня в 54 странах мира они имеют разветвленную сеть, которая включает 293 принадлежащие им фирмы и предприятия, 6 университетов, почти 250 лицеев, в которых обучается до 40 тысяч студентов.

Ситуация изменилась, когда в 2000 г. президентом Турции стал Ахмед Сезер, который развернул борьбу против антикемалистов и организаций, представляющих угрозу государственной и территориальной целостности страны. Поскольку Гюлен не раз публично выражал свою неприязнь к Ататюрку и выступал за создание исламского государства, его движение запретили, а самого Гюлена в начале 2001 г. объявили в розыск. 

(…) Внимание, которое нурсисты уделяют учебным заведениям, вполне объяснимо: они работают на дальнюю перспективу с молодежью. Вот почему они открывают в Азербайджане не просто общеобразовательные школы, а школы-интернаты, и обращают особое внимание на проповеди среди школьников и студентов. Как следует из материалов, полученных из республиканских СМИ, а также наших полевых исследований, нурсисты стараются объединить своих сторонников в этих лицеях в так называемые «ишыг еви» (тур. «дом света») или «юрды» (тур. «очаг», «жилище»). Они представляют из себя большие квартиры, состоящие, по меньшей мере, из 10 комнат, где проживают не менее 15 школьников и 3-4 «агабея» (тур. «старший брат»). В этих «юрдах» проходят занятия по основам религии. Отличившихся постепенно повышают, вплоть до звания «агабей», которые занимаются привлечением в эти «юрды» других молодых ребят. При этом нурсисты не теряют связей с теми, кто однажды попал к ним. Они решают буквально все проблемы своих воспитанников – от образования до трудоустройства и жилья. После окончания учебы сторонникам учения Саида Нурси находят работу в турецких фирмах, которые в той или иной степени также связаны с этим движением. По сути, нурсисты создали настоящую казарменную систему, не случайно порой эти «юрды» или «ишыг еви» именовались также «нур казармасы» (тур. «казармы света»).


Tags: Азербайджан, Центральная Азия, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments