Марк Григорян (markgrigorian) wrote,
Марк Григорян
markgrigorian

Category:

Ош, исламизм, Ферганская долина

Девятнадцатилетняя Ырысбю, увидев меня в Оше, на горе Сулейман Тоо, тут же спросила: «Вы верите в Аллаха?»
 
Это было так неожиданно, что я промолчал. «Вы знаете, что такое «бисмилла рахман и рахим»?
 
«Знаю», – сказал я. 

(Если кому неизвестно, это первая строчка Корана: "Бисмилла аль-рахман аль-рахим" (Во имя аллаха милостивого, милосердного...").
 
«А-а, вы, наверно, верите в Ису Христа?..» (Ису, а не Иисуса. Иса -- один из персонажей Корана.) 

Я не стал продолжать богословский разговор. Вместо этого я спросил, отукда она. Так мы разговорились.
 
Ырысбю живет в Джалалабаде, это городок в 90 километрах от Оша. Она впервые выехала из родного города. И первая ее поездка – на священную гору, чтобы помолиться.
 
Ырысбю учится в медресе – религиозной школе при мечети. Она ходит на занятия два раза в неделю, и ей это очень нравится. Так нравится, что она очертя голову бросается в богословский спор с фотографом, работающим там же, на горе.
 
Ей нравится носить хиджаб, нравится, что ее руки выкрашены хной, нравится быть правоверной мусульманкой. 

Эта девочка – одна из многих. И хоть я не эксперт в вопросах развития ислама на юге Кыргызстана, но мне кажется, что еще несколько лет назад Ош не был таким религиозным. 


Это можно заметить, просто пройдя по улицам города. То и дело навстречу попадаются женщины в хиджабах.



Есть уже и такие, кто ходит в парандже, закрывая лицо. 



А по базару ходят распространители религиозной литературы. И их брошюрки пользуются успехом. 

На этой фотографии женщина, принесшая книжки, сидит лицом к нам, в сером халате. Остальные -- ее "клиентки".



Аксакал одной из близлежащих деревень сказал мне, что все больше и больше мальчиков ходит в мечеть. «Придут [в мечеть] со школьными рюкзаками, оставят их, и читают Коран».
 
Он сказал мне также, что это потому, что «разве в школах чему-нибудь учат»?
 
И это веская причина. Неудачи в официальном образовании быстро подхватывают местные религиозные лидеры.
 
Я говорил об этом и в Бишкеке. Но один из моих собеседников сказал, что очень многие просто забирают детей из школ, потому что «учение – это зло». 

Пепси и ислам -- картина, довольно типичная для юга Кыргызстана.


 
Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что религиозная ситуация на юге Кыргызстана становится все более острой. Собственно, об этом говорят и эксперты, и даже совет по делам религий страны утверждает, что в Джалалабадской области число сторонников исламистской партии «Хизб ут-Тахрир» доходит до 15 тысяч, аналогичная ситуация и в соседней Ошской области (данные взяты отсюда). 

И тут дело не только в Кыргызстане. Речь идет обо всей Ферганской долине. А это значит, что процессы затрагивают не только юг Кыргызстана, а еще и Узбекистан, Таджикистан и юг Казахстана. А это серьезно.
 
Могут ли правительства этих стран противостоять исламизму?
 
Пока им это не удавалось. 
Tags: Центральная Азия, религия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments

Recent Posts from This Journal