Почему? Что мне, выросшему в СССР армянину, слова Мартина Лютера Кинга, лидера борьбы чернокожих американцев за свои права?
Когда он прочитал эту свою знаменитую речь, мне было всего пять лет. Когда 4 апреля 1968 года его убили, мне было без малого 10. Что мог я тогда понимать?
Видимо, какие-то отголоски все-таки до меня дошли. Наверняка, по разговорам взрослых, по радио или телевизору... А еще почему-то мне помнится "Литературная газета" с некрологом.
Не помню, но могу предположить, что в СССР убийство Кинга должны были раздуть во всю мощь. Как же -- в стране главного "потенциального противника" убивают борца за права, которые у нас давно уже гарантированы! И вообще, в Советском Союзе снайперы никого не убивают!
Потому ли, а может, потому что в моей семье смотрели на мир не так, как этого требовала пропаганда, Мартин Лютер Кинг стал ассоциироваться у меня с благородной, честной и почти безнадежной борьбой. А еще с тем, что он выиграл в этой борьбе. А это значит, что не всегда бывет так, что "почти безнадежная" -- обречена.
А еще это значит, что можно и нужно бороться, если веришь в свою правоту.
* * *
Год, когда убили Мартина Лютера Кинга, был особенным. Можно сказать, что именно тогда мир изменился, и именно тогда стали видны очертания того, как мы будем жить в начале двадцать первого века.
И убийство это стало одним из событий, ознаменовавших 1968 год.
Буквально за несколько дней до этого, 31 марта, президент США Джонсон объявил о прекращении бомбардировок большей части Северного Вьетнама и о намерении начать мирные переговоры.
Вслед за ним была Пражская весна. За ней -- советские танки в Праге.
Потом -- май в Париже с его студенческими восстаниями.
А в июне The Beatles выпустили фильм Yellow Submarine.