Рассказывая, Грач приводил множество цитат из Гранта Динка, а также много говорил о том, как ухудшилось положение общины после убийства Гранта.
Он рассказал, что в общине существуют два течения. Одно -- изоляция без интеграции. Согласно этому течению, интергация несет в себе опасность потери национальной идентичности. Второе течение -- интеграция без ассимиляции. К этому течению относился Грант Динк, к нему же относится и патриарх Армянской Апостольской Церкви архиеписком Мутафян. Приверженцы этого течения утверждают, что, поскольку они граждане Турции, они должны быть частью общества. Но при этом совершенно не обязательно ассимилироваться, сливаться с большинством.
Кстати, в Турции официально зафиксировано всего три меньшинства: это армяне, греки и евреи. Причем оказывается, что греков и евреев осталось так мало, что армяне сейчас являются чуть ли не самым большим официальным меньшинством в Турции.
Вы спросите: а курды, составляющие до 20% населения? Дело в том, что меньшинства в Турции зафиксированы еще Лозаннским договором, и тогда основывались не на этническом принципе, а на совокупности этнического и религиозного принципа. То есть религиозный принцип был по крайней мере так же важен, как этнический. И в меньшинства не были включены курды (видимо, посчитали, что они все мусульмане), абазины, черкесцы и другие. После этого я не удивляюсь, что курды так недовольны своим положением в стране.
Формальным руководителем общины является религиозный лидер. То есть патриарх Мутафян официально признан лидером армянской общины, и именно он представляет общину в парламенте и других учреждениях. И при этом меньшинствам запрещается иметь семинарии. То есть лидер общины по определению должен получить образование за границей.
Говоря об армянской общине в Турции, Грач, во-первых, отметил, что количество армян по меркам Турции ничтожно -- менее 0.1% населения. И тем не менее, армяне видятся как "иностранцы", "чужие", "опасные". При том, что речь идет именно о гражданах Турции, живших там много столетий.
И он выдвинул концепцию, что в отношении армянского меньшинства применяется метод frame and label. То есть общину как бы вставляют в рамку и тем самым отделяют от большинства. А потом, вставив в рамку, надписывают. И таким образом окончательно отделяют.
А еще он говорил о том, что армянская община в Турции не должна отвечать за то, что происходит за пределами страны. В частности, он говори о требованиях диаспоры о признании геноцида и противостояния Армении и Азербайджана.
Очень тяжелое впечатление осталось.