Но мысль написать этот пост возникла у меня после того, как я прочитал интервью Ивлиана Хаиндравы газете "Коммерсант".
Само интервью здесь.
В этом интервью мое внимание прилекло высказывание о том, что "У нас есть отчет ОБСЕ, который камня на камне не оставляет от этих выборов."
И я решил посмотреть этот отчет. Он действительно очень критичен по отношению к подсчету голосов и табуляции результатов.
Под катом -- перевод части ответа. Переводил я, так что возмложны всякие корявости. Сам текст на английском языке -- здесь.
* * *
И не могу удержаться, чтобы не привести нескольких высказываний Ивлиана из интервью "Коммерсанту":
"Заявление Буша -- это продолжение политики администрации США, для которых "проект Саакашвили" -- единственный международный проект, который можно продать как успешный. Ни Ирак, ни Косово, ни Ливан, ни Афганистан нельзя назвать их успешными проектами. Американцы преподносят "проект Саакашвили" как некий демократический прорыв на постсоветском пространстве. Признать в год выборов, что и этот проект провальный, Буш не может. Поэтому место мифа о великом демократе Саакашвили занимает теперь миф о нашкодившем Саакашвили, который осознал свои ошибки и теперь будет хорошим мальчиком. К сожалению, такая неискренняя и циничная политика приводит к охлаждению грузинского общества к американской политике".
(...)
"Саакашвили борется за спасение себя в президентском кресле, его Национальное движение будет бороться за спасение себя в парламенте. А для ряда членов Нацдвижения это борьба за спасение себя -- без мандата и покровительства Саакашвили не миновать им скамьи подсудимых. Так что борьба будет жестокой и яростной. Но по той реакции, которая идет из Брюсселя и европейских стран, а в определенной степени и из Вашингтона, требования, чтобы парламентские выборы в Грузии были проведены более или менее прилично, уже обозначены. Саакашвили либо внемлет этим увещеваниям, либо проведет парламентские выбора по типу президентских".
(...)
"Вспомним, с какими требованиями в октябре вышла оппозиция. Это парламентские выборы весной -- мы их получили. Это изменение избирательного законодательства и представительство оппозиции в избирательных комиссиях -- мы частично этого добились, наши представители есть в ЦИКе и в участковых избиркомах. К сожалению, их нет в областных избиркомах, а именно там и переписывались протоколы.
Мы требовали освобождения политзаключенных -- и хотя бы Батиашвили уже на свободе. А теперь вот еще общественное телевидение. Так что многие в народе понимают, что самоотверженность оппозиции принесла свои плоды".
(...)
"Осенью с подачи власти мы все в оппозиции были агентами Кремля, а Кремль устраивал тут переворот. Мы все не знали тогда, будем мы ночью спать дома или в застенках. Но эта попытка провалилась, потому что Саакашвили ни на Западе не поверили, ни в Грузии. Я не принадлежу к той категории людей, которые считают, что отношения между Грузией и Россией могут стать в ближайшем будущем безоблачными. И проблема есть даже в ценностных ориентациях. Грузины, например, прославились тем, что им не нравится вообще никакая власть. Россияне прославились тем, что им нравится любая власть, в том числе и следующая. Это разная ментальная ориентация.
К тому же 72% в пользу НАТО -- это тоже показатель ориентации народа. А Евросоюз здесь еще популярнее. Грузины рассматривают европейское пространство как свое..."