Марк Григорян (markgrigorian) wrote,
Марк Григорян
markgrigorian

Category:

К вопросу о национализме

Статья, опубликованная в одной из абхазских газет. Я подошел к ней творчески, то есть несколько изменил текст а также поменял имя героини публикации. Стиль, однако, я постарался сохранить.

Что для меня важно в этом материале -- это то, куда нас всех может завести национализм. 

Читайте... 

В БОЯХ ЗА АДЖИКУ  

 

Историк  и антрополог Наталья Коберия пытается обратить внимание руководства Абхазии на незаконное по ее мнению производство традиционно абхазского продукта аджики на внешнем рынке. 

 

Об этом она заявила во время встречи научных сотрудников Абхазского института гуманитарных исследований с руководителями страны, которая состоялась в Сухуме.

 

Причем, не просто заявила, а передала президенту Сергею Багапш письменное обращение с требованием разобраться в ситуации.

 

Наталья Коберия – известный исследователь абхазской национальной кухни. Двенадцать послевоенных лет ее не перестает беспокоить «проблема аджики».

 

Проблема заключается в следующем: Как говорит Коберия, во-первых, в Грузии незаконно присвоили «право на аджику». То есть, говорят о том, что это продукт грузинской кухни. Между тем, как говорит Коберия, аджика – это исконный абхазский продукт, о чем свидетельствует в частности и название. С абхазского языка название можно перевести как «горькая». И вообще слово это тюркского происхождения.

 

Коберия настаивает, что власти Абхазии должны во время международных встреч требовать признания незаконности присвоения грузинами прав на аджику.

 

В подтверждение своих слов Коберия демонстрирует кулинарные книжки, изданные в России. В этих книжках аджика указана как продукт грузинской кухни, и, кроме того, приведено 11 различных рецептов ее приготовления. В числе этих рецептов, указана и так называемая «армянская аджика», что, по мнению Коберия, абсурд и чего просто не может быть.

 

Коберия действительно является крупным знатоком аджики. Она коллекционирует различные рецепты ее приготовления, а также готовый продукт. Подвал ее небольшого дома уставлен банками аджики, изготовленной в разных регионах страны, а также за рубежом.

 

Поэтому ее чрезвычайно беспокоит не только то обстоятельство, что грузины заявляют права собственности на исконно абхазский продукт, но и то, что аджику изготавливают в той же Грузии, России и других странах без разрешения на то Абхазии.

 

Коберия провела серьезную исследовательскую работу с целью уточнить, кто именно и где производит столь важный продукт. Выяснилось, что, в частности, в Сочи, некий беженец из Абхазии построил целое производство аджики. Еще более вопиющим фактом, по мнению Коберия, является производство аджики в Греции. На ней так и написано «абхазская аджика», а основал производство грек, но выходец из Абхазии.

 

Греческий продукт не нравится этнографу главным образом потому, что экспортируется на рынки СНГ и Европы, и таким образом, абхазская аджика там с греческим привкусом.

 

«Абхазскую аджику продает кто угодно, только не сами абхазы», – говорит Коберия.

 

В ответе на письменное обращение, которое подала Коберия на имя президента, в частности, сказано: «… Однако в Грузии начали производить вина с названиями «Псоу», «Лыхны», «Букет Абхазии». Мы пока ничего не можем с этим поделать».

 

Наталья Коберия, однако, не сдается: «Вот недавно, Греция подала иск в Гаагский суд на Турцию для того, чтобы доказать греческое происхождение какого-то продукта. И победила. Почему бы нам не постоупить таким же образом?»

 

Ученая полагает, что необходимо зарегистрировать патент на аджику. А проблему аджики необходимо поднять в ходе грузино-абхазского переговорного процесса, в том числе, в Совете Безопасности ООН.

Tags: Абхазия, Грузия, национализм, сюрреализм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 125 comments