В комментариях к моему вчерашнему посту о повторном прекращении эфира тбилисской телекомпании "Имеди" начался спор о политике и СМИ. Я посчитал, что он очень показателен в смысле определения места СМИ в государственно-общественном устройстве. Настолько, что вынес этот вопрос в отдельный пост.
И для определения того, являются ли СМИ "четвертой властью" или "инструментом" (а то и "оружием") в руках политиков, давайте рассмотрим идеальное устройство государства. Идеальное не в смысле наилучшего, а в смысле не существующего в реальности.
Если посмотреть на современную модель государства, то она будет выглядеть так: есть народ, который формирует три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную. Все они независимы друг от друга и представляют как бы равносторонний треугольник, то есть достаточно жесткую конструкцию. Функции этих трех ветвей более или менее ясны, я их описывать не буду.
Но народ формирует еще одну власть – четвертую. Это средства массовой информации, функция которых отслеживать, что делают три другие ветви, показывать народу, сформировавшему эти три ветви, нарушения и злоупотребления, которые допускают представители трех властей. Если попробовать изобразить их взаимодействие графически, то равносторонний треугольник превратится в равностороннюю пирамиду, где место четвертой вершины займут СМИ.
Но это идеальная картина. В ней не учитывается, например, влияние экономического фактора на развитие государства, и так далее.
А теперь попробуем посмотреть на реальное состояние вещей.
Тем не менее, есть на Западе фактор, стабилизирующий ситуацию. Это рынок. Грубо говоря, если ваша газета или ваш телеканал окажется неинтересным, то газету перестанут покупать, телеканал смотреть, и они разорятся. А разорятся потому, что им перестанут давать рекламу, на доходы от которой они, собственно, и живут. Редакторы газет на Западе любят говорить, что выручка от продажи газеты (а тиражи миллионные) не окупает типографскую краску.
Но если мы посмотрим на ситуацию в постсоветских странах, то увидим, что ситуация там в корне отличается от западной. И главное отличие в том, что СМИ являются не независимым институтом, не «четвертой властью», а институтом, зависимым от политических сил (если издание прямо контролируется политической партией), либо от политических интересов (если над ним стоит крупный капитал).