В Грузии новая история: один из лидеров предвыборного штаба Патаркацишвили подозревается в подготовке государственного переворота.
Насколько я понял, применен метод, уже ставший известным в грузинской практике: по телевидению передают аудио- и видеозаписи встреч и бесед этого "человека Патаркацишвили" с разными людьми, где он якобы договаривался о перевороте.
Сам Патаркацишвили сидит в Лондоне, говорит, что на него готовися покушение, и хоть у него и 120 телохранителей, он опасается возвращения в Тбилиси.
Тем временем, будучи в Лондоне, он обещает, в случае избрания президентом, потратить почти миллион долларов собственных средств на оплату электричества для нуждающихся, а также скупить весь урожай мандаринов и винограда будущего года.
Так и хочется крикнуть: "О'Генри! Позовите О'Генри, пожалуйста!"
Тем временем, ОБСЕ выступила с промежуточным отчетом о ходе выборов. Сам отчет здесь (на английском языке), а вот пара фрагментов, которые я перевел.
Условия проведения кампании
Избирательная кампания проходит в предельно поляризованной политической атмосфере.
Оппозиционные кандидаты выражают глубоко недоверие администрации выборов и неуверенны в справедливости выборного процесса. Они утверждают, что не могут соперничать на равных условиях с нынешним президентом (тут наблюдатели допустили юридическую ошибку, Саакашвили нельзя признавать занимающим должность президента – incumbent, – потому что официально он ушел в отставку. Хотя, по существу, возможно, они и правы). Оппозиционеры, в частности, утверждают, что им иногда не предоставляют равного доступа к государственным помещениям для предвыборных мероприятий, существует несправедливое преимущество в доступе к средствам массовой информации, а также что официальные лица проводят кампанию в пользу действующего президента (вот опять), что противоречит выборному законодательству. Они также утверждают, что г-н Саакашвили несправедливо пользуется доступом к государственным средствам, таким как правительственные автомашины и усиленная охрана, которая была прикреплена к нему как к президенту. Очень распространены также утверждения о давлении, особенно в отношении государственных служащих, чтобы те голосовали за г-на Саакашвили. Миссия наблюдателей за выборами от OSCE/ODIHR расследует эти утверждения, которые власти отвергают.
Кампания г-на Саакашвили основывается на ряде социально-экономических обещаний, включая раздачу беднякам и инвалидам ваучеров на такие вещи, как дрова, электричество, газ и медицинское обслуживание. Возражая, что многие из этих обещаний не были включены ни в государственный бюджет 2007, ни в проект бюджета 2008, оппозиционные кандидаты видят во многих из этих обещаний использование бюджетных средств на цели избирательной кампании. Официальные лица в правительстве отвергают это, утверждая, что обещания касаются затрат, запланированных до того, как была назначена дата выборов.
Заявления со стороны оппозиции относительно злоупотреблений в ходе выборного процесса привели к предположениям, выдвинутым властями, что оппозиция концентрируется не на кампании, а на подготовке почвы к послевыборным демонстрациям.
Жалобы и апелляции
(…) несмотря на многочисленные сообщения от политических партий и НПО о предполагаемых нарушениях законодательства, ЦИК получил лишь одну официальную жалобу и шесть «заявлений». В жалобе, представленной Политическим движением Свобода, сказано, что мэр Тбилиси, министр по беженцам и расселению и министр образования, будучи официальными лицами, незаконно ведут кампанию за г-на Саакашвили. ЦИК ответил письмом, в котором сказано, что эти лица не являются государственными служащими, согласно кодексу о выборах и Закону о госслужбе. Ранее Ассоциация молодых юристов Грузии (АМЮГ) представила заявление, содержащее те же утверждения, и ЦИК ответил, указав, что эти лица не «проводили агитацию», согласно определению выборного кодекса, потому что они не выражали открыто поддержки г-ну Саакашвили. АМЮГ обратилась с этим в тбилисский городской суд и ожидает слушания дела.
Два заявления были представлены в ЦИК со стороны Лейбористской партии и Грузинского общества выживания грузинского менталитета и самобытности (ну и название! Перевел с английского, вот как выглядит оригинал: Georgian Society for Survival
of Georgian Mentality and Originality). В них предполагалось, что кандидат от «Национального движения» использует свое положение бывшего президента в ходе кампании, незаконно используя административные ресурсы. ЦИК ответил письмами, в которых сказано, что запрещение пользоваться административными ресурсами касается лишь кандидатов, занимающих государственные посты, а поскольку кандидат не является официальным лицом (потому что он ушел в отставку как президент), нарушений в данном случае нет.
Народны защитник (омбудсман) (…) сообщил Миссии по наблюдению за ходом выборов, что в ходе предвыборного периода люди боятся подавать официальные жалобы.