Previous Entry Share Next Entry
... и снова о памятнике Бродскому в Москве
50
markgrigorian

Я читал об этом памятнике и было интересно на него посмотреть.

Памятник Бродскому стоит в Москве на Новинском бульваре, практически напротив консульства США. Его автор Георгий Франгулян использовал относительно новую технику, когда пропорции скульптуры меняются, она делается двумерной, почти плоской, но благодаря измененным пропорциям кажется, что фигура трехмерная. Это создает любопытный эффект.

На меня скульптура оставила очень двойственное впечатление. С одной стороны, конечно, интересно. Но с другой -- почему бронзовый Бродский так высокомерно задрал голову? Что хотел сказать этим автор? И почему люди на заднем плане так подчеркнуто безлики (и двумерны)? Получается, что Бродский выделяется на фоне безликости? Тогда кто они? Советские люди (спасибо, Георгий Франгулян, за мою безликость) или советские поэты, создавшие этот фон для Бродского?

Словом, вот несколько фотографий памятника. Судите сами.

(inphuzoria, мне особенно ценно Ваше мнение)



А может, он не заносчив, а просто "разговаривает со звездами"?



То, что фигуру можно увидеть в профиль (я бы даже сказал, в отсутствующий профиль), показывает, как мне кажется, слабость архитектора, так поставившего эту скульптуру. Но цветы сюда несут -- и это очень хороший признак.



А вот и "профиль" Бродского.

"Повернись ко мне в профиль. В профиль черты лица
обыкновенно отчетливее, устойчивее овала
с его блядовитыми свойствами колеса:
склонностью к перемене мест и т. д. и т. п. ..."

Тут он не отчетливее. Или мне это кажется?



Памятник был открыт 31 мая 2011 года.



А это -- еще одна фигура, выполненная в технике "искаженной двумерности". Она в Стамбуле, у греческой церкви.

И не могу не добавить в конце стихотворение Бродского "Я памятник воздвиг себе иной..." Есть у него и другое стихотворение о памятнике лжи, но оно, как мне кажется, не очень подходит к этому случаю.

Я памятник себе возник иной!

К постыдному столетию -- спиной.
К любви своей потерянной -- лицом.
И грудь -- велосипедным колесом.
А ягодицы -- к морю полуправд.

Какой ни окружай меня ландшафт,
чего бы ни пришлось мне извинять, --
я облик свой не стану изменять.
Мне высота и поза та мила.
Меня туда усталость вознесла.

Ты, Муза, не вини меня за то.
Рассудок мой теперь, как решето,
а не богами налитый сосуд.
Пускай меня низвергнут и снесут,
пускай в самоуправстве обвинят,
пускай меня разрушат, расчленят, --

в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струей воды ударю в небеса.

  • 1
Марк,
нет у меня обснованного мнения - я памятник не видела. Фотографии Ваши очень интересные и подают его интересно. Но мне как ленинградке (петербуржанкой не смею себя называть, в моё время город так не назывался) обидно, конечно за пространство родного города. Высокомерие и задранная голова - это в порядке, поодаль толпящиеся плоские персонажи - тоже по делу. Так что, насколько могу судить, скорее нравится, да.
А вот у нас в Лондоне, в Хэмпстэде, в конце августа откроют мемориальную табличку на доме, где жила Диана Майерс, у которой Бродский много раз останавливался.

Спасибо большое! Для меня Ваше мнение важно, так что я скорректирую теперь мое мнение об этом памятнике.

А мемориальную табличку, даст Бог, скоро приеду, смогу увидеть.

Надо же, спасибо за ценный пинок, мне как-то ещё не довелось проходить вблизи. Надо будет посмотреть обязательно.

Я рад, что это у меня получилось :)

Барев дзес, Марк-джан, с возвращением)

А есть ещё памятник во внутреннем дворике филфака СПбГу, который я много раз сослепу принимал за урну, тем более что на нём вечно валялись обмякшие гвоздики. Но это стоящий на торце чемодан, а из него торчит голова Бродского...
Собственно, вот он: http://s-pb.in/pamyatniki/pamyatnik-iosifu-brodskomu

Весьма неформальное сооружение, очень неожиданный вариант памятника. Не рискну высказываться, подожду мнения ценителей и знатоков.

Ужас на крыльях ночи.

Голова, торчащая из чемодана... Ни вкуса, ни мысли.

Вот да, пожалуй, именно безвкусный.

Марк, если судить только по Вашим фотографиям - а по-другому я памятник и не видела, - то мне, пожалуй, он нравится. У меня не возникло ощущения высокомерности. Окружающие двумерны и безлики - это как массовка на сцене. Но без массовки не будет как следует видно этого одного. Вас же не обижает, что луч прожектора сконцентрирован на одном актёре?

Ясно. Спасибо большое! Похоже, вы меняете мою точку зрения на этот памятник.

Нет, он не заносчив. Он однажды случайно обнаружил, что небо не давит. Ну, там нет рамок и нет границ.
А люди, его окружающие, на самом деле не безлики. Это он одинок. У него душа томится.
Мне так кажется.

Принимаю. Быстро и с удовольствием.

  • 1
?

Log in