Previous Entry Share Next Entry
Несколько заблуждений, связанных с армянской церковью
50
markgrigorian
Я не Бог весть какой богослов.

Вернее, я совсем никакой богослов. Но каждый раз, когда я читаю в блогосфере об основах армянской церкви, во мне начинает говорить составитель, редактор и немного автор книги "Прикладное религиоведение для журналистов".

А сейчас, в связи с праздником Рождества, я решил разобрать несколько наиболее часто встречающихся вопросов, связанных с армянской апостольской церковью -- ААЦ.

Это:

-- является ли армянская церковь "григорианской"?

-- приняли ли армяне христианство в 301 году?

-- является ли ААЦ православной?

-- являются ли все армяне паствой ААЦ?

Армянская церковь не является григорианской

Название «григорианская» было придумало в России в XIX веке, когда часть Армении была присоединена к Российской империи. Оно означает, что армянская церковь ведет свое начало от Григория Просветителя, а не от апостолов.

Зачем было это делать?

А затем, что когда церковь ведет начало непосредственно от апостолов, это значит, что ее истоки восходят прямо к Христу. РПЦ же назвать себя апостольской может с большой натяжкой, потому что известно, что на Русь православие пришло из Византии, причем относительно поздно – в X веке.

Правда, тут «на помощь» РПЦ приходит понятие кафоличности церкви, то есть ее пространственной, временной и качественной универсальности, которой части обладают в той же мере, что и целое, то есть, РПЦ, будучи одной из православных церквей, тоже как бы восходит прямо к Христу, но не будем особенно углубляться в теологию – это я справедливости ради отметил.

Таким образом, сделав армянскую церковь «григорианской», Российская империя (где церковь не была отделена от государства, а следовательно, РПЦ должна была обладать всеми преимуществами), как бы лишала ее оснований возводить себя прямо к Христу. Вместо Христа и его учеников-апостолов получался Григорий Просветитель. Дешево и сердито.

Тем не менее, армянская церковь все это время называла себя Апостольской (ААЦ), так же называли и называют ее и во всем мире – за исключением Российской империи, затем Советского Союза, ну, а сейчас и России.

Кстати, с этим связано еще одно заблуждение, ставшее очень популярным в последние годы.


Армяне не приняли христианства в 301 году

Учение о Сыне Божьем начало распространяться в Армении в первом веке, естественно, нашей эры. Называют даже 34 год, но я встречал статьи, где говорилось, что это, видимо, было лет на 12-15 позже.

А было так. Когда Христа распяли, после чего он умер, воскрес и вознесся, его ученики-апостолы отправились в разные края распространять его учение. Мы знаем, что, например, Петр в своих путешествиях добрался до Рима, где и умер, а над его могилой построили знаменитый ватиканский храм св. Петра.

А Фаддей и Варфоломей – двое из 12 первых апостолов – пошли на северо-восток, в Сирию, откуда вскорости добрались до Армении, где с успехом распространяли учение Христа. Вот от них – от апостолов – и берет начало армянская церковь. Потому-то она и называется «апостольская».

Оба они закончили свою жизнь в Армении. Фаддей был замучен: его распяли и пронзили стрелами. И было это на том самом месте, где сейчас стоит монастырь св. Фаддея, или, по-армянски, сурб Тадеи ванк. Это на нынешней территории Ирана. Монастырь этот чтят в Иране и каждый год туда стекаются тысячи паломников. Мощи св. Фаддея хранятся в Эчмиадзине.

Был замучен и Варфоломей. Он принес в Армению рукотворный лик Богородицы и построил посвященную ей церковь. В 68 году, когда начались гонения на христиан, его казнили. Вместе с ним, по преданию, казнили две тысячи христиан. Мощи св. Варфоломея хранятся в Баку, так как местом казни был город Албан или Албанополь, который идентифицируется как современный Баку.

Так что начало распространяться христианство в Армении в первом веке. А в 301 году царь Трдат провозгласил христианство, которое уже около 250 лет распространялось по Армении, официальной религией.

Поэтому правильно говорить, что армяне приняли христианство в середине первого века, а в 301 году христианство было принято в Армении как государственная религия.


Является ли ААЦ православной?

И да, и нет. Если говорить о теологических основах учения, то она именно православная. Иными словами, христология ААЦ, как утверждают нынешние богословы, идентична православию.

Да, потому что глава ААЦ – католикос Гарегин II – сам заявил недавно, что ААЦ является православной. А слова католикоса – очень важный аргумент.

Нет – потому что согласно православной доктрине, признаются постановления семи Вселенских соборов, прошедших с 49 по 787 годы. Как видите, речь идет о весьма давней истории. ААЦ признает лишь первые три.

Нет – потому что православие является единой организационной структурой со своими автокефалиями, то есть отдельными, самостоятельными церквями. Признано 14 автокефальных церквей, есть и несколько не признаваемых всеми, так называемых автономных церквей.

Почему так важны семь Вселенских соборов? Потому что на каждом принимались решения, имевшие важное значение для христианского учения. Например, на первом соборе приняли постулат о необязательности соблюдения некоторых иудейских обрядов, на втором приняли символ веры («кредо»), на третьем и пятом осудили несторианство, на седьмом осудили иконоборчество и разделили почитание Бога и поклонение иконам, и так далее.

Армянская церковь приняла постановления первых трех соборов. Четвертый вселенский собор, который называют Халкидонским, состоялся в 451 году. Если вы знакомы с историей Армении, то сразу вспомните, что этот год известен знаменитой Аварайрской битвой, где армянские войска под предводительством Вардана Мамиконяна сражались против сасанидской Персии за религиозную и государственную независимость.

А так как духовенство играло важнейшую роль во время восстания, закончившегося Аварайрской битвой, а также и после него, то у церковников не было времени и желания отправлять делегацию на Вселенский собор.

И вот тут-то и оказалась проблема, потому что Собор принял важнейшее решение о сущности Христа. А вопрос был в том, Христос – бог, или человек? Если он родился от Бога, то, наверно, он и сам тоже бог. Но он родился от земной женщины, следовательно, должен быть человеком.

Один теолог – Несторий из города Кесария (Сирия) – утверждал, что Христос – и Бог, и человек. Эти две сущности уживаются в одном теле благодаря тому, что он существует в двух ипостасях, которые находятся в союзе и вместе создают «лицо единения».

А другой – Евтихий из Константинополя – считал, что Христос – Бог. И точка. Человеческой сущности в нем нет.

Халкидонский собор нашел некую среднюю линию, осудив и «правоуклонистскую» линию Нестора, и «левооппортунистическую» – Евтихия.

Решения этого собора не приняли шесть церквей: Армянская апостольская, Коптская православная, Эфиопская православная, Эритрейская православная, Сирийская православная и Маланкарская православная (в Индии). Их стали называть «древние восточные христианские церкви», или «древние православные церкви».

Так что и по этому параметру ААЦ является православной церковью.


Все армяне по определению являются паствой ААЦ, так же как и все евреи являются иудеями.

Это тоже заблуждение. Конечно, ААЦ – самая крупная и влиятельная церковь с двумя католикосатами в Эчмиадзине и ливанском Антелиасе. Но она не единственная.

Существует армянская католическая церковь. Фактически, это униатская церковь, то есть, церковь, объединяющая элементы католичества и ААЦ, в частности, армянский обряд богослужения.

Самая известная конгрегация армян-католиков – Мхитарийская со знаменитым монастырем на острове св. Лазаря в Венеции. Церкви и монастыри армян-католиков существуют по всей Европе, в том числе, в Риме и Вене (ах, какой ликер готовят венские мхитаристы...).

В 1850 году папа Пий IX учредил Артвинскую епархию для армян-католиков. В начале ХХ века епархия распалась, оставив паству на попечение епископа, пребывавшего в Тирасполе. Да-да, молдавские и румынские армяне, так же как и украинские, тоже было католиками.

Ватикан даже учредил в Гюмри ординариат для армян-католиков. На севере Армении католиков называют «франг».

Есть и армяне-протестанты.

Евангелическая армянская церковь была создана в Константинополе в середине XIX века и имеет сейчас приходы в самых разных странах, объединяющиеся в три евангелических союза – Ближнего Востока с центром в Бейруте, Франции (Париж) и Северной Америки (Нью-Джерси). Есть также множество церквей в Латинской Америке, Брюсселе, Сиднее и так далее.

Говорят, армян-протестантов называют «ынглыз», но я сам такого не слышал.

Наконец, есть армяне-мусульмане. В Стамбуле под патронажем фонда Гранта Динка недавно прошла крупная научная конференция, посвященная армянам, принявшим мусульманство.


Спасибо, Марк. Очень доходчиво и просто всё разъяснил.

А как же Амшены?

А о них я как раз в самом конце написал -- это армяне-мусульмане.

(Deleted comment)
Позволю себе некоторые коррективы.Принятие христианства армянами в I веке - это благочестивая легенда. Достоверных сведений у нас нет. Вообще почти все предания об апостолах (кроме, разве что Павла, от которого до нас дошли подлинные послания )не поддаются исторической проверке. Что же касается предания о Фаддее и Варфоломее, оно заимствовано армянами у сирийцев. Далее, 301 год - условная дата. Многие историки склоняются к тому, что реально христианство было принято несколько позже.301 год важен для Армянской церкви, поскольку он предшествует Миланскому эдикту и, таким образом, доказывает армянский приоритет. Кстати, в Русской церкви есть своя легенда, доказывающая апостольское происхождение - об апостоле Андрее, якобы дошедшем до Киева и Новгорода(!).
По поводу православия. Почти все христианские церкви считают себя православными (т.е. исповедующими правильную веру). Таким образом, существует много "православий", и "греко-российское православие" - одно из многих. Кстати, в XIX веке это хорошо понимали: http://furlus.livejournal.com/995800.html , http://furlus.livejournal.com/999345.html , http://furlus.livejournal.com/1000851.html .
Армяне - православные в том же смысле, что и копты, эфиопы, сирийцы.
Забавная история, связанная с наименованием "франги": http://furlus.livejournal.com/34695.html
Армяне-протестанты - не только евангелисты. В этом году в Стамбуле я искал армянскую церковь. Нам показали - здание, явно построенное в ХХ веке,но по архитектуре типичная армянская церковь. Мы зашли и оказались на службе пятидесятников-харизматов из церкви "Слово Жизни". В Стамбуле большая община, еще больше - в Ереване. Но и в Московской церкви "Слово Жизни" армян столь много, что туда как-то заявился архиепископ Езрас и попытался устроить скандал, так что его выставила охрана.

Edited at 2014-01-07 03:08 pm (UTC)

т.н. "Армянский приоритет" не является основанием для даты - 301 г н.э. по трем причинам:

- Эдесса или Осроена (Сирия, Ассирия) приняла христианство в 192 году н.э. как официальную религию. Рим принудил ее отказаться от решения, Эдесса была княжеством, а не царством, и до сих пор не сохранилась, однако факт остается фактом - именно в 192 году первое гос образование приняло христианство как гос.религию и это не Армения.

- в 305 году император Максимус напал на Армению с целью принудить ее отказаться от принятия христианства, но потерпел поражение. Это была первая религиозная война Армянской церкви.

- Миланский эдикт разрешал христианство, но не принимал его как государственную религию. Как государственная и единственная религия христианство было принято в Риме уже в конце 4 века. В Армении же в 301 году христианство было принято как государственная религия и остальные были запрещены.

Спасибо Марк

Спасибо, очень интересно! Возникло желание прочитать Вашу книгу:)

Читайте, конечно! Ее писали прекрасные религиоведы -- и несколько отличных журналистов.

В общем, так и непонятно -- православные мы или нет!

И да, и нет.

Если верить католикосу, то православные.

Если же говорить об организационной структуре, то нет.

Дальше выбирай по своему вкусу. Я бы сказал, что да.

Незачет. Раскройте тему монофизитства.

Незачет так незачет. Я таким тоном не общаюсь.

Я встречал пару человек которые утверждают что армяне приняли христианство еще во 2 веке до нашей эры, раньше всех в мире.

Ох, ты Боже мой... А я видел запись на сайте ЮНЕСКО о том, как Грузия официально готовилась справлять 2000 лет христианства в 2000 году.

Ни то, что написали вы, ни то, что написал я, никакого значения не имеет. Это пустые эмоции -- глупые и никчемные.

А если серьезно то монофизитство это действительно серьезный вопрос.
Кстати отличает армян от всех остальных христианских конфессий, и от правосавных, и от католиков и от протестантов.

Армянская церковь не считает себя монофизитской. Ее учение не уникально: ту же христологическую доктрину исповедуют еще пять церквей - Коптская, Эфиопская, Эритрейская,Сирийская и Маланкарская (в Индии). С ними Армянская церковь находится в полном общении.

А как же "Свидетели Иеговы"?)

П.с.
А как же атеисты?)

А вот так... Если бы вы были повнимательнее, вы бы увидели, что я рассматривал те церковные течения, которые считаются "армянскими". И я не указал многих, в том числе, пятидесятников. Или, скажем, кришнаитов.

И конечно же следует не забывать -- есть так же армяне атеисты. При том их очень много -- наверно даже большинство.


п.с. Спасибо за интересную статью, многое выучил!

Атеисты не в счет, потому что я рассматриваю религиозные течения, связанные со словом "армянский". Хотя если считать атеизм особой формой религии, то тогда, конечно, надо и про них сказать.

Спасибо! Полезная информация.

На здоровье! Я очень рад!

Впрочем дело Ваше.. вот это кстати добавить не мешает.
In vino veritas :)
sedmitza.ru/text/4354471.html

так же как и все евреи являются иудеями

Любой еврей (и, насколько я понимаю, любой христианин, читавший Писание) знает, что евреи бывают также левитами.


А кто такие левиты? Как вы думаете?

?

Log in

No account? Create an account