Previous Entry Share Next Entry
Саркис Мурадян
50
markgrigorian
7 февраля -- художнику Саркису Мурадяну исполняется 86 лет. 

Для меня он больше чем "просто" знаменитый армянский художник, академик и лауреат. Он был моим дядей. 

И поэтому в честь его дня рождения я просто покажу вам некоторые его работы. 

Кстати, очень интересный анализ его творчества сделала искусствовед Лилит Саркисян в предисловии к изданному в 2008 году альбому.

И начну с знаменитой "Комитас. Последняя ночь". 1956 год. Во многом благодаря этой картине Саркис подружился с Паруйром Севаком -- известным поэтом. Эта дружба продожалась до самого последнего дня Севака. 



К образу Комитаса -- гениального армянского композитора и фольклориста, благодаря которому (во многом) существует современная армянская музыка -- Саркис Мурадян то и дело возвращался. Его картины "Антуни" и "Комитас. Апрель 1915" стали классикой.

Комитас чудом спасся от резни. Но от пережитого музыкант сошел с ума. Он прожил еще 19 лет, но за все эти годы не написал ни одной строчки... А до этого он был одним из самых известных хормейстеров Османской империи. Картина написана в 1965 году -- к 50-летию геноцида. Саркис Мурадян сыграл огромную роль в том, что в Армении стали отмечать день 24 апреля. Об этом написала его дочь, и линк к ее статье я помещу в конце поста.  



А это автопортрет. Таким я его знал и очень робел. 



А это одно из ранних его произведений -- "Свадьба в Раздане". Все искусствоведы обращают внимание на двух сплетничающих бабушек на первом плане, а меня всегда привлекали глаза жениха -- и вообще его лицо. Я детстве я не мог понять, почему у него такое "простое" лицо. И мне надо было стать уже взрослым человеком, чтобы понять: Саркис искал и находил красоту именно в таких простонародных лицах. Он воспевал именно эту "обыкновенность", деревенскую простоту, безыскусность. И это у него прекрасно получалось.  



Вот еще такие лица. Смотрите, какой свет исходит от обгоревших на солнце щек девушки в красном халате.

Картина называется "Весна в горах". 1960 год. 



И здесь -- посмотрите на лица. Это "Саженцы" -- 1970 год. Кстати, в "Саженцах" видна еще одна особенность творчества Саркиса Мурадяна: схематичность лиц и угловатость поз. Он был большим мастером портрета. Но в многофигурных композициях предпочитал такую схематичность. Я уверен: это делалось намеренно. кроме того, он слегка менял пропорции человеческого тела -- чуть увеличивал голову, укорачивал ноги, сужал плечи... Это был его художественный язык, над которым он работал, наверно, всю свою творческую жизнь. 



А посмотрите на эти лица. Картина называется "Сыновья не вернулись". 1968 год. 



Репродукцию этой картины -- "Перед рассветом" (1971) мой отец повесил у себя в кабинете. Посмотрите, какой свет -- тусклый, неживой, серый... Умение добиться такого света на картине -- это, по-моему, настоящее мастерство. 



Саркис Мурадян любил писать своих дочерей. Этот их портрет 1969 года. Причем это не оригинал -- на оригинале не было выглядывающего здания. А я даже помню эти платья... 



Тоже дочери -- на картине "Перекресток" 1975 года. Добермана Бека я, конечно, прекрасно знаю -- ведь он был сыном одной моей собаки и отцом второй. Их обеих звали Бинги -- разумеется, в честь булгаковского пса.  



А эта вещь -- "Под мирным небом" (1971) для меня всегда будет портретом кузины -- Зары. Об этой картине и о многом другом она написала в журнале "Анив". Линк на ее воспоминания -- в самом конце этой записи.  



Ну, а это самый настоящий портрет моей старшей кузины Гоар. 1973 год. 



Это -- одна из моих любимейших работ Саркиса. Натюрморт. 1976 год. 



Он был потрясающим мастером пейзажа. Его пейзажи никогда не бывали спокойными. Перекрученные ветви девевьев или виноградных лоз, потревоженная ветром трава, неровное небо... Его пейзажи динамичны. Они живые и тревожные. Вот "Весна". 1983 год.  



А это -- "Виноградная лоза". 1976. Причем, кажется, эта работа даже не совсем пейзаж, а находится на грани между пейзажем и студийным натюрмортом. 



Церковь Рипсимэ. 1975. 



И для меня всегда особняком стоял работа 1963 года "Пробуждение". Я всегда видел в тоненькой девичьей фигуре радость молодости, счастья и красоты... Это -- не оригинал работы, а один из авторских вариантов (или, может, повторов). На оригинале вместо лодок был буйвол. Темный, мускулистый, могучий.  



И наконец, обещанный линк на воспоминания моей кузины Заруи Мурадян об отце. "Он был счастливым человеком". Журнал Анив. Рекомендую.  


  • 1
Спасибо! Удивительный художник. К своему стыду не знала о нем ничего, так что для меня открытие.

Spasibo!
Zamechatelnye raboty!

Спасибо, Марк! А Саженцы - очень мощно. Я знал эту работу, но не знал автора.

Вам спасибо. Комитаса ведь тоже знали?!

В том-то и дело, что нет) Увидев первую картину, я сразу вздрогнул - как это так, как я умудрился всю жизнь не набрести на это! А потом увидел Саженцы и понял, что чудес не бывает - это знакомый до боли гений, имени которого, к стыду своему, не знал.

Edited at 2013-02-08 10:24 am (UTC)

Однако, хочу сказать, что академический Комитас - это как бы уровень, это все равно что сдать докторскую. А вот Саженцы - это уже песня, когда душа взлетает.

сколько жизни в каждом мазке

Да. Жизни и энергии.

Очень. Мы с ним в взгляде на людей схожи - любим хрупкость, тонкость. Не изящную, артичтичную, а такую.. беззащитную, повседневную. И верно - простую, не в сочитании с роскошью лица или наряда. Эльфийскую такую.. Кузины прекрасны. Каждый портрет (если бы я был не я, а Ротшильд) хотела бы в свой Эрмитаж:)
И да, "Саженцы" - отдельная тема. Просто "Хотеть! Хотеть! Хотеть!"

Ничего себе! Ничего не знала об этом художнике, но картины действительно потрясающие!!!

Вот, теперь знаете. И я рад, что в этом есть и небольшой мой вклад.

замечательный художник,
удивили разные стили картин, как будто писали разные люди

Знаешь, я так понимаю, что его не устраивал соцреалистический академизм. И он искал чего-то своего, нового, такого, чтобы адекватнее отразить то, как он сам видит мир. Находил, а потом снова искал...

не буду спорить, ибо ты его знал, но у меня сложилось впечатление, что это своеобразный диалог, или даже спор художника с самим собой - а смогу ли я отразить свои переживания вот так? а так? и у него здорово это получалось

Мне тоже иногда это кажется. Но при этом он всегда был очень цельной натурой. То есть, хочу сказать, что даже в этих "диалогах" он оставался очень цельным автором и человеком.

а такие диалоги по плечу только очень цельным людям, другие на такое не способны

Великолепные картины

Замечательный художник! Некоторые его картины помню с детства.

Это удивительное чувство: я писал этот пост и заново переживал разные эпизоды из детства, потом юношеского своего возраста...

совершенно блестящий по искренности текст о великом художнике.
Спасибо!

Ваша запись была переопубликована на сайте blognews.am. Спасибо

в середине 80-х три года жил в москве, был в аспирантуре, и повадился в книжный магазин недалеко от здания кгб, в начале ул. кирова. там были отделы литературы всех советских республик. вот там и купил альбом репродукций С.Мурадяна, как и кучу альбомов других армянсих художнков и писателей.
вот сейчас, глядя на ваш пост, мгновенно вспомниись ВСЕ эти картины.
надо поднять все эти альбомы (они лежат в родительском доме)и показать дочери ....
P.S.
да, "пробуждение" было с буйволом ....

Помню этот магазин, помню. Я и сейчас, когда бываю в Москве, люблю туда заходить.

спасибо ,замечательный художник.в нем чувствуется влияние многих течений,и все к месту."комитас",где он хватается за голову,мне напоминает "крик" мунка,"под мирным небом" картину пикассо "девочка на шаре","виноградная лоза" ван гоговские "оливки" и т.д.и что самое важное ваша кузина гоар на портрете очень похожа на вас)))

Похожа? Как интересно. Я никогда об этом не думал. Надо бы нам с ней об этом поговорить.

Не за что! Вас давно не было видно. Где вы?

тут, тут. просто очень устала и нет сил ни на какое реагирование. только заглядываю кое-куда. может быть уеду недели через две с половиной, если ничего не произойдёт. тогда, может быть, оживу.

Тогда точно оживете!

Не за что! Если вам понравились его работы, то я только рад!

да, особенно некоторые - очень понравились. раньше к сожалению не был знаком с его творчеством

Спасибо, что познакомили. ))

Лозы - "Дева и Дракон".

Лозы потрясающие -- поверьте, я от оригинала глаз отвести не могу! Ну, а про деву я написал. Для меня эта работа совершенно отдельна и уникальна.

На одном дыхании прочла воспоминания Заруи Мурадян. Замечательный художник и человек! спасибо!

Как мне приятно!

Марк, добрый день!
Я нашла Ваш пост, когда искала информацию о Саргисе Мурадяне.
Недавно я была в Армении - в разных уголках. Эта поездка произвела такое большое впечатление, что стала вести путевые заметки. В итоге это вылилось в довольно большую историю: dobrokoshka.livejournal.com/583012.html
А этот пост помог хоть чуть-чуть обозначить впечатления от художественного музея в Ереване: http://dobrokoshka.livejournal.com/583701.html
Я надеюсь, вы не против ссылки на Ваш рассказ. Он очень настоящий и после него читатель относится к работам не как к чему-то с выставки, а как к чему-то из жизни (и это потрясающе!).

Спасибо, я прочитал ваши посты с большим удовольствием :)

И я совершенно не против -- я даже глубоко за ссылку на мой рассказ. Приезжайте еще! Через неделю открывается галерея Саркиса Мурадяна.

  • 1
?

Log in