Previous Entry Share Next Entry
Вадим Дубнов о книге Айлисли и табу карабахского конфликта
50
markgrigorian
Один из френдов, прочитав мою рецензию на рома Айлисли "Каменные сны", прислал линк на статью Вадима Дубнова, в которой он обращается к нескольким табу карабахского конфликта.

Опубликованная на сайте РИА Новости, статья Дубнова "Почему в Азербайджане хоронят книги народного писателя" посвящена тому, что кроется за эмоциональной реакцией на публикацию романа.

Армяно-азербайджанскому конфликту как воздух нужны и такие книги, и такие статьи, как дубновская. Они, конечно, не помогают примирению, поскольку официальная линия на вражду комфортнее, яснее и проще. Они, возможно, в краткосрочной перспективе могут даже отрицательно повлиять на динамику конфликта, вызывая или пробуждая негативные чувства.

Но не все ограничивается краткосрочной перспективой. И кое-кто, возможно, задумается о том, что написано.

Ну, а дальше -- несколько цитат из дубновской статьи.

"... Акрам Айлисли никому ни на что не открыл глаза. Более того, в Баку немало людей, которые никогда не боялись об этом говорить. "Только с таксистами это не надо обсуждать", – предупреждали меня всегда бакинские друзья. Извоз до сих пор во многом остается уделом беженцев из Карабаха и Армении, их по-прежнему и уничижительно называют "еразами" – "ереванскими азербайджанцами".

"... Это уже давно не ненависть. Ни с той стороны, ни с другой. Это уверенное чувство врага, с которым можно жить, вспоминая о нем, только когда на улице что-то хоронят или, наоборот, кого-то от таких похорон пытаются спасти – а тех, кто поддерживает Айлисли сегодня, тоже немало".

"... Отношение к такому врагу – замес исторических мифов, комплексов (национальных или личных, потому что очень неприятно вспоминать, что ты делал, когда убивали соседа), неосознанных патриотических инстинктов, чувства мести, реальной или выдуманной. Это чувство не призывает власть к действию, оно требует понимания и отклика, потому что комплексы есть, а желания воевать – нет".

"... И Азербайджан политически обречен на похороны романа Акрама Айлисли. По той же причине, по которой уже несколько лет при каждом удобном случае Баку напоминает о своем праве решить карабахский вопрос силой. Он проиграл войну, в следующем году этому поражению 20 лет, и за это время итоги войны костенеют".

"... Но власть все равно остается в выигрыше. Потому что в этих общих ощущениях Айлисли, может быть, и не враг, но он неправ. Потому что армяне по-прежнему во многом виноваты и сами – просто потому, что армяне. Потому что не надо выносить сор из избы, особенно в такое трудное время, когда надо продолжать борьбу за 20 процентов территории".

  • 1
На комменты подписался. Очень интересная получается история. Очень. Только вот писателя жалко.

Но если честно - дядька молодец. Конкретный провокатор. Смелый и умный.

Это тебе не Стеклянное Влагалище. :)

Ваша запись была переопубликована на сайте blognews.am. Спасибо

Очень жаль писателя. "Каменные сны" -- своего рода покаяние. Когда-то мы действительно были вместе. А потом настал 20-й век.

Совершенно согласен.

И в 20, и в 21 веке мы продолжаем быть рядом. Рядом, но не вместе.

сегодня вспоминал одного парня, парикмахера, из еревана, бежавшего в свое время от погромов из Баку. и мне, как приезжему, он не стеснялся рассказывать истории из довоенного Баку, как там было хорошо, как все дружили, как хорошо они жили. но с другими, с "коренными", он не делился этими мыслями.

Да, это важно. Спасибо, это хорошая реплика. Важная.

Реплика то хорошая,но вот сирийские армяне,тоже,сегодня говорят о прекрасной Сирии и замечательном Алепе и Дамаске.Вовсе не спорю.Может всё и было хорошо.Скорее,так оно и было.Но увы,дворцы построенные на песке когда-нибудь рушатся.

А что, разве Алеппо и Дамаск не замечательные? Разве там не жили поколения армян? Разве они ничего не вложили в свои города?

И Алеппо и Дамаск замечательны.И Бейрут замечателен был,и Багдад,и Каир,и даже Баку и Сумгаит,тоже, когда-то были замечательными.И жили там поколениями.И вкладывались в эти города.Но как жизнь показала,уходить из этих замечательных городов,приходилось с голой задницей.

Так. И что из этого следует?

Что следует??ОК!По еврейски,это звучит как сионизм.К сожалению,аналог слова "сионизм",в армянском языке не существует.А не существует потому,что и нет такого понятия,теории,национальной идеи.
Да.Я считаю,что все армяне должны вернуться на свою землю обетованную.А те кто не вернуться,должны хотя бы навести мосты с родиной,самые тесные,самые надёжные.Потому,что Государство Армения,должно стать залогом безопастности всех армян мира,и той мягкой подушкой на которую можно будет безболезненно приземлиться в случае неожиданного падения.А не говорить,как говорили беженцам из Сирии: - мы вам ничем помочь не можем,у нас и без вас масса проблем,зона бедствия,безработица,нет для вас жилья,и тд.

Ну что ж, давайте посмотрим.

Вы говорите -- нет идеи. А как же Ай дат?

Вы говорите "вернуться" -- это куда? Вот, как вы думаете, куда должны вернуться ванские армяне, мушские, карские, каринские?

(ИМХО)."Ай дат" Великое дело,не спорю.Но я не считаю,что это может быть нашей оснавной национальной идеей.Национальная идея должна быть ориентированна на будущее.А "Ай дат" занимается делом прошлым,ужастным прошлым,повторюсь,но очень важным.Целью "светлого будущего" не может быть "мрачное прошлое".(Извиняюсь за пафос,привожу этот пример как матиматическую формулу).
Что касается мушских,каринских,карских армян,если,вот взять на конкретном примере сирийских армян,если среди них есть таковые,то я им не советую бежать из Сирии в Муш,Карс,Эрзрум,Стамбул,Трабзон и тд.Там и сегодня,к сожалению,очень зыбучие пески.Безопастнее ехать Домой.Те,кто захотят в Америку,в Европу,пожалуйста,там безопастно.Но в Турцию - НЕТ.

Полностью согласен с первым вашим выводом. Но тут возникает вот какая проблема: мне не известна ни одна (!) национальная идея, ведущая в будущее. Само по себе словосочетание "национальная идея" обращено в прошлое.

Дальше. Вы пишете "домой". Для мушских дом -- не в Аштараке. Он в Муше...

а какая у нас подушка безопасности на тот случай, если бежать из Армении придется?

Единственная подушка армян есть и может оставаться исключительно,толко ГОСУДАРСТВО Армения.Остальные подушки-дворцы,построенные вне государства Армения,однажды вдруг,
может получиться так,что окажется,что это всё построенно на песке,самом-самом зыбучем песке.И ничто не идёт в счёт:Ни поколения прожившие там,ни церква,ни палаты,ни - че - го!Выход один.Чемодан!Аэропорт!Армения!Точка!

автор - аркадий или вадим?

>> В приграничье и сегодня есть места, где линия фронта – это обычная сельская улица, и соседи так и не стали врагами.

Он сомневаюсь, что где-то такое есть

действия азербайджанцев ведут к тому, что Айлисли все больше похож на своего героя.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account