Previous Entry Share Next Entry
Трабзон: город, потерявший идентичность
50
markgrigorian
В новогодние дни поступают сообщения о зверских убийств армян в Стамбуле.

Сначала Amnesty International рассказала о том, как в Стамбуле убили старушку-армянку по имени Марица Кючюк. Ей перерезали горло и вырезали на груди крест.

Потом турецкая пресса сообщила о том, что убили другого армянина, 40-летнего Илкера Шахина, преподававшего информатику в армянской школе. Ему также перерезали горло.

Я нередко езжу в Турцию. Часто бываю в Стамбуле, научился понимать город, чувствовать его дыхание, у меня там появились друзья и знакомые… В прошлом году мне довелось побывать в Трабзоне. Эта поездка оставила на меня впечатление, близкое к гнетущему, и я никак не могу ее забыть. Видимо, мне надо, наконец, написать о Трабзоне, чтобы меня, наконец, отпустили воспоминания и мысли об этом городе.

Немногим меньше 2/3 населения Трабзона до 1896 года были христиане – больше греков, меньше армян. И лишь примерно треть – мусульмане: турки и персы. После резни в городе, который когда-то был важным перевалочным пунктом на пути товаров с востока на запад христиан почти не осталось.



Собственно, резня привела к тому, что один из богатых торговых городов на берегу Черного моря, перевалочный пункт, находящийся на пути между Востоком и Западом, потерял свое значение, вместе с трагической потерей религиозного и этнического многообразия.

Сейчас город провинциален, небогат, торгового значения не имеет, курортным центром не является, хоть и расположен на берегу Черного моря. Ели не единственная, то, во всяком случае, главная отрада – футбольный клуб «Трабзонспор». И высокий уровень национализма.

Но его прошлое – христианское и религиозно-многообразное – можно видеть и сейчас – достаточно пройтись по улицам старой части города. И если вы будете внимательны, то увидите, как построенные в XVIII и XIX веках жилые и общественные здания – из добротного камня, с украшениями вокруг дверей и окон, чередуются с домами, построенными в середине, или даже второй половине XX века – недорогими, скучной архитектуры, неинтересными и одинаковыми.



Ясно видно, что этот дом -- старой постройки. Как и эта ограда.



А вот один из новых домов в центре города.



И такое соседство как бы укрепляет ощущение трагедии, которое не оставляло меня в Трабзоне – городе, который, потеряв свою историческую идентичность, ищет новую – и не может найти.

Резня, начавшаяся там еще в конце XIX века и продолжавшаяся в веке XX, оставила след, который виден до сих пор, который стал судьбой города. И город потерял свою идентичность, не приобретя новой. 

Может быть, этот мой вывод поспешен. Возможно, вернувшись в Трабзон, я увижу что-то иное. 

Я уже писал, как каждый трабзонец, которому я говорил, что я армянин, немедленно реагировал: «Я хорошо отношусь к армянам». Реагировал как бы даже поспешно, желая отгородиться, избежать чего-то тяжелого, неприятного. А это ведь, в свою очередь, значит, что проблема, связанная с резней и непризнанием геноцида, продолжает существовать – и не во Франции или США, а в самой Турции, причем даже не в Стамбуле, а в небогатом провинциальном городе… И не будем забывать, что убийца Гранта Динка вырос в Трабзоне и прожил там всю жизнь. 


(Армянская посуда в антикварной лавке в Трабзоне. Об этой лавке и о том впечатлении, которое на меня оставила эта посуда, я писал здесь)

«Греческие монахи выстроили в Сумеле настоящую крепость. Как будто им нужно было от кого-то защищаться. От кого? Здесь живут очень миролюбивые люди», – рассказывал пожилым американским туристам турецкий гид.

Причем я вполне допускаю, что он рассказывал это совершенно искренне. Он мог быть на самом деле убежден в том, что живущие здесь – люди мирные, доброжелательные и спокойные. А убийца Динка – ну что ж, в каждом городе, в каждой нации есть хорошие люди и есть плохие. И хороших, как правило, больше.

Если верить некоторым путеводителям, то в Трабзоне даже есть армянская церковь. Но не все горожане – даже связанные с туризмом – знают о ее существовании. После долгих интернет-изысканий, нам удалось подобраться к ней довольно близко. А дальше нам помогли жители окрестных кварталов.



И мы увидели запертую пустую трехнефную базилику IX века – церковь св. Анны. Правда, если верить путеводителям, где-то рядом должна была быть и вторая церковь, но мы ее не нашли.



(Так выглядит наддверие -- если говорить по-научному, тимпан портала церкви св. Анны)

И практически все в городе знают местонахождение «маленькой Айя-Софии» – халкедонской греческой церкви XIII века, являющейся главной достопримечательностью города. Она известна прекрасными росписями.

Конечно, после геноцида многие церкви Трабзона были переделаны в мечети – это известная практика, причем не только в Турции. Кстати, и мечети в Испании (например, в Кордобе) переделывали в церкви, так что этот процесс двусторонний.
Но такая резкая смена религиозной и этнической идентичности не может остаться незамеченной.

Перед самым отъездом мы гуляли по городу. И вдруг мне на глаза попалась замурованная дверь… с крестом, нарисованным над нею. Недалеко от двери, в стене был родник. Все говорило о том, что за стеной должна была быть церковь.


(Заложенная дверь)


(Крест, нарисованный над дверью)

... Но там была автомобильная парковка.


(И вот что находится там, где когда-то была церковь)

Помните знаменитую фразу из фильма «Покаяние» про улицу, которая не ведет к церкви?

Трабзонская улица, по которой мы шли, когда-то действительно вела к церкви. Сейчас она ведет к платной парковке.

И это, конечно, большая трагедия города.

  • 1
(Deleted comment)
Нет, дело не в мусульманах. Вор, насильник и убийца - и только они - не могут жить рядом со своей жертвой. У всех остальных особых проблем с соседями не возникает.

(Deleted comment)
У 99% и даже более людей на это просто нет времени - своих забот полон рот. Не думаю, что вы так далеки от жизни, чтобы не понимать это.

(Deleted comment)
Громить - ключевое слово. А преступления - это действия сугубо индивидуальные и, что важнее, с сугубо индивидуальной ответственностью вне зависимости от численности толпы, которой они совершаются.

Edited at 2013-01-13 06:19 am (UTC)

Мне кажется, ты общаешься с троллем. Стиль его комментов уж какой-то слишком... нечеловеческий. Не бесчеловечный, а нечеловеческий.

sardinavbanke: "А преступления - это действия сугубо индивидуальные и, что важнее, с сугубо индивидуальной ответственностью вне зависимости от численности толпы, которой они совершаются."

Вы очевидно правы, sardinavbanke, но только в одной системе нравственных координат. А у погромщиков система нравственных координат - другая.

Когда погромщик режет горло "неверному" или "детям сатаны" - он чувствует себя добрым героем-освободителем человечества от скверны. И здесь для такого индивидуума как раз таки очень важно КАК на него смотрит его коллектив, его общество, его религия..

Edited at 2013-01-13 01:13 pm (UTC)

Понимаете, нет такого дела, как "его религия". Не существует такой религии, которая требует вырезать всех. Тем более, не такова мусульманская религия. Это заблуждение.

markgrigorian: Понимаете, нет такого дела, как "его религия".

Есть такое дело, Марк. Но спорить не буду. Я - дома и у меня есть ЦАХАЛ, А Вы - в Лондоне.

markgrigorian: Не существует такой религии, которая требует вырезать всех.

Но существует такая религия, которая во благо праведных разрешает вырезать неправедных. Среди этих неправедных - ВСЕ язычники. Правда нам с вами повезло, иудеев и христиан разрешено резать только в случае нарушения нами договора с исламской властью. По усмотрению исламской власти.

Например, иудеи Медины нарушили договор с Мухаммадом - вырезали иудеев Медины.(хадисы свидетельствуют о том, что Мухаммад собственноручно показал пример)
Армяне нарушили договор с османами, османы вырезали армян христиан.

Ничтожные ли это случаи или существенные судить нам, нам, которых разрешено резать и которых режут.

Является ли базисным в доктрине ислама разрешение резать неверных?

Оглядываясь на 14 веков исламской истории кажется что ДА.
Заглядывая в будущее хочется сказать НЕТ.

Но, пока наша судьба в чужих руках, мы будем целовать эти чужие руки. И это естественно, и даже очень мудро.

Вы немного ошибаетесь, предполагая, что армяне нарушили некий договор с османской империей. Это показывает, что вы не очень знакомы с историей.

Собственно, вы и с исламом не очень хорошо знакомы -- это видно по вашей реплике.

И я не понял: это упрек, что я в Лондоне?


"Нарушение договора" с исламской властью - это не объективная оценка некоего стоящего над всеми третейского судьи, а субъективная оценка только одной, исламской стороны, повод для легитимного "разбивания горшков". Вы можете знать историю и утверждать что армяне не нарушали никакого договора. Я с вами готов согласиться. Но у противоположной стороны есть свои нормы права, исламского права. Ислам действительно строго запрещает мусульманам убивать людей без законной на то причины. Однако в исламском праве имеется целый перечень легитимных причин, разрешающих, а иногда обязывающих мусульман идти и убивать.

То что Вы в Лондоне - не упрёк, а обстоятельство влияющее на вашу возможность публично высказываться на тему ислама.

Спасибо за внимание, Марк. Буду просто молча читать.
По-моему, как журналист, независимо от политических суждений, Вы метко и интересно описываете то что видите вокруг. Успехов Вам! )

Вот видите, как только речь зашла о чем-то серьезном, как вы -- сразу в кусты...

Сводить ситуацию, когда государство массово убивает своих граждан, к религиознму конфликту, да еще и обвинять жертв в том, что они, дескать, что-то "нарушили" -- вы понимаете, что это такое?

Скорее всего, вы об этом и не думали, а просто "примеривали" свою собственную ситуацию к тому, что я написал. И получилось... то, что получилось.

Извините что вмешиваюсь, но вы очень не корректны в тезисах.

"Является ли базисным в доктрине ислама разрешение резать неверных?
Оглядываясь на 14 веков исламской истории кажется что ДА."



Я не совсем согласен. Бывают преступления государственные, не только одобренные государством, но и инспирированные. Мы знаем примеры таких преступлений.

Вы правы...Как все это горестно...((( Спасибо Марку за рассказ.

Трагично. И не только в масштабах города.

Да, знаете, это трагедия Турции. Где бы я ни был, куда бы не ездил в Турции, всюду чувствуется, что люди не могут пережить случившееся. И то, что правительство на официальном уровне отрицает факт резни армян, никак не отражается на чувствах простых людей. К сожалению, правительство не понимает, что покаяние в этом случае лишь на пользу стране, оздоровит ее жизнь, приведет к очищению. Простые люди это чувствуют. Во всяком случае, те простые люди, с которыми я общался -- независимо от того, признают ли они факт геноцида.

Ведь и Вы тоже ощущаете это как трагедию, и даже я - хотя лично никогда не была в Трабзоне и даже в Турции и это от меня как будто довольно далеко.

Я ощущаю это, в первую очередь, как свою трагедию. То есть, в первую очередь, это очень личная трагедия. Но я понимаю также, что это трагедия Турции как страны и турецкого народа и вижу, как это до сих пор влияет на этническое и национальное самосознание турок.

Тут Вы правы, для меня это не внутреннее. Но это с одной стороны. А с другой - как представитель человечества, имеющий отношение к этносам, которые в какие-то периоды Истории переживали подобные трагедии (да и по-моему мало чьих предков такое вообще не коснулось), я отношу это и к себе тоже. Трагические обострения межчеловеческих и межэтнических отношений, которые очень хотелось бы оставить навсегда в архиве Истории и больше никогда не вспоминать и не переживать. Очень больно, что этого никак не получается.

Я ощущаю это, в первую очередь, как свою трагедию. То есть, в первую очередь, это очень личная трагедия. Но я понимаю также, что это трагедия Турции как страны и турецкого народа и вижу, как это до сих пор влияет на этническое и национальное самосознание турок.

Очень интересный репортаж, Марк. Потребительско-туристических, поверхностных обзоров в инете много, а честных и вдумчивых почти нет. Да и не каждый кто готов называть вещи своими именами может это сделать.

"Кстати, и мечети в Испании (например, в Кордобе) переделывали в церкви, так что этот процесс двусторонний."

Интересный исторический факт. Новый для меня. Возможно это была переделка только тех мечетей, которые ранее были церквами? Или переделывали из других соображений, подобных завоевательному исламу?

Это довольно известный факт. Кстати, я писал и о том, как разные кофессии считают некие места священными. Например, есть такое место в Джавахети. Сначала это было священное место для духоборов. Потом армяне признали святость этого места и стали поклоняться ему. Потом к ним присоединились грузины... Я помню -- мне рассказывали -- что в церкви Алаверди в Грузии какое-то время (примерно в XVII веке) проводились службы по обрядам грузинкой православной и армянской апостольской церквей, плюс намазы.

Правда, в интернете мне не удалось найти этому подтверждения, но интернет пока не всеведущ...

Будущее "Цхинвала" и "Сухума"....

Не знаю, не знаю... Мне кажется, вы пытаетесь сравнить несравнимое.

А вот здесь как раз, я имею ввиду исламизацию, я бы больше беспокоился об Аджарии.

Русско-православная оккупация Самачабло и Абхазии, вероятно, будет прогибать их всё-таки под себя, а не под "инородную веру". Хотя и в самой России позиции ислама укрепляются и всё там может быстро поменяться, как в сегодняшней Сирии.

Пишите еще "фоторазмышлений".Ваша экскурсия по Матенадарану-один из лучших постов,прочитанных мной за прошлый год.

Большое спасибо! Вы мне льстите, но это приятно!

я как то общался с азербайджанцем из баку по поводу бакинских погромов,так он мне сказал,что погромщики были азербайджанскими беженцами из армении.примерно так же обьясняют и турки,что это дело рук пострадавших в погромах от христиан на балканах и кавказе.приводят кроме этого еще кучу доводов в свою пользу.как мне не верится в раскаяние турков,даже через сто лет.

Рафаель, ваш коммент показывает, что вы не знаете, о чем пишете.

марк,в ереване ,да во всей армении много осталось от мусульман?армяне как,очень переживают по этому поводу?

Вы хоть прочитали о чем я написал? Или вам хватило первых двух строчек?

нет я внимательно прочитал.вы сожалеете о росте национализма в турции,в чем я с вами солидарен.но не то же самое происходит в греции ,грузии и др. православных странах?почему отдельно турция?

Рафаел, давайте договоримся. Я с удовольствием отвечаю на вопросы, когда они задаются так, чтобы их можно было понять и когда они задаются неэмоционально, а спокойно и взвешенно.

Теперь, когда вы задали свой вопрос так, что я его понял, я с удовольствием отвечаю.

Если бы вы внимательно прочитали мой текст, то вы увидели бы, что вопрос Турции актуализировался, когда стали поступать сообщения о том, как в Стамбуле нападают на одиноких армян. Моя мысль повела меня к воспоминаниям о моих трех поездках в Турцию в прошлом году. И, наконец, возник Трабзон как город, воспоминания о котором меня не отпускают. Обратите внимание, я специально пересказываю содержание моего поста для вас.

Я не сожалею о росте национализма в Турции. Я констатирую факт роста национализма. Это, как вы понимаете, не совсем одно и то же.

И я не думаю, что есть смысл связывать этот пост с национализмом в других странах -- в том числе, и в Армении.

меня заинтересовала базилика святой анны.арянские церкви 9 века редкое явление даже в самой армении,а тут в трабзоне,где армяне массово появились в 12 веке.

На территории Армении их особенно нет потому, что в IX веке в Армении шла борьба против Арабского халифата за независимость. Но не успели Багратиды укрепить свое царство, как в середине Х века оно было завоевано сельджуками. А на берегу Черного моря таких катаклизмов не было...

И если говорить об архитектурных особенностях здания, то полукруглые апсиды дают возможность говорить о сильном греческом влиянии. Что, впрочем, естественно для преимущественно греческого Трабзона.

видимо она изначально была халкидонской,как церкви в тайке?в архитектурном плане она мне напоминает бюроканскую церковь и грузинскую отхкта в тайке.

Она с самого начала была армянской.

удивительно,ведь средневековых армянских церквей нет ни в джавахетии,ни в тайке.видимо греки были более терпимы к армянской церкви,чем армяне халкидониты и грузины

Вы странно рассуждаете... У вас нет никаких оснований для того, чтобы выдвигать эти предположения. Ну, совершено никаких.

Вы делаете выводы, ни на чем не основанные. Это, знаете, все равно, как попасть в пустыню в день, когда там идет дождь, и сделать вывод, что пустыня -- это место, где всегда идут дожди.

нетерпомость была в том плане ,что между церковниками шла борьба за влияние,и разве новость для вас взаимные проклятия,споры между грузинской армянской церквями с раннего средневековья?разве сейчас между ними нормальные отношения?

Рафаель, вы не знаете истории взаимоотношения армянской и грузинской церквей. Вы пытаетесь сделать какие-то выводы на основании того, что предполагаете, но получается неуклюже и неверно.

ну в общем у меня такие представления об этих взаимоотношениях.основаны они как на предположениях,так и на прочитанном и увиденном(то что я видел,вызвало у меня негативное отношение к церкви).у меня нет оснований думать,что тыщу лет тому назад армянские и грузинские церковники особо отличались от современных.

У вас, извините, нет оснований считать, что "тыщу" лет тому назад взаимоотношения церквей были такими же, как сегодня, через 20 лет после падения советской власти. То есть, извините, никаких оснований.

  • 1
?

Log in