Previous Entry Share Next Entry
День памяти святых Фаддея и Варфоломея
50
markgrigorian
Сегодня день памяти святых апостолов Фаддея и Варфоломея, принесших христианство в Армению

Меня всегда удивляло, с какой готовностью и радостью в Армении все стали повторять формулу про "1700-летнее христианство", когда ее начали вводить в обиход в 2001 году. На самом деле, в начале IV века, или, как принято считать, в 301 году (есть обоснованные предположения, что не в 301 а немного позднее) христианство в Армении стало государственной религией.

А первые христиане в стране появились к середине первого века, то есть, примерно на 240-250 лет до того, как Святой Григорий Просветитель крестил царя Трдата III.

И принесли христианство в Армению в середине первого века именно эти два апостола. Но не все встретили их дружелюбно. И хотя им удалось обратить в христианство несколько тысяч человек, обоих апостолов ждала мучительная казнь.

Святого Фаддея пригвоздили к кресту и пронзили стрелами, а святого Варфоломея подвергли мучительной казни: сначала распяли вниз головой, а потом с него содрали кожу, а потом обезглавили. Вместе с ним были казнены 2 тысячи христиан.


(Фото из Википедии)

На месте мученической гибели Святого Фаддея в 68 году была воздвигнута церковь. Она существует и поныне -- это монастырский комплекс Св. Фаддея в Иране. Есть в Иране и церковь Святого Варфоломея, и по одной из версий, там он и был захоронен. По другой версии, он был подвергнут мучительной смерти на территории современного Баку. 

Мощи святого Фаддея хранятся в Эчмиадзине, а святого Варфоломея -- в Италии (Беневенто и Риме) и в Баку -- в православной церкви Святых Жен-Мироносиц, куда попали в 2003 году. 

Любопытно, что, согласно традиции, в Армению христианство попало благодаря Фаддею и Варфоломею, а в Грузию христианство принес другой апостол: Андрей Первозванный. 

  • 1
Yes, thank you, that's very kind of you -- and very helpful.

Скажите, вот, насколько я знаю, в Армении имя Григорий достаточно распространенное. А как насчет Фаддея и Варфоломея?
Почему спрашиваю: в Грузии имя Нина носит чуть ли не каждая десятая женщина, а грузин по имени Андрей я практически не знаю.

Варфоломеев я не знаю. Фаддей, то есть, Тадевос -- имя не то, чтобы очень распространенное, но известное.

Я не могу сказать, почему так. У меня есть кое-какие предположения, но так как они совершенно дилетантские, я их высказывать не буду. Ничего ведь?

Ничего))
Кстати, имя Тадевос знаю, но не соотносил его с Фаддеем. Видимо, раньше оно использовалось чаще, поскольку фамилия Тадевосян - не из редких.

Совершенно верно, не из редких.

Варфоломей вроде не имя...бар-толмаи...сын толмая...
а Фаддей есть у нас тоже...Аддай ܐܕܝ

А Толмай -- это Птолемей.

моя имя Татос.
я всегда настаивал что оно возникло как сокращение от Тадевоса, а Тадевос от Фаддея (это еврейское имя, если не ошибаюсь)
но натыкался на трактовку, что Татос - это значит отцовский, и логики не нахожу.
что вы скажете об этом?
спасибо

Ох, Татос, не знаю... Я не специалист по ономастике... Есть словарь армянских фамилий и, думаю, фамилия Татосян или Тадевосян там должна быть. Словарь составил Тигран Аветисян.

Андрей первозванный и Симон Кананит. Имя Симон в Грузии достаточно частая. Но только это не показатель. Кстати именем Нино начали называть совсем недавно, лично я до Нино Чавчавадзе никого из грузинок не знаю с таким именем.

Я говорил о судьбе имени Андрей в Грузии. Как, кстати, оно звучит по-грузински?

Не знаю, может Сандро? Хотя это Александр. Есть такое имя в Грузии как Андро, Андриа.

Андро - это, скорее, Андроник.
Андриа - никогда не слышал.

Андроник и есть Андрей.

Боюсь, вы ошибаетесь. Святцы эти имена считают различными.

Армянское имя Андраник значит первый -- первозванный. Конечно, Андрей означает мужественный, так что, скорее всего, вы правы.

Спасибо, попрошу ког-нибудь перевести.

к стати, церковь Св. Варфоломея находится не в Иране, а в Турции, не очень далеко от нынешнего города Башкале, рядом с границей. И к сожалению, потому что монастырь Св. Фаадея находится под покровительством Иранского государства, он был отреставрирован и внесен в список Мирового Наследия ЮНЕСКО. А от церкви Св. Варфоломея (где, согласно преданию были изначально захоронены его останки) остались только жалкие руины...

Может быть, это другая церковь? Моя информация из Православной энциклопедии, где написано: "По др. версии, В. захоронен в пров. Зап. Азербайджан (ныне Иран), на этом месте в XIV в. был построен мон-рь Сурб Барфоломеос".

Может та же самая ? Она сейчас в 10-и километрах от ирано-турецкой границы. И время строительства, в принципе, то же.

Может... Я вполне допускаю, что Православная энциклопедия может ошибаться.

Ибо errare humanum est.

иранцы молодцы,мало того в таком состоянии сохранили этот памятник,так еще и в список всемирного наследия юнеско ввели.про остальных соседей так не скажу

Мне кажется очень важно отметить, что и Фаддей и Варфоломей это два из 12 апостолов, то есть те кто лично общались с Христом, так ведь? Я совсем этого не знал, даже имени Фаддей, если честно.

Совершенно верно. Я думал об этом, но потом решил не отмечать. Как-то "не село" это в пост.

Насчет того что святого Варфоломея убили в Баку и до сих пор хранят его мощи в храме,впечатлило )).

Напоминает эпизод из "Кавказкой пленницы"

"Затем на развалинах церкви.... Простите церковь тоже я развалил? Нет это до вас в 14 веке."

Ну, это, так сказать, исторический факт. Я вообще подумал было о мощах не писать, потому что националисты могут, подняв на флаг историю с крещением армян, начать нападать на православную церковь, где хранятся его мощи.

И еще: чтобы не обострять, я решил не писать об армянской церкви святых Фаддея и Варфоломея, которую в Баку снесли в 1930-х годах, когда Сталин вел борьбу с религией. Все эти сюжеты чреваты такими непредсказуемыми обострениями...

Да, кстати, не в Баку его убили, а на том месте, где сейчас Баку. Я так и написал. И недалеко от Девичьей башни есть базилика, которая была воздвигнута (по одной из версий) на том самом месте, где Варфоломей принял мученическую смерть... Об этом написано буквально во всех источниках, в том числе, и в Православной энциклопедии, и в Википедии.

В 30-х годах снесли синагогу,мечеть (Биби Эйбат) и большой православный храм и наверное эту армянскую церковь.

А кто убил Варфоломея отвечает Вики.

Отрывок:

Согласно преданию, по наущению языческих жрецов брат армянского царя Астиаг «схватил святого апостола и в городе Альбане»[3] Варфоломея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили.[4] Верующие взяли «его тело, главу и кожу, положили их в оловянную раку и предали погребению в том же городе, Албане, что в Великой Армении».[3]

Ссылка:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB_%D0%92%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%B9

Потрясающе!

Представляете, "эти злостные армяне" прорвались на территорию Баку, чтобы убить невинного святого апостола и потом свалить это убийство на азербайджанцев!

Как они коварны! И для этого орни даже не пожалели двух тысяч своих соплеменников-христиан. Или те убитые христиане были албанцами?

Дело в том,что убийство Варфоломея это не доказанный исторический факт,убийство в Баку (хорошо что не в Сумгаите) тем более,а так как албанцы и армяне поклонялись тогда Ахура-Мазде,зороастрийскому богу (доброму богу),так что особенно прорываться было не нужно.2000 тоже не доказано,в летописях полно ошибок переписчиков и просто подтасовок.

Эльшад, но вы видите, как сейчас, после того, как вы подумали, вы противоречите самому себе -- то есть, своей же первой записи. Поэтому я прошу вас комментировать, но подумав.

Марк я противоречу не себе а вам.Вот копи-пейст с вашего коммента выше :

"Ну, это, так сказать, исторический факт. Я вообще подумал было о мощах не писать, потому что националисты могут, подняв на флаг историю с крещением армян, начать нападать на православную церковь, где хранятся его мощи."

Это не исторический факт.Кроме того вы сказали Вики,я дал вам фразу из Вики,однако вы начали уже подвергать сомнению и этот источник. Опять же обращаясь к вашему посту:

"А первые христиане в стране появились к середине первого века, то есть, примерно на 240-250 лет до того, как Святой Григорий Просветитель крестил царя Трдата III.

И принесли христианство в Армению в середине первого века именно эти два апостола. Но не все встретили их дружелюбно. И хотя им удалось обратить в христианство несколько тысяч человек, обоих апостолов ждала мучительная казнь."

То есть в течении 250 лет согласно вам армяне отвергали христианство и именно армяне подвергли мучительной казни этих апостолов. Если в моих рассуждениях есть где-то логическая ошибка скажите именно где.


Ваша последняя запись противоречит вашей первой. Вот этой:

"Насчет того что святого Варфоломея убили в Баку и до сих пор хранят его мощи в храме,впечатлило )).

Напоминает эпизод из "Кавказкой пленницы"

И давайте не будем продолжать, потому что вы чем дальше тем больше запутываетесь в своих же аргументах.

Абсолютно не противоречит,это так называемое церковное предание,а не исторический факт. Вот ссылка на сайт Бакинской епархии где приводятся все сведения об этом.Сведения очень противоречивы.

http://baku.eparhia.ru/history/albania/apostle/sermon/


  • 1
?

Log in