Previous Entry Share Next Entry
Ахтала
50
markgrigorian
Как жаль, что на севере Армении была плохая погода, когда нам удалось заехать в Ахталу. 

Невыразительное серое бессолнечное небо не дало возможности сделать красивые снимки самого комплекса. 

Ну, а желтые газовые трубы (и кто их только придумал?!) придавали пейзажу некий оттенок постмодернизма, от которого, видимо, никуда не деться. 



Храм Ахтала в последнее время стал известен тем, что является спорным между армянской и грузинской церквами. Я не могу быть судьей в этом споре -- хотя бы потому, что не являюсь историком. 

Известно, однако, что храм на этом месте был построен в эпоху Лорийского (или Ташир-Дзорагетского) царства, примерно в Х веке. Известно также, что к конце Х века это был довольно значимый монастырский комплекс-крепость. Во время сельджукского нашествия он, было, пришел в упадок, однако к концу XII века монастырь оказался во владении братьев Иване и Закаре Закарянов-Мхаргрдзели (Долгоруких). А Иване был православным (Ударение в именах братьев ставится на последнюю гласную). 

В XIII веке для региона начались трудные времена. Сначала пришли монголы. Они продержались примерно с 1220-х годов по 1340 год, когда их власть сменилась в результате нашествия племен Кара-Коюнлу. Тех, в свою очередь, сменил Тамерлан. Есть предание, по которому он похоронил одну их своих жен в окрестностях Ахталы.  

При этом, монастырь Ахтала с XIV века входил в состав Мцхетского католикосата. С начала XIX стал региональным центром Греческой православной церкви. В советское время он пустовал, а сейчас находится в ведении Армянской апостольской церкви. 

Во время правления Захаридов-Мхаргрдзели монастырь успел стать халкедонским, то есть побывал в руках почти всех христианских конфессий, существовавших на Южном Кавказе. 

Если верить Википедии (а оснований не верить ей у меня нет), то сейчас Ахтала -- место паломничества греков, собирающихся здесь каждый год, чтобы отпраздновать рождество Богородицы. 



На этой фотографии хорошо видно, что купол храма должен был быть другим. И действиьтельно, "свой", оригинальный купол начал разрушаться еще при Тамерлане, а окончательно развалился в конце XVIII века, во время похода на Южный Кавказ аварского Оамр-Хана. В XIX веке наместник граф Михаил Воронцов распорядился перекрыть церковь деревянным эрзац-куполом, который существует поныне. 



Фрески Ахталы были созданы в начале XIII века (1205-1216) под патронажем Иване и считаются одними из самых значительных произведений византийского стиля за пределами традиционных границ Византии. 

Надписи на фресках сделаны на греческом и грузинском языках. 

   

Обратите внимание, что головы Богоматери и младенца в алтаре разбиты -- это было сделано во время одного из многочисленных нашествий.

 



Две мои поездки -- в Кобайр и Ахталу -- были посвящены одному вопросу: я пытался понять: как получилось, что то, что некогда объединяло армян и грузин -- я имею в виду религию -- после падения СССР стало разъединяющим фактором? Как вышло, что церковные здания, которые в течение веков более или менее мирно переходили из рук в руки, вдруг стали восприниматься как яблоко раздора? Почему в XXI веке мы пытаемся доказать свою отдельность даже в тех случаях, когда наша самость строится на объединении и существует только в единстве с соседями? Откуда это желание противопоставить себя всему, что нас окружает?

И у меня нет ответа на большую часть этих вопросов...

 

  • 1
Собираются греки, подтверждаю. Я в конце сентября просто не успел на мероприятие, меня приглашали.

Я так и сказал: никакого основания не верить Википедии у меня нет :)

происхождение желтых труб для меня тоже осталось загадкой)

Они повсюду -- не только в Армении, а и в других постсоветских странах. Они преследуют путешественника, закрывая ему самые красивые виды и заслоняя пейзажи и горизонты.

Может, они инопланетяне?

это тренд, наверное)

Желтый ползучий тренд.

Ох уж эти трубы! :(
Неужели и в других постсоветских странах они настолько вездесущи?

Поверьте мне, да.

Раздор идёт от того, что некоторые считают то что монастырь с какого то времени был халкедонским, основанием объявлять что его прихожане были не принявшие халкидонизм армяне, а грузины, и даже идти ещё дальше доходя до территориальных претензий.

Принадлежность к какой то религиозной ветви не должно автоматически означать национальную принадлежность. Я думаю, не будь такого отношения, то, при наличии в этом регионе прихожан халкедонской направленности, можно было бы и уступить монастырь Грузинской Православной Церкви.

Кстати, Иване сам не был изначально православным грузинской направленности, как вы написали, а перешёл в халкедонство из Армянской Апостольской церкви, как очень многие армяне. Он был влиятельным лицом при дворе грузинской царицы Тамары, передал монастырь халкидонитам и перестроил изначально армянский храм. Всё это однозначно задокументировано и спор может быть только о конфессиональной принадлежности памятника, но никак не национальной.

Этот спор не так прост, как кажется.

Давайте я попробую по пунктам.

Сначала небольшая поправка: я не написал, что Иване "изначально" был православным. В контексте истории храма "изначальность" религиозных воззренгий Иване нерелевантна. И поскольку она не важна, я этой истории просто не затрагиваю.

Теперь давайте поговорим о конфессиональной принадлежности храма.

Смысл того, что я написал, заключается в следующем: с течением времени конфессиональная принадлежность храма менялась. И я не вижу в этом ничего сверхъестественного, страшного и жуткого. Даже наоборот: то, что здание, которое признается домом Бога в одной конфессии, признается таковым и в других -- это, по-моему, даже хорошо.

Я не считаю, что относительно здания -- в том числе, церковного здания -- можно говорить о принципе "изначальности". Мне кажется, что совершенно неважно, какой конфессии принадлежало то или иное здание "изначально". Важно, кому оно принадлежит, и -- даже важнее этого -- насколько легитимным видят эту принадлежность люди. Причем не люди "вообще", а конкретные заинтересованные люди.

И еще вопрос: а может здание иметь "национальную принадлежность"?


Я то по большей части с вами согласен. Я написал что в принципе не против того чтобы храм был правослвным. Но дело в том что принцип изначальности (не будем здесь говорить насколько обоснованно) и используется Грузинской Православной Церковью при предъявлении претензий на армянские церкви Грузии. Основанием назвать церковь грузинской они могут посчитать даже не просто то что она была изначально грузинской и потом перешла к армянам, а не находя других аргументов, просто объявляя что армяне типа построили свою церковь на месте некогда существовавшей грузинской...

Конечно, памятник может быть национальным. Армяне учавствовали в проектировании и строительстве очень многих грузинских памятников, в том числе таких важнейших как Джвари и Ананури. Но это не делает их менее грузинскими.

Конечно, может быть. Это я попытался устроить маленькую провокацию, но не получилось :)

И да, вы правы, указывая, что принцип изначальности используется Грузинской православной церковью. Но он же точно так же используется и ААЦ. Круг замыкается, история заканчивается.

На самом деле, как мне кажется, принцип изначальности используется для обоснования другого принципа, который можно сформулировать так: "все, что на моей территории -- мое и всегда было моим".

На мой взгляд нет ничего более еретического, даже атеистического, чем споры о конфессиях. Если на минуточку, чисто гипотетически, представить, что Бог все-таки есть, то сразу вырисовывется картина в красках: Сидит он "в силах" на небесном троне с отвиснутой челюстью, глаза навыкате: Ребят, алё! Вы что, совсем с глузду съехали? Это МОЙ дом - и точка! Тоже мне, агенты по недвижимости...

Да-да, примерно это я и имел в виду.

Монастырь служит местом паломничества не только лорийских греков, но и армян-жителей окрестных деревень(Шнох,Техут, Ахтала, Негоц- т.е. формально приверженцев ААЦ) и грузин из Грузии. При этом паломничество связано с праздником Србхеч(Хачверац)- воздвижения креста, который отмечается в сентябре. Даже в светское время собиралось сотни человек в этот день. Нынешний главный собор по архитектурным особенностям безусловно грузинский, росписи- в большей степени византийского стиля и надписи на фресках на греческом языке, что не было характерно для остальных грузинских церквей этого периода. В эпоху Закарянов безусловно основная часть монахов были армяне=халкедониты, известно что здесь монах Ованес Пхиндзаанкеци(если память не изменяет) переводил на армянский работы православных теологов. А вот в позднее средневековье уже не было демографической и институциональной базы для рекрутирования монахов из армян-халкедонитов и монастырь уже стал грузинским уже и этнически, пока не пришел в полное запустение в связи с опустошительными лезгинскими походами.

Спасибо за сведения о паломничестве. Я этого знать не мог.

И имя Пхиндаанкеци тоже очень похоже на реальность, потому что этом место издавна называли "Пхиндзаанк" -- "медные копи".

Все-таки приношу свои извинения за ошибку- переводчика звали Симеон, просто приводил по памяти, а вот цитата из статьи Л. Тер-Петросяна где собственно и встречал информацию впервые:"В XIII веке определенное оживление в переводческом деле наблюдается также и в северных областях коренной Армении, находящихся в сфере влияния Грузинского государства. Усилиями Симеона Пыгындзаханеци с грузинского на армянский переводятся «Элементы теологии» Прокла Диодоха, «Источник знания» Иоанна Дамаскина, «Лестница божественного исхода» Иоанна Синайского, а также «История Грузии» и «Греческий часослов»."

Спасибо еще большее за подтверждение!

все-таки архитектура там завораживающая...

Совершенно обалденная!

Фрески на Ахтале как и его архитектура не византийская, а типично грузинская для той эпохи. И никаких захаридов или закарянов не было, это нонсен, и намеренное искажение исторических данных, они носили фамилию Мхаргрдзели, по происхождению были курдами из племени Бабира о чем пишет армянский историк Киракос Гандзакеци.

Скажите, а для чего вы это пишете? Я ведь не историк и дискутировать с вами не собираюсь. Особенно глупо было бы дискутировать в формате комментов к посту в ЖЖ. Если вы историк, то вы это должны бы понимать.

А что касается визайнтийскости, то рекомендую вам прочитать Лазарева "Историю византийской живописи". Там довольно интересно написано о влиянии византийской живописи эпохи Македонской динасии на грузинскую.

Ну и, наконец, можно же визуально сравнить фрески в Давид-Гареджи, Ошки, Самтависи и Ахтале. Правда, для неспециалиста этот путь не совсем правильный, но если вы не специалист, то заодно и узнаете кое-что об истории своей культуры. Если же вы специалист, то я заранее прошу прощения.

Вопрос спорных церквей Лоре остается открытым

http://kavkasia.net/Georgia/article/1333240304.php

"Монастыри Ахталы и Кобаири, со смытыми фресками, поврежденными и полу обрушенными стенами те древнейшие грузинские памятники зодчества"......

То что Мхаргрдзели по происхождению были курдами из племени Бабира это знают и те, кто хоть чуть чуть читал историю, не говоря уж о тех историков которые говорят об этом ......

Re: Вопрос спорных церквей Лоре остается открытым

До того, как мы с вами начнем беседу, я хочу выяснить: вы в какой области специалист?

///Фрески на Ахтале как и его архитектура не византийская, а типично грузинская для той эпохи//// --- чтобы сказать такую ерунду, надо попросту неразбираться в искусстве византийской живописи и закавказской,прочитал бы хотя бы А.Лидова, который четко показывает на какие образцы ориентировались иконописцы Ахталы,притом их было несколько, и доточности известно, что иконописец алтарной части был армянин-халкилонит, который сохранил свои черновые графити на арм. языке в алтаре храма.... ///И никаких захаридов или закарянов не было, это нонсен,///- - - это нонсенс для Вас, а для нас это научное определение, и его никто не отменял... ////и намеренное искажение исторических данных///- - - жаль, что Вам так показалось, человеку свойственно судить по себе... /// они носили фамилию Мхаргрдзели, по происхождению были курдами из племени Бабира о чем пишет армянский историк Киракос Гандзакеци/// - - - а Вы только Гандзакеци читаете или то что Вас устроит (?), Вы, конечно же, не знали, что в Армении есть крепость Амберд с храмом 12-нач.13 вв, где браться названы Арцрунидами, или Вам видимо не известны другие храмовые памятные записи, где братьс яназываются и отпрысками из Багратуни, а этиданные по времени опережают сообщение и Гандзакеци и Вардана Аревелци, которые говорят о курдском происхождении,постите, но никак не объективно говорить то что вас устроивает, надо критически относится к информации и здраво ее анализироваьт сверяя данные... хотя то, с КАКОЙ безтактной форме Вы ворвались сюда, меня и не удивляет Ваша крайняя субъективность...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account