Previous Entry Share Next Entry
Дживан Гаспарян
50
markgrigorian
Кажется, премьер-министру Армении приписывают фразу о том, что Армения чаще ассоциируется с дудуком Гаспаряна, чем с правительством страны.

Беседовать с ним интересно -- он рассказывает о том, как играл для Сталина и тот подарил ему часы "Победа", как учился играть на дудуке, как встречался с разными знаменитостями...

И он открыто и спокойно говорит о том, что думают сотни тысяч, а может, и миллионы, людей в Армении и Азербайджане -- о политике и простых людях.

Мы с Дживаном встречались и раньше, но интервьюировал я его впервые.


Дживан Гаспарян: людям вредит политика

Би-би-си: Вы выступаете с персидскими, турецкими, азербайджанскими музыкантами. Существуют ли географические границы для вашей музыки?

Дживан Гаспарян: У меня нет проблем. Я могу выступать с представителями всех народов и играть их музыку так, что они сами удивляются: как может чужой человек так играть.

Би-би-си: У вас нет этой проблемы, потому что вы – человек искусства?

Дживан Гаспарян: Да. Я не занимаюсь политикой. Я занимаюсь только искусством и уже 73 года выступаю как профессиональный музыкант.

Би-би-си: 9 лет назад в Лондоне прошел ваш концерт с азербайджанским певцом Алимом Касымовым…

Дживан Гаспарян: Касымов очень хороший певец. Но я выступал и с другими азербайджанскими музыкантами. Когда я раньше ездил в Баку, то играл с Бюль-Бюлем (народный и оперный певец, один из основоположников азербайджанского национального музыкального театра), Ханом Шушинским (исполнитель мугамов Исфандияр Джаванширов), Саидом Рустамовым (дирижер оркестра народных инструментов, председатель Союза композиторов Азербайджана), Шовкет Алекперовой (известная певица, исполнительница мугамов) и многими другими.

Мы очень дружили. Это сейчас происходят всякие неприятные вещи. Это все политика… Людям вредит политика. Она убивает народ. Нельзя. Люди искусства не должны быть связаны с этим. И вообще, народы должны любить друг друга, а не убивать. Мафиози дезориентируют несчастные народы, натравливают их друг на друга, а потом встают в сторонку и богатеют за счет людей.

Почему мы берем в руки ружья, почему убиваем людей? Ведь мы любим мир, любим красивые слова, петь, танцевать, пить вино… Саят-Нова говорил: " Бога возлюби, душу возлюби, деву возлюби!"

Вот как должны народы жить друг с другом. Поэтому я не люблю политику и не занимаюсь политикой.

... Дальше мы говорили о границах творческих, о том, как он играл с разными музыкантами, и о том, где границы возможностей дудука.

Читайте -- это здесь.


  • 1
правда, авторство не указали ))
сейчас напишу на их странице

Быстро.

Он ведь для тебя играл, правда? На длень рождения? Или это был Арто?

Да, это был Дживан.
Он сыграл "Сары гялин" и подарил мне диск с автографом на день рождения )
И еще, когда я у него спросил чей же инструмент дудук, хитро улыбнулся и сказал "а кто лучше играет?" )

хороший ответ :)

Я, конечно, под большим впечатлением от этого интервью. Одно дело просто общаться, и совершенно другое -- брать интервью. Видимо, я запомню этот случай и как-нибудь опишу его с точки зрения разницы между беседой и профессиональным разговором.

"Он является автором и исполнителем музыки к нескольким фильмам, наиболее известным из которых стал "Гладиатор" режиссера Ридли Скотта." - наверное все же музыка к "Последнему искушению Христа", если там Гаспарян исполнял тему.

а для меня "Северный цвет" БГ.

Для меня то, что сделал Питер Габриэль с темой, просто кошмарно. После берущего за душу дудука какой-то рок, совершенно не коррелирующий с первой частью. Но сама тема была суперпопулярной. Мне даже довелось видеть документальный фильм об Израиле, иллюстрированный этой темой, видимо авторы перепутали израильскую и восточную музыку.

Edited at 2012-10-04 09:52 am (UTC)

уточню на всякий случай. Я имел ввиду не Гэбриэля, а Гребенщикова.

Я понимаю кого вы имели в виду. Но я говорил о Питере Габриэле, авторе музыки к фильму "Последнее искушение Христа".

Солидарна. Волшебная песня. И текст почти ранний...

Насколько мне известно, в "Последнем искушении" играл не он.

Я когда-то просмотрел все титры, но так и не нашел исполнителя.

Играл Левон Минассян.

Или Ваче Овсепян.

Вы совершенно правы. На альбоме "Passion" играл Ваче Овсепян. А в турне с Гэбриэлом поехал Левон Минасян.

Вачэ Овсепян
Я даже слышал историю /вроде даже достоверну/: папин товарищ в середине 80-х взял с собой в Англию пластинку Ваче и подарил кому-то из армян, который, в свою очередь, поставил ее кому-то из друзей, и так это дело дошло до Питера. Причем, говорят, он использовал именно трек с пластинки. Хотя, конечно, байка, она и в Африке байка.

Кстати, я с легкостью могу проверить эту историю :)

Только вот я не помню, кто это был. :) Но было бы интересно узнать

Там использовали старую запись Ваче Овсепяна с фирмы Мелодия

Вот! Я только что об этом рассказал, потом увидел Ваш коммент

я дважды или трижды его слышал.
при всей шемящей сентиментальности инструмента, удивительно спокоен на сцене.
поразительная толерантность во взглядах.
когда говорят мне, русскому, о символе армении, то это гаспарян, безусловно.
но если немножко "съехать" от аутентичности, то это систем оф э даун. этнические армяне из лос-анжелоса, по-моему, родились уже там, могли бы заколачивать бабло, но...
вызывают уважение, одним словом.

Спасибо!

Я иногда думаю, что Гаспаряна можно назвать армянским Айтматовым. В том смысле, что он сделал больше для известности страны за рубежом, чем кто- или что-либо.

Давно и нежно люблю творчество Дживана Гаспаряна.
Именно после его выступлений начал интересоваться сначала другими исполнителями на дудуке, а потом уже и армянской музыкой в целом (и грузинской, и иранской, и турецкой, и азербайджанской - все после Гаспаряна. Хотя нет, вру. Грузинской и до этого интересовался, но не так увлеченно).
Очень было интересно почитать интервью.
Примерно таким я себе его и представлял.

Спасибо, Марк.

Ваша запись была переопубликована на сайте blognews. Спасибо.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account