Previous Entry Share Next Entry
Один из духовных отцов "Туркестанского авангарда" в Christie's
50
markgrigorian
В залах знаменитого аукционного дома Christie's проходит выставка работ художника Александра Волкова.

Это один из интереснейших художников ХХ века, сумевший объединить в своем творчестве традиции западного изобразительного искусства, достижения русской живописи начала прошлого века и красочную изобразительность Востока.

Несколько лет назад, увидев его картины в Москве, я был очарован его стилем, теплотой красок, смелостью кисти, насыщенностью и художественной силой и энергией картин.

И сейчас два зала Christie's отведены под выставку Волкова “Of Sand and Silk” – Пески и шелк. Это первая выставка Волкова, проходящая за пределами бывшего СССР, что, в общем-то, странно.

Когда смотришь на ранние работы Волкова, не оставляет ощущение схожести с Сарьяном. Конечно, Волков мог быть знаком с работами Сарьяна, который был уже известным художником к тому времени, когда Волков учился в Киеве и Петербурге.

Конечно, скорее всего, на его творчестве сказались другие влияния, в частности, Рериха и “кроисталлической живописи” Врубеля. А сходство с Сарьяном, видимо, от того, что обоих окружали краски восточного мира, за которыми Сарьян ездил в Египет и Турцию. А Волков – к себе домой, в Ферганскую долину.

Насыщенность красок, кричащий красный цвет и его соседство с ярко-желтым заставляют вспомнить о другом армянском художнике другого поколения – Минасе Аветисяне. И это тоже нужно приписать тому, что мир, который они видели, был наполнен теми же красками – невыносимо яркими, солнечными… и, простите за такие аналогии, толстыми, жирными и пьяными.

А еще – картины Волкова насыщены удивительной энергией и эмоциональностью. На них нельзя смотреть спокойно. Поверьте мне, я пробовал. Не получилось.

Отучившись в Киеве и Петербурге, Волков вернулся домой, в Узбекистан, где он родился. И там, в республике с устоявшимися мусульманскими традициями, стал рисовать… людей, что этим традициям противоречило. Мало того, если всмотреться в его картины, то можно увидеть совершенно христианскую иконографию.

Вот Троица. Я отчетливо вижу ее иконографию в трех фигурах, сидящих на картине. Над их головами даже видны нимбы… Картина называется «Гранатовая чайная».

Вот Оплакивание Христа – эпизод из Страстей Христовых. На переднем плане картины – голый по пояс бородатый мужчина, напоминающий Христа. Разве что оплакивают его не Иосиф Аримафейский, Иоанн Богослов и жены-мироносицы, а три женщины – тоже обнаженные по пояс. Картина называется “Оплакивание (Надгробный плач)”.

Или небольшая акварель “Дорога”. Это практически тот же “Вход в Иерусалим”. Разве что люди, наблюдающие за мужчиной на ослике, не машут пальмовыми ветвями в знак приветствия.

Это сочетание христианских сюжетов с мусульманскими одеждами персонажей полотен Волкова, насыщенные южные краски и почти кубистские линии создают совершенно неповторимый колорит ранних его работ.

А потом… Потом было сталинское время. И Волкова стали постепенно “отодвигать”. Он не мог работать, у него не покупали картин. Когда в Ташкенте в 1957 году открылась его персональная выставка, Волков был так болен, что даже не смог пойти на ее открытие. В том же году он скончался.

В работах Волкова не было политики. Но в них была внутренняя свобода, в корне чуждая соцреализму. 

(Акварель "Дорога")


* * *

И вот, я стою в галерее Кристис и смотрю на работы Волкова. И думаю: “Удивительно, но в Англии умеют ценить советское искусство”.

Чуть погодя понимаю, что искусство Волкова было советским разве что потому, что он жил в Советском Союзе. Но чувство некоего дежавю не уходит, потому что очень странно видеть картины, написанные художником, прожившим свою творческую жизнь в советском Узбекистане, одним из основателей любопытнейшего течения под названием Туркестанский Авангард, в Лондоне. И не просто в Лондоне, а в Christie's, где выставляются и продаются работы самых известных художников мира, в галерее, расположенной в двух шагах от Пикадилли и Королевской академии искусств… Хотя в самой Королевской академии недавно с большим успехом прошла выставка советского авангарда, а во дворе была поставлена уменьшенная, и все же большая модель "башни Татлина". 

И понимаю, что мою мысль надо переформулировать так: “В Англии умеют ценить искусство”. Так, наверно, правильней.

Оплакивание (Надгробный плач)



Но вслед за этим возникает другая: “получается, что в СССР не умели его ценить?” Понятно, что не так все прямолинейно и просто. В Советском Союзе были прекрасные ценители, были музеи, сохранившие для нас замечательные полотна, были коллекционеры… Но было разделение между “официальным” и “настоящим”. Иногда, особенно в окраинных республиках, эти две категории могли совпадать.

Но в СССР Волкова не знали. Или, если знали, то лишь люди, принадлежавшие к небольшому кругу ценителей и коллекционеров. Как, собственно, не знали и многих других художников, получивших известность на Западе и, к сожалению, во многих случаях после смерти. 

Так и получается, что СССР был в конфликте с тем искусством, которое не входило в рамки, созданные партийным руководством. Страна по своей сути была противником свободного искусства. А искусство всегда свободно.

Но иногда в дело вступали совершенно иные механизмы. Пример одного из них мы увидели в документальном фильме, показанном в Christie's.

В городе Нукус, столице Каракалпакии, есть поразительный музей. Его создал энтузиаст-коллекционер русского авангарда Игорь Савицкий. Пользуясь тем, что Нукус от столиц далеко, сумев добиться расположения местной власти, он смог собрать в музее более 40 тысяч произведений, сделав его коллекцию одной из самых значительных в мире.

Так вот, время от времени в музее собирался худсовет, который нужно было убедить в необходимости купить те или иные картины. И как-то раз Савицкий привез коллекцию графических листов, рассказывающих о Гулаге. Ясно, что никакой советский худсовет никогда не принял бы таких работ. И тогда Савицкий сказал, что это – рассказ о нацистских концлагерях. Работы были утверждены, деньги выделены.

(Мариника Бобоназарова, директор нукусского Музея искусств имени Игоря Савицкого)



Были такие примеры и в Ереване, когда под разнообразнейшими предлогами приобретались и в музее современного искусства выставлялись, например, работы художников, эмигрировавших на Запад. Мне нигде больше не доводилось видеть, чтобы в СССР официально выставлялись работы “отщепенцев” и “капиталистических подпевал”.

Хотя, вполне может быть, что я плохо знаю, что было в этом смысле в Союзе… 

P.S. Фотографии картин в этом посте ни в коем случае не являются репродукциями (кроме "Гранатовой чайной", которую я взял на сайте ferghana.ru). Остальные -- просто фото, сделанные на выставке.

О художниках Туркестанского авангарда я писал в марте 2010 года. Это здесь


  • 1
моя мама расказывала про Волкова, ходил в красном берете, с синими бровями и накрашенными губами, шаравары заправленные в сапоги, мальчишки кидали в него зеленые яблоки из за дувала. жил в мазанке,

Edited at 2012-09-07 12:30 am (UTC)

А вы его не спутали случайно с Сергеем Калмыковым?)))

Точно не спутал. Волков был известен своим экстравагантным нарядом. Все в Ташкенте его узнавали по тому, как он одевается. Про губы и брови не могу сказать -- не знаю. А об остальном я слышал от его сыновей.

Совершенно верно. Его так и знали в Ташкенте. И его сыновья тоже рассказывали о его необычной манере одеваться.

Волшебно. Познакомилась с творчеством Волкова именно в 2007 г, когда обучалась по специальности в Москве. Хотя, сейчас мне кажется, что мои уроки проходили, в основном, в Третьяковке. Кубизм, соцреализм... Все изыски и тонкости отступают на задний план. Краски! Краски очень сочные. Где сок граната, а где и кровь. Вы их прекрасно обозвали пьяными. Интересно было бы почитать его стихи. Большое спасибо, Марк!

Edited at 2012-09-07 02:53 am (UTC)

Не за что! Это очень интересное направление -- "Туркестанский авангард". Если будет время, посмотрите: очень интересные художники, потрясающие работы, фантастические краски... Но эти краски совершенно реальные. Так оно и есть в Ферганской долине.

Обязательно найду время. Работы Волкова пугающе-прекрасны.

Меня они не пугают, а приманивают. Как магнит :) Большой, теплый и хмельной.

Прекрасное всегда пугает меня. :) Но, не отпугивает.

Тогда понятно. То есть, я понял, что вы имеете в виду. У меня, бывает, дух захватывает. Вот от работ Волкова точно захватывает.

Есть еще пара ситуаций, когда я от эмоций буквально не могу дышать.

Поделитесь?

Когда-нибудь -- обязательно!

Я не имел в виду обязательно произведения искусства :)

замечательные картины! и такие восточные...

Марк, спасибо вам огромное!

"Но в СССР Волкова не знали. "

Как это не знали! В Средней Азии знали прекрасно - классик! И я с детства его знал. В 70-х, кажется, книжка вышла "Мастер "гранатовой чайхоны"". Это может быть московско-питерские снобы не знали...)))

Очень хорошо, что вы меня поправили. Было бы очень обидно, если бы совсем не знали.

Первая фотография - прямо фаюмский портрет:)

Спасибо!

Как давно мы с вами не общались! Кошмар и ужас!

А всё потому, что Вы, бывая в Белокаменной, меня игнорируете:)

Даша, так не бываю я... :((( Довольно давно я у вас не был. Даже неприлично об этом говорить.

Будем терпеливо ждать;).
У нас, конечно, нет Галатского моста с вкусной жареной рыбой, но тоже неплохо;)

У вас вместо этого моста много других завлекательных и интересных мест, но в Москву не они меня тянут, а друзья, с которыми хочется встречаться, общаться... Но, вот, видите, не получается :(

  • 1
?

Log in

No account? Create an account