Previous Entry Share Next Entry
Матенадаран. "Старое-новое здание"
50
markgrigorian
Когда кузина ввела меня в старое здание Матенадарана через коридор, соединяющий два корпуса (или, наверно, было бы правильней сказать "два здания) Института древних рукописей, я испытал странное чувство. 

С одной стороны, я вошел в очень знакомое здание, где бывал сотни раз, куда когда-то, в бытность студентом, ходил, как в библиотеку (я интересовался разными искусствоведческими аспектами изучения миниатюр в средневековых рукописях). С другой -- это было совершенно новое здание, где еще только-только собирали и расставляли мебель. 

И было странно: я как будто видел Матенадаран таким, каким он был году в 1957-58, то есть, когда здание только построили. Но, в то же время, мне самому сейчас немногим меньше лет, чем было моему деду, когда он сам входил в это -- только что законченное -- здание. 



Правда, мозаичного панно "Вардананк" (автор -- Ованес Хачатрян) тогда еще не было. Собственно, я помню, как в фойе стояли леса и как художник работал там, наверху. Это было, как можно предположить, не раньше, чем в середине 60-х -- иначе я бы не помнил этого. 


Так выглядел бывший первый читальный зал Матенадарана. Я очень любил этот зал -- светлый, с книжными шкафами у стены. Как правило, там сидел кто-нибудь из художников, тщательно копировавший одну из средневековых миниатюр. Мне очень нравилось, проходя мимо, заглядывать через плечо и мельком видеть, как кропотливо, тщательно и медленно продвигается работа. 

Теперь там будет один из выставочных залов.



Как и здесь. Хотя шкафы и стенды в этом зале еще не распакованы. 



А потом я невольно увлекся архитектурными деталями и перспективами, открывающимися в этом удивительном здании. И с каждым взглядом я все больше убеждался, как много вложил дед в это здание, где буквально каждый переход предлагает новый и интересный вид на интерьер. 



Это то же фойе, но с другого места.

 

Это триптих, выполененный в технике фрески, аллегорически изображающий три периода армянской культуры. Первый -- древний, второй -- эллинистический, и третий -- средневековый. Автором этих произведений также стал Ованес Хачатрян. На фото -- фрески с древним и средневековым периодами. 



А дальше -- третья фреска, эллинистический период. Рядом -- вид фойе с самой верхотуры -- я впеврые в жизни видел фойе оттуда.  

 

И еще два зала, где теперь будет располагаться музейная экспозиция. В том числе (фото справа), тот самый зал, где она была и раньше.

 

Детали интерьера

 



На крыше.



А так выглядит "фонарь", освещающий центральный экспозиционный зал сверху.



И в самом конце -- еще один "стандартный" вид. Проспект Маштоца -- вид с Матенадарана. 





 

  • 1
очень красиво!

Действительно! Правда, очень красиво.

Великолепно!

На колонне трещина?

Да, трещина. Но, как мне объясняли, это не страшно и, наверно, даже почти неизбежно.

Спасибо! Как глоток воздуха. Я ведь жила рядом. Каждый вечер гуляла с сыном, и он, двухлетний, успел выучить наизусть все памятники. "Толос Лослин")))

Должен сказать, что одним из моих любимых вопросов журналистам был "назовите всех людей, скульптуры которых поставлены у Матенадарана. И пока никто не был в состоянии ответить с первой попытки. Приходилось отправлять в интернет за поиском ответа.

А что делали в доинтернетовскую эру?)))

Отправлялись к Матенадарану и возвращались с именами. И тут я спрашивал: "а кто они такие"? И, случалось, это сигнализировало следующий этап проблем.

Неужели не знали???

Да... Всегда преклонялся перед архитектурным талантом Вашего деда. Вообще архитектура той эпохи мне очень нравится.

Мне всегда казалось, что Матенадаран - это мостик между эпохами: то ты в кельях средневекового монастыря, то в залах старинного университета. А сводчатые потолки! В Матебадаране они такие элегантные)

Спасибо большое и светлая память Вашему деду.

Одно из самых вершинных архитектурных решений советской эпохи.

Я тоже так думаю.

Спасибо))) В юности, я тоже много времени провела в этом чудесном здании...Искала разные материалы для некоторых документальных фильмов, в создании которых принимала участие...Больше всего времени, мне пришлось там провести, когда снимали фильм про Гладзорский университет...У нас были потрясающие консультанты, которые столько со мной возились...Жаль их уже нет...Вспомнила матенадаранскую прохладу в жаркие летние дни...В самом деле, вроде бы и очень знакомое здание на фотографии, и уже другое совсем...

Да, я помню этот фильм. Замечательно! Я теперь смогу говорить, что знаю одного из создателей фильма.

  • 1
?

Log in