Previous Entry Share Next Entry
Об учебниках истории в Армении и Азербайджане
50
markgrigorian
Идея сравнить школьные учебники истории, по которым преподают в Армении и Азербайджане, витает в воздухе уже по крайней мере 10 лет. Такое сравнение учебников могло бы стать прекрасной курсовой или даже дипломной работой для студента любого западного университета. И мне известна одна такая работа.

Известна мне также статья Арифа Юнусова, описавшего азербайджанские учебники.

IWPR -- Институт по освещению войны и мира, в котором я когда-то работал, осуществил такой проект: две журналистки -- из Еревана и Баку -- написали совместную статью об учебниках.

Статья, как мне кажется, прекрасно иллюстрирует ситуацию в двух обществах, где в одном превалирует комплекс побежденных, а в другом -- комплекс победителей.

Вот отрывок про азербайджанские учебники:

"...так в одном отрывке из учебника по истории для 10-го класса армяне именуются как «наши вечные враги» и описываются подробности их преступлений, совершенных в начале в начале прошлого века.

Заведующий кафедрой истории славянских стран в Бакинском государственном университете и автор этого учебника Тофик Велиев заявляет, что он использовал выражения, имеющее негативную окраску для того чтобы сказать правду.

«Такие фразы создают точное представление об армянах», - сказал Велиев. «Если бы я не изобразил их именно так, то мне пришлось бы исказить историю».

Таким же языком написан учебник истории 11-го класса, который охватывает период карабахской войны и характеризует армянские войска как «фашистские», которые совершали различные преступления".

А вот -- про армянские:

«Распространение освободительных движений в Советском Союзе было непосредственным результатом политики перестройки»,-говорится в учебнике. «Арцахские армяне стали первыми, кто встал на защиту собственного национального достоинства. Они так и не смирились с тем, что их исторические земли были принудительно присоединены к Азербайджану».

Этот учебник осторожно обходит стороной критику азербайджанского народа в целом, но она направлена на правительство в Баку.

Некоторые считают, что учебник очень сухо излагает факты и хотели бы, что бы он был написан в более патриотичных тонах.

«В этом материале отсутствует национальных дух»,-пожаловалась 19-летняя Анаит. « Ученик должен почувствовать национальную гордость за своих храбрых соотечественников, за такую блестящую победу, одержанную армянами. Однако в сухом повествовании событий все это просто теряется».

Думаю, прочитать только эту статью было бы неправильным. Надо -- по-моему, просто необходимо -- сопроводить это чтением статей авторов о том, как они справлялись с демонизацией представителей "врагов" в процессе написания этой статьи.

"Когда я спросила азербайджанского школьника: «Нормально ли то, что в учебниках армян называют фашистами и бандитами?» его учительница на меня рассердилась. Она обвинила меня в том, что я задаю «неправильные» вопросы «промываю мозги» ее ученикам. Для нее это были правильные слова для характеристики армян, и ее невозможно было разубедить".

"В моей школе учился мальчик, который был беженцем из Азербайджана. Мы жалели его, потому что он лишился матери во время войны. Но поскольку он не играл и не общался с нами, мы вскоре забыли о нем и о войне, которую он пережил.

Тогда я не знала, что враги, которых мы называли «турки», были обычными людьми. Я представляла их какими-то ужасными существами из волшебной сказки.

Мне было десять, когда в школе мы начали изучать историю Армении, и я поняла, что враг никуда не исчезал, что он живет по соседству".

Читайте:

Вот совместная статья: Уроки истории в Армении и Азербайджане

Статья Шахлы Султановой: Азербайджан: балансировать между вопросами этнической принадлежности и конфликта задача не из легких

Статья Айкуи Барсегян: Армения-Азербайджан: как научиться придавать «врагам» человеческое лицо

  • 1
По-моему, то, что написала аварка, выдаёт тюрков, как махровых спинномозговых нацистов, с головой.

Знаете, Амирам, это уже даже забавно, но эта ваша фраза кочует из одного коммента в другой. И самое интересное, что она точно повторяет то, что написано в азербайджанских учебниках в адрес армян. Этот абсолютный параллелизм даже интересен.

(Deleted comment)
Вот если сейчас не остановить эту вакханалию, то войне точно быть, когда поколение, которого воспитали на ненависти, вырастет
Проблему можно решить легко, наверно легко
Есть независимы источники, авторы
Международные организации должна заставить конфликтующим сторонам преподавать историю именно по этим книжкам
Они должны очень сильно надавить на местную власть, если они на самом деле так искренне заинтересованы в мирном решении конфликта, а не играют в геополитические игры
Это очень важный момент, очень – учебники!!!!
Обожаю Высоцкого, поэтому сори, но скопирую весь текст)
Средь оплывших свечей и вечеpних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров,
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф.

Детям вечно досаден их возраст и быт
И дрались мы до ссадин, до смертных обид
Hо одежды латали нам матеpи в срок,
Мы же книги глотали, пьянея от строк.

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз.
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших слетая на нас.

И пытались постичь мы, не знавшие войн,
За воинственный клич принимавшие вой,
Тайну слова "приказ", назначенье границ,
Смысл атаки и лязг боевых колесниц.

А в кипящих котлах прежних войн и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов,
Мы на роли предателей, тpусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов.

И злодея следам не давали остыть,
И прекраснейших дам обещали любить.
И друзей успокоив и ближних любя,
Мы на роли героев вводили себя.

Только в грёзы нельзя насовсем убежать,
Краткий век у забав, столько боли вокруг.
Попытаясь ладони у мёртвых разжать
И оружье принять из натруженных рук.

Испытай, завладев ещё тёплым мечом,
И доспехи надев, что почём, что почём.
Разберись, кто ты - тpус иль избранник судьбы,
И попpобуй на вкус настоящей борьбы.

И когда pядом pухнет израненный друг
И над первой потеpей ты взвоешь, скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг,
Оттого, что убили его, не тебя.

Ты поймёшь, что узнал, отличил, отыскал,
По оскалу забрал - это смерти оскал,
Ложь и зло, погляди, как их лица грубы,
И всегда позади вороньё и гробы.

Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если руки сложа, наблюдал свысока,
А в борьбу не вступил с подлецом, с палачом,
Значит, в жизни ты был ни при чём, ни при чём.

Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почём,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.

И если технологии позволят в будущем, и в жж с каждым постом параллельно играет фоновая музыка, то к этому посту наверно должен играть Высоцкий)

Edited at 2012-05-29 08:35 pm (UTC)

Не знаю, как насчет музыки, но дело в том, что история сейчас является ключевым фактором -- или одним из ключевых факторов -- построения национальной идентичности. В наших странах она строится по принципу "мы -- это противоположность соседей". А если противоположность, то значит, ничего общего с соседями не должно быть. И далье с обеих сторон выстраиваются противопоставления:

мы местные -- они пришельцы.
мы древние -- они только прикидываются.
у нас "правильная" религия -- у них "неправильная религия".
мы имеем достижения -- они их не имеют, а лишь присваивают наши.

И так далее -- список можно продолжить.

спасибо Марк за тему.
Тема учебников очень актуальна, и скорее эта тема глобальнее - это проблема трактовки истории. Она стала еще актуальней в наше время, в век моменатальной информации, когда всем лень открыть книжку, найти и сопоставить факты, а уж тем более найти первоисточник.
У меня два ребенка школьного возраста, и все что я смогу сделать для них - это научить относиться к вещам критически, пытаться быть объектвными и не поддаваться на провокации. Думаю только так мы сможем оградить наших детей от всякого рода махинаций с историей собственного народа.

Вам спасибо, Ишхан!

Вы правы -- это единственный способ. Проблема в том, что способны на это очень немногие родители. И критическое отношение к информации -- это чрезвычайно важно!

Дабы не встревать в вашу дискуссию с амирамом вы несу отдельным постом.
>И самое интересное, что она точно повторяет то, что написано в азербайджанских учебниках в адрес армян. Этот абсолютный параллелизм даже интересен.

Мне кажется, явно или неявно но тут происходит подмена понятий. Дело же не в том, что написано, а в том, что имеет место быть на самом деле.
О том и речь, что пишут многое, но когда на гос. уровне идет пропаганда против всех армян - это нацизм. я понимаю, когда армения объявлена вражеским гос-ом (хотя опять же почему), я понимаю и многое другое. но всему же должен быьт предел, а тут явный перегиб. Проблема в том, что часто ищут причины и оправдания. мол там конфликт, поэтому так... но это не важно в данном случае. более того, возможно, конфликт именно потому - что нацизм. турецкий нацизм сий еще более усугубляется, если мы учитываем тот факт, что армяне арцаха считаются гражданами азербайджана (причем самим же азербайджаном). опять же, если кто-то все равно хочет списать турецкий фашизм на территориальный конфликт, то заметим, что у нас под боком грузино-абхазский пример, где при не меньших противоречиях такого нет. более того, абхазский является гос. языком грузии.
но ок - отойдем от наших (арм-аз) взаимоотношений.
разве аварцы, лезгины талыши свободны? разве лезгинский и талышский является гос. языками азербайджана? разве то, как и что отвечали султановой не является показателем национализма?

Ну что вы, я с Амирамом не дискутирую. Это он изливает накопившуются желчь, а дискуссией там и не пахнет.

Это как раз и есть комплекс побежденных. Ваш же коммент показывает комплекс победителя.

Обратите внимание -- вы точно так же бросаетесь термином "фашизм", как и азербайджанские учебники. Вы полагаете, что вам можно то, чего нельзя противоположной стороне? Или ваы думаете, что армяне все белые и пушистые по определению?

Это отношение типично для конфликта: мы -- хорошие, они -- плохие. А на самом деле, оба хороши...

если судить по приведенным Вами цитатам, азербайджанский учебник ужасен, а армянский практически политкорректен. а вот приведенные мнения "некоторых" с армянской стороны на предмет недостатка патриотизма в учебнике, мне кажутся натяжкой журналиста, сделанной для того, чтобы уравновесить пещерность азербайджанского учебника и выглядеть уравновешенным и беспристрастным...
...Вам не кажется?

Абсолютно верно. Акцент, как впрочем и всегда, сделан на паритетность - этот бич нагорно-карабахского урегулирования.

азербайджан готовиться к войне...

И Армения готовится... А стороны привыкли к жизни в состоянии конфликта. Им комфортно быть в конфликте.

Как уже выше отметили - в статье делается ставка почему-то на паритет. Странный подход - процитировать один учебник, ужаснуться, процитировать второй и ужаснуться "комментарию". Мало ли кто что комментирует? Наверняка найдется с десяток персонажей, которые будут высказывать крайне радикальные мысли. Ну тогда давайте сравнивать комментарии, а не учебники. Но ведь нет же. Паритет - наше всё.

Хотя, я убежден, при всем возможном (я не исследовал и никогда не видел ссылок) низком качестве армянских учебников до азербайджанских им как пешком до луны. Это вот моё любимое:

"Сборник рассказов для учащихся средних школ"
автор: Алисахиб Гиас оглы Эрогул Баку.2011 г. изд-во "Такнур"
Для учащихся средних школ
Учебное пособие для внеклассного чтения

Предисловие

"Юный друг!
Эй , азербайджанское дитя древней и могущественной тюркской нации!
Кусок твоего сокровища под названием Азербайджан, начиная с махала Агбаба, до Агдамского региона находится под пятой , объявившего тебя вечным и историческим врагом нации, не имеющего будущего, с мертвой нравственностью, в жилах которой течет всяческая помойная смесь, нации злорадной и презренной."

(оттуда же):

"Юный друг!
Не забывай, что армянская нация сделана из теста ,замешанного на кознях и интригах, дрожжи на зле и лжи, сущности на клевете и подлости. Армянское варварство, армянский вандализм, армянская дикость и армянское зверство составляют основу армянской сущности"

И рецензия на сборник рассказов этого блестящего писателя для внеклассного чтения:

"Тема Карабаха, будучи большой бедой азербайджанского народа, являясь самой актуальной темой современной художественной и публицистической литературы, считается важнейшим и воздействующим средством воспитания подрастающего поколения в духе ненависти к врагу и любви к родине.
Но об этом, к сожалению написано очень мало ценных произведений, способных ознакомить наших детей с омерзительным лицом наших оголтелых соседей.
С этой точки зрения, рассказы писателя-публициста А.Эрогула, написанные с присущим ему талантом и способностями, направлены на отражение борьбы нашего народа, его отваги.
Книга А.Эрогула, на сегодняшний день, самое объемное и обстоятельное произведение, написанное на эмоциональном языке, имеющее большую силу воздействия и воспитывающего значения. Рассказы, написанные языком эмоциональным и эффективным увлекает и ведет за собой читателя, в разы усиливает в детях чувство ненависти к армянам. В деле военно-патриотического воспитания молодежи , данные рассказы могут сыграть неоценимую, несравнимую роль.
В настоящее время, мы считаем целесообразным и полезным публикацию сборника рассказов А.Эрогула под грифом Министерства Образования в качестве дополнительного учебного пособия для учащихся общеобразовательных школ."

Газанфар Кязимов, доктор филологических наук, профессор

Масуд Махмудов, доктор филологических наук, профессор, зам. директора Института языковедения им. Насими при Национальной Академии Наук Азербайджана

К сожалению, ссылки запрещены. Взято с форума ОпенАрмения, тема: "Игры азербайджанских детей" (и приведенный фрагмент - это ещё цветочки, там такое собрано, что волосы шевелятся), юзер - глубокоуважаемый Ной

Марк Владимирович, не удаляйте пожалуйста коммент Амирама
Тем боле там нет матерных слов
Не удаляйте коммент Амирама
Амирам написал грубо, согласен, очень грубо
Но попробуйте из его текста убрать все грубые слова и вчитаться текст, там истина глаголет
Тем боле Амирам не армянин, тем боле Амирам не армянский националист, националисты армяне не будут любить Амирама за приверженность к теории Дьяконова «этногенез армян»
Амирам придерживается общепринятых исторических фактов, не армянских
И он пытается нас предупредить, потому как со стороны виднее
Марк Владимирович, я вот очень удивился, когда в интернете наткнулся на статьи о вас, что вы предатель армянских интересов
Меня это возмутило, разозлило
Республика должна гордиться вами!!!)
Это не лесть и не комплимент
Я горжусь, что читаю ваш блог
Я радуюсь, что многие несозревшие умы могут прочитать ваш дневник и у них появится совесть, они получат новые знания, добро в них победит зло
Это не пафосные слова, это так и есть
Вас наверно обвиняют в другом, в человеколюбии
Что вы предлагайте забыть все прошлое и начать историю с чистого листа
Это правильно, так и должно быть, но реальный мир иной, он жестокий к сожалению

Своим человеколюбием мы уподобимся Иисусу Христу, и пожертвуем своей жизнью ради благ человеческих ценностей
Я вот готов пожертвовать свою жизнь ради мира, ради человеколюбия, но не готов пожертвовать жизнью своего ребенка
Готов хоть завтра умереть добровольно, если мне скажут что взамен в Карабахе прекратиться война и люди не будут погибать, молодые 18 летние солдаты юноши с обеих сторон, им еще жить да жить, а их уже нет…
Но даст ли это гарантии, что через какое-то время мой ребенок не станет перед таким выбором
Нет, не даст…
Я знаю сотни людей, сотни армян, у которых нет ни капельки ненависти туркам, азербайджанцам
Они просто боятся за своих детей, внуков, потому что коллективная память, коллективная боль
И обратное человеколюбие от турков к нам не появится (от большинства, я прекрасно знаю про Орхана Пампука и про сотни добрых турков)
Весь мир жесток, хоть и есть в нем добрые люди
Турко армянский, Израиле арабский и подобные конфликты никогда не решатся, решатся одни, появится другие. Решение этих проблем – смена сознания людей, появление новой объединяющей религии или нападения инопланетян на землю
Иначе в других случаях везде будет действовать закон джунглей, закон выживания, в Европе это цивилизованный, замаскированный закон джунглей, в странах третьего мира более открытый
Мы не можем отступить в Карабахе, в будущем это будет стоить нам нового геноцида
Ведь согласитесь, сейчас мы не имеем никаких прав на Арарат и на Нахичевань
Потому что турки все таки решили тогда армянский вопрос, уничтожением армян
Так ладно бы они покаялись бы, тогда можно было и нам забыть, так наоборот, ситуация накаляется
Я хотел бы начать историю с чистого листа, но тогда, когда курды в Турции получат независимость, не насильно, а добровольно от турецкого общества, когда Азербайджан станет европейской страной с соблюдением прав человека, не насильно, а добровольно, не сверху, а снизу
Такое возможно? Нет, не ближайшее 50 лет, а от нас требуют именно сейчас соблюдение мировых правил, а они пусть решать еще раз армянский вопрос, отберут еще Зангезур, и потом начнут любить нас, как белок в зоопарке
Я не вижу выхода решения армяно турецкой проблемы
Только два выхода
1. Меняется все человечество, все становятся цивилизованными, совестливыми
2. Путь Израиля (для Армении). Сильное общество, сильное государство, свободные сильные люди

Что то слишком много написал, это наверно диалог с самим собой, просто обидно и больно

а в Амираме говорит человек, который не может терпеть несправедливость

Памук, и практически все, кто осуждает турецкую историю - или черкесы, или курды. До момента, пока вследствие известного процесса суверенизации этносов не распадётся Турция на тюркскую часть и курдскую и лазскую, а также не возникнут стойкие автономии талышей на юге Азербайджана и дагестанских народов - на севере, нет никаких способов договориться с кочевниками.
Я вам так скажу, именно из-за позиции армян курды не пошли по пути тюркизации! Именно! Именно из-за позиции армян. Из-за примера. Более того, идёт обратный процесс, если прежде ираноязычные меньшинства стремились стать тюрками, потому что за теми - сила, то теперь этого больше нет, и потомки отуркмененных курдов хотят быть курдами. Некоторые курды переходят в христианство, и даже реанимируют зороастризм, зная, что с навязанной им религией они обречены на рабство. Если Вы не готовы отдать вообще всё, то смиритесь с тем, что права на родину Вами утрачены. Посмотрите, как многие евреи, осевшие в Израиле бегут, лишь бы не была над их детьми угроза погибнуть. С такой психологией через пару поколений мы будем мыть жопы бородатым ослоёбам, причём - все.

Ваша запись переопубликована на сайте www.blognews.am. Спасибо!

А что на счет созидания и милосердия, люди?
Мне один парень рассказывал как он служил в Армении и там какие то офицеры хорошенько его пресанули, он не знал как им ответить и пришел на следующий день к ним с пивом и фисташками, мол вы красавчики - смогли меня осилить.
Давайте поступим примерно подобным образом - сделаем фестивали азербайджанской культуры, дни азербайджанского кино, сделаем безвизовый въезд для них в Армению, сделаем программы посещения беженцами своих домов, я не знаю, откроем магазин азербайджанских ковров, соберем примеры позитивного взаимодействия армян и азеров в истории и в нынешнее время.
А то тошнит уже от вражды.

у меня еще один вопрос, так сказать, в "ноосферу". с каких пор слово "кочевник" приобрело оскорбительный оттенок? 90% народов (кроме армян, надо полагать) кочевали туда-сюда.

Шахин, вы сделали очень полезное и, как я считаю, правильное дело. Я приветствую вашу публикацию и очень надеюсь, что она поможет проникновению здравого смысла в этот конфликт.

"Ннтернетные войны" я не считаю проявлением здравого смысла и не понимаю людей, полагающих, что они "защищают родину", ругаясь в интернете.


(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Замечательный и в высшей степени актуальный материал.
Достойны восхищения обе девушки - авторши сравнительного исследования.
И хотя некоторые из комментов шокируют, всё же общий тон обсуждения тоже радует. Оно всё-таки внушает надежду, что когда-нибудь мы выберемся из этого тупика. И кое-кто из участников обсуждения ещё до этого доживёт.

Сорри - ошибся веткой.

Мырза!
Материал очень интересный, и я бы хотел зафиксировать пару вещей, которые уже отмечены.
1. Азербайджанские учебники наполнены расистской риторикой
2. Единственная претензия к армянским учебникам была от девушки, считающей, что учебники недостаточно "национализированы" (коряво, но надеюсь ты понимаешь о чем я).

Давай посмотрим на развития:
1. Ты помнишь, нет, что реваншизм - это наиболее благоприятная почва для расистско-нацистских идеологий/режимов?
2. Надо четко понимать, что в обеих странах контроль за изданием учебников - государственный, и сами учебники предлагают официальную и пропагандируемую версию истории.
3. Я очень доволен фактом этой публикации. Честно. Это важная веха - британское издание явно и недвусмысленно зафиксировало ситуацию государственно пропагандируемого расизма.

Что меня немного коробит - так это мантра "лишь бы не было войны". Она порочна, по определению. Война, конфликт - это нормальное состояние отношений. Бывают времена, когда нужен мир, а бывают - когда война. И это нормально.

Почему же меня радует эта риторика азербайджанской власти?
Потому что она по определению ослабляет ее позиции в войне (а в том, что война будет я практически уверен, правда сегодня, когда прошел пик нефтедобычи чуточку меньше, чем год назад). Всегда хорошо, когда у твоего противника есть независимо подтвержденные проявления преступных идеологий.

Привет, мырза!

Проблемы, связанные с учебниками, -- это лишь часть проблем. И на самом деле, если бы не было крикунов, возникающих каждый раз, когда я в ЖЖ пишу слово Азербайджан, я бы поставил несколько интересных ссылок на отчеты и документы, связанные с проблемами Азербайджана -- в связи с Евровидением таких отчетов только в Британии вышло с полдюжины. Здесь прекрасно знают о том, что происходит в наших странах и дают этому адекватную оценку. Другое дело, что эта оценка не всегда вополощается в политические действия, но это уже другой разговор.

Конечно, комплекс проигравших требует некоторой нарочитой резкости. И, конечно, комплекс победителя требует великодушия -- пусть показного, но великодушия. Так эти завихрения в учебниках должны были быть -- мы же говорим о Кавказе, где миф часто бывает реальнее самой реальности, и где если 18 раз повторить, что долму придумали в Азербайджане, так оно и будет.

Мантра "лишь бы не было войны" была придумана в СССР именно в то время, когда война на самом деле шла. Она была придумана для того, чтобы скрыть существование войны -- это типичный случай двоемыслия -- doublethink. Так что когда я слышу эту мантру, чаще всего появляющуюся в тостах, я понимаю, что дело плохо и война уже идет.

Кстати, в армяно-азербайджанском конфликте я пока не вижу той степени обострения, чтобы можно было говорить о войне. С позапрошлого года ситуация несколько смягчилась, как мне кажется. Во всяком случае, резерв мирного развития конфликта еще есть. И давай не забывать: оба общества (и правительства) живут в ситуации, когда им комфортно в конфликте. Следовательно, не нужно ничего менять...

Жить бы в мире..

Для нее это были правильные слова для характеристики армян, и ее невозможно было

Цитата

Грустно это читать... Видимо, правда.

ПС. Вспомнился памятник армянскому алфавиту, около Еревана.

Я люблю Кавказ, и все его народы.

Re: Жить бы в мире..

Да, это грустно читать. А еще грустнее осознавать, что все это не скоро еще войдет в русло здравого смысла.

И именно поэтому об этом надо говорить, и говорить много. Такие вещи нельзя прятать внутри обществ. Их надо показывать.

реакция на учебники истории в азербайджане

политика Армении должна быть более решительной в отношении азербайджанцев и турков, потому как они совсем обнаглели искажать все что можно, а армяне так и будут топтаться на одном и том же месте, пока все уже крепко забудут про геноцид.... а такое не забывается, русские, чего бы это им ни стоило, засунули фашистам их фашизм в одно место по самое не хочу, тогда ведь тоже был геноцид, ужасающий по масштабам...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account