Previous Entry Share Next Entry
В Гюмри остановили "Стоп"
50
markgrigorian
Во втором по величине городе Армении Гюмри не дали провести "фестиваль" азербайджанских короткометражных фильмов.

Почему я пишу слово "фестиваль" в кавычках? Потому что всего-то должен был пройти просмотр четырех короткометражек в зале, вмешающем пару десятков человек. Чтобы не допустить этого, были организованы пикеты, люди стояли с плакатами, обвиняющими организаторов "фестиваля" в предательстве родины, были даже (как я понял из публикаций) попытки физической расправы с организаторами. Акции против демонстрации фильмов прошли и в Ереване.

Конечно, в армянском обществе, как и в любом другом, есть люди, настроенные радикально, есть люди умеренных взглядов, есть и безразличные. И когда группа радикалов проводит акцию против мероприятия, организованного людьми иных воззрений -- это может случиться, где угодно.

Но в связи с гюмрийской историей, у меня возник ряд вопросов.

-- Может ли демонстрация четырех азербайджанских короткометражек каким-либо образом повлиять на национальную безопасность Армении?

-- Может ли просмотр азербайджанских фильмов (несколькими десятками людей) каким-либо образом ослабить патриотизм жителей Гюмри?

-- Почему в рамках ежегодного фестиваля "Золотой абрикос" возможна демонстрация турецких фильмов, а неправительственной организации нельзя проводить показ фильмов азербайджанских? Неужели разница лишь в том, что в одном случае мы имеем дело с "официальным" мероприятием, а в другом -- с "неофициальным"?

Кстати, Гран-при прошлогоднего "Абрикоса" был присужден фильму "Космос" турецкого кинорежиссера Реха Эрдема.

-- И наконец, может, дело в личности организатора Георгия Ваняна? Но если так, то при чем здесь азербайджанские фильмы?

А в чем же дело?

  • 1
нет
нет
нет
да. Не знайу.

Спасибо, Лобзик, за честный ответ!

Да, Ваняна там не любят... Думаю жителям Гюмри, по-большому счету по-барабану, что там за фильмы крутят - если кто-нибудь захотел - пришел бы, не захотел, не пришел бы... так что акция, ясный пень спланированная и заказанная.

Ну а уровню национализма в Армении я поражаюсь каждый раз, как приезжаю. Даже странно - войну то вроде армяне выйграли, чего так злиться-то?

И тем более непонятно, почему к туркам отношение много лучше, чем к азербайджанцам. Вон мой друг турок и сейчас в Ереване тусит, говорит принимают на ура, а в Гюмри за азербайджанский фильм по рылу дают. Это нелогично...

Вы ищете логику там, где ее не может быть. Национализм в принципе не может быть логичным.

Что же касается победы в войне, то тут играет не столько этот фактор, сколько имидж жертвы. Словосочетание "имидж жертвы" -- это конфликтологический термин, обозначающий состояние "они на нас напали, мы лишь защищались". Обычно в конфликте у обеих сторон бывает это состояние жертвы. Этому состоянию противопоставлен "имидж агрессора". В карабахском конфликте у обеих сторон есть чувство жертвы. Отсюда и это отношение...

(Deleted comment)
Естественно, дело не в азербайджанский фильмах: противники "кинофестиваля" в прошлом году провели акцию показа пропагандистских азербайджанских фильмов.

Дело в Ваняне, точнее не в самом Ваняне, конечно, лично они не знает. Просто Ванян - это символ, на котором отрабатывается патриотизм.

Да и чтобы сверить ощущения... Вам также показались омерзительными восторженные комменты и лайки под фотографией, на которой сопливый мальчишка бьёт по лицу немолодого уже человека?

Я не видел этой фотографии, поэтому комментировать не могу.

Национализм в принципе не может быть логичным.

Согласен. Как и с "имиджем жертвы". Вообще, полагаю, это могло бы быть хорошим ресурсом примирения. Даже в одностороннем порядке. Разрушение образа врага, как некого недочеловека. Почему бы нет? Неужели мы хотим постоянно жить в гордом заточении, и неужели налаживание нормальных отношений с соседями равнозначно предательству родины?

Re: Национализм в принципе не может быть логичным.

Видимо, хотим...

Մարկ, ձեր նկատմամբ իմ ողջ հարգանքով հանդերձ: Այո, ազգային անվտանգությանը հաստատ չի կարող սպառնալ: Բայց... Այդ տասը գյումրեցիներից մի քանիսի և ոչ միայն այդ տասը, այլ նաև շատերի երեխաները ծառայում են սահմանի վրա: Շատերը որբացել են արցախյան պատերազմում և դեռ դրա վտանգի տակ են: ԵՎ չի բացառվում, որ ԱՅՆ ՊԱՀԻՆ, երբ նրանք կդիտեին ֆիլմերը, ադրբեջանցի դիպուկահարի թիրախն ուղղված է գյումրեցի 18ամյա զինվորի վրա ու սլանում է: Աստված չանի, նաև այս պահին, երբ ես գրում եմ: Այդ հարցը տվեք այն հայ տղաների մայրերին, որոնք սպասում էին իրենց զինվոր տղաներին, և այն ծնողներին, որոնք սպասում էին իրենց ֆիդային տղաներին, և որոնք այդպես էլ չվերադարձան, և նրանց, որոնք սպասում են, ահը սրտներին... դուք հարցն ուղղում եք ոչ ճիշտ աուդիտորիայի: Կուշտը սովածին երբեք չի հասկանա... ԵՎ Թուրքիան ու Ադրբեջանը տարբեր պատերազմներ են հայի համար... ԵՎ ԳՈՐԾՈՂ պատերազմներ... Ասացեք, դուք իսկապես ԿԱՐՈ՞Ղ եք նայել ասենք Գրիգոր Շախկանյանի, Արեն Սիմոնյանի ծնողների աչքերին ու ասել, որ նրանք պետք է ադրբեջանական ֆիլմերի փառատոնին մասնակցե՞լ... այդ զոհված տղաները իմն են, մերն են, բոլորը, մեկ առ մեկ... ես այդպես եմ համարում...


P.S. Ռուսերեն չկարողացա գրել: Կներեք:

Մարկը փոքրիկ հնարք է կիրառել: :ՃՃՃ
Նա փառատոնը չակերտներում է գրել:
Դրանով նվազեցրել է այդ միջոցառման արժեքը, թե «մի 10 հոգի կմասնակցի, ով չի ուզում մասնակցի, թող չգա, այդ թվում այդ մայրերը»:

Բայց իրականությունը նրանում է, որ Վանյանը այդ չակերտները չի դնում: Որ հայտարարվում է Հայաստանում, Գյումրիում անցկացվող փառատոն: Ինչը նշանակում է, որ բոլոր գյումրեցիք մասնակցում են այդ փառատոնին: Իսկ այսպիսի անուղղակի մասնակցությունը արդեն վիրավորում է շատերի սրտերը, որի հետևանքը տեսանք:
Վանյանին անհրաժեշտ է այդ փառատոնն առանց չակերտների, այլապես ցանկացած վայրում հանգիստ կարող էր ֆիլմերը ցուցադրել: Ինչը նա արել է Երևանի ճանապարհին, ինչ-որ ռեստորանում: Բայց զավեշտը նրանում է, որ ռեստորանում ֆիլմերը ցուցադրելուց հետո Վանյանը հայտարարեց, թե «Հայաստանում անցկացվող ադրբեջանական ֆիլմերի Փառատոնը կայացավ»:

Իհարկե, Մարկին ես չեմ մեղադրում, նա փորձում է իրեն հասած ինֆորմացիայի վրա դատողություններ անել:
Ոսկե ծիրանը այլ պատմություն է, գոյություն ունի հայ-թուրքական ֆիլմային պլատֆորմ, որը իր գործունեությունը անցկացնում է ինչպես Երևանում, այնպես էլ Ստամբուլում: http://www.gaiff.am/en/atcp/

Зардушт Ализаде собирается устроить показ армянских фильмов в Азербайджане: http://newcaucasus.com/index.php?newsid=5681


Мой старый приятель Зардушт давно хочет устроить такой показ. Ему власти не разрешают.

почему-то мой комментарий был оценен как спам)

Зардушт хочет устроить аналогичный показ в Азербайджане

Нет, не спам. Просто я поставил фильтр на комменты с линками. Я ответил на ваш коммент, и сейчас он в полном порядке стоит на своем месте.

А зачем проводить в Армении фестиваль азербайджанских фильмов?

А зачем обычно проводятся фестивали?

Mark, vam kak vidimo pofig, chto azeriskiye snayperi ubivayut nashix rebyat na granitse kazhdiy mesyats?
Zabudem ob etom i budem prazdnovat' azerbayjanskiy kinemotograf? Tak vi schitayete?

а вам, видимо, пофиг, что полтора миллиона армян было убито в османской турции?
Вы почему не бойкотировали участие турецких фильмов в абрикосе?

ИМХО там все хорошо исполнили свои роли.
Всем было все понятно заранее.

Один раз было вручение мыла и не было причин, почему те люди должны были дозволить проведение в этот раз.
В то же время Ванян прекрасно отдавал себе отчет, что шансов на спокойное проведение фестиваля - 0.

В конце концов обе стороны хорошо попиарились и, думаю, остались довольны.

Я как-то не уверен, что Ванян хорошо попиарился. мне кажется, что он как раз попиарился плохо.

(Deleted comment)
Շնորհակալություն հարցերի համար: Պատասխանեմ երկու մասով:

Առաջինը. ես չէի ուզենա Հայաստանը համեմատել Իրանի ու Կուբայի հետ: Իմ կարծիքով, Հայաստանը ավելի ազատ է և ավելի զարգացած, քան այսօրվա Իրանը և Կուբան:

Երկրորդը. 2010թ աշնանը՝ Իսրաելում էի: Գնացի Յաֆֆա, ման էի գալիս փողոցներով, մտնում էի տարբեր խանութներ... Ու բավականին շատ էին խանութները, ուր վաճառում էին իրանական ապրանքներ՝ սկսած էժանագույն ինչ-որ բաներից, վերջացրած՝ բավականին թանկ ու թանկարժեք իրերով: Ու խանութպանները բացեիբաց ասում էին, որ ապրանքները ստանում են ուղիղ Իրանից: Ինձ դա զարմացրեց, քանի որ մենք սովոր ենք ապրել կոնֆլիկտի այլ պայմաններում:

Եվ ամենավերջինը. Կուբայում լավ էլ նայում են ամերիկյան ֆիլմեր :)

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Марк, уверен, что заданные Вами вопросы вызваны тем, что кто-то где-то озвучивал подобные точки зрения насчет национальной безопасности, патриотизма, предательства и проч. Это конечно чушь и показ фильмов на подобные вещи не влияет.

Однако.
Мне кажется, что есть разница между фестивалем, где среди прочих демонстрируются турецкие фильмы и фестивалем, где демонстрируются только азербайджанские фильмы, пусть даже короткометражные.
Такие фестивали проводят например в рамках культурного обмена или, предположим, когда объявляют год какого-нибудь государства в Армении. Подобные фестивали проводят организации имеющие какое-нибудь отношение к стране-производителю, к примеру, British Council неоднократно проводил фестивали британского кино. За какие-то особые заслуги в кинематографе. Но ведь это не такой случай, верно?

Оставим в сторону патриотизм, вкусовые пристрастия, снайперов, реплики о том, что кинематограф и Азербайджан вещи несовместимые и пр. Пусть культура и искусство будут выше политики и прочих земных ценностей. Я уверен, что где-нибудь не в Армении и не в Азербайджане на бытовом уровне (грубо говоря "один армянин - один азербайджанец") могут складываться какие-нибудь отношения, и тому есть примеры. Ничто человеческое нам не чуждо.

Но на уровне публичных мероприятий все-таки должны быть какие-то принципы и рамки. Принципы по отношению к стране, где тотальная ненависть к нашей с Вами родине возведена в ранг государственной идеологии и политики. Фестивалю (пусть даже в кавычках) азербайджанских фильмов в Армении не место. Из-за принципов. Из-за элементарного самоуважения. И если человек этого не понимает, рукоприкладству и выплеску эмоций удивляться не нужно.

А с Ваняном я не знаком и оценивать его личность публично не могу, также как и не могу догадываться о причинах его поступков. Но если он хочет смотреть азербайджанские фильмы, пусть делает это дома.

Спасибо!

Я все-таки вижу разницу между президентом страны и ее народом. И то, что президент позволяет себе называть всех армян фашистами, постоянно угрожает войной и ведет антиармянскую политику, не означает, что народ чувствует так же, как и президент.

И объясните, пожалуйста, почему вы поставили вопрос самоуважения? Разве есть проблемы с самоуважением, когда в стране, победившей в войне, показывают фильмы, произведенные в стране, войну проигравшую? Или вы имеете в виду что-то другое, чего я не понял?

Спасибо за вопросы.

Ответ на вопрос 1: Может. Как выше уже отметили в комментах - есть большая разница между отношением армянского общества к туркам и к азербайджанцам. Эта разница достигнута за счет ввоза турецкой продукции, армяно-турецких инициатив, оценок на евровидении и прочего информационного мусора. Я ща не буду давать оценки, а просто показываю, из-за чего появилась эта разница и теперь видна комментаторам невооруженным взглядом. Сегодня у Армении с Азербайджаном замороженный конфликт, который может с новой силой вспыхнуть в любой момент. Ненависть армянского общества к своим властям, скандалы в армии - это уже огромная брешь в системе национальной безопасности, которая во всей красе предстанет в момент начала войны, когда визжащие в истерике мамаши начнут спасать своих сыновей от отправки на фронт (я их не осуждаю, а просто описываю ситуацию). Если к этим факторам прибавится еще и нормальное отношение к азикам (сокращенно-ласкательное от слова "азербайджанец), то вообще будет жопа. Следует также отметить, что я указал лишь на один из многих пенов, по которым этот показ влияет на систему нацбеза. Просто время нету, да, подробно все расписывать.

Ответ на вопрос 2: Может. Если бы гюмрийцы допустили показ, они бы оказались офоршмачены. Получилось бы, что во всей Армении есть только один антасиб убогий город, жители которого не смогли даже не дать себя опозорить (в остальных городах до этого инициатива проваливалась). Тут уже дело не в количестве короткометражек, а в принципе. После показа к гюмрийцам относились бы как к людям, у которых нет никаких патриотических чувств к своей стране, нации и к своему городу. Если честно, я бы сильно удивился этому. Ванян конкретно сглупил, сунувшись в Гюмри. Леннаганцы те еще тасибов мардик. Скорее Ереван раз 10 офоршмачится, чем один раз Гюмри. Тем более, если в Кировакане Ваняна пинками выгнали (есть еще и нюансы в отношениях двух городов).

Ответ на вопрос 3: Потому что Азербайджан - это фашистское государство. В нем ежедневно попирают права и свободы коренных народов, в нем ежедневно с самых высоких трибун оскорбляют армян по национальному признаку. В нем все, от властей до последнего дворника, живут фашисткими идеями. В Азербайджан не пускают армян по национальному признаку, независимо от гражданства. С Турцией ситуация совсем другая (см. ответ 1)

Ответ на вопрос 4: Может. Но фильмы тоже причем. Вся деятельность Ваняна подпадает под статью "пропаганда фашизма". Он открыто и не стесняясь проталкивает в Армении интересы фашистского государства, отрыжки бывшей советской тюрьмы народов. Он признает и пропагандирует право этого государства на существование. Государства, в котором уже много лет последовательно уничтожают коренные народы, со стола которых они ели хлеб, балычок, икорку, от которых они получили кров над головой и зеленые луга для своих многочисленных стад. Даже если бы не было конфликта между армянами и закавказскими турками, мы не имели бы морального права признавать это фашистское образование и обрекать наших многовековых соседей и братьев на верную смерть. Признавать право Баку на уничтожение народов Азербайджана, на армянофобию и агрессию - это СВИНСТВО. Обычное человеческое свинство. Бог Ваняну судья, он сам сделал свой выбор. Но это не значит, что остальные армяне не могут воспрепятствовать его деятельности, чтоб не стать соучастниками этого свинства в глазах народов, с которыми нам еще жить и жить по соседству многие века (я уверен, что их борьба приведет к освобождению, как в свое время борьба арцахцев привела к победе).

Edited at 2012-04-13 06:07 pm (UTC)

Понятно. Спасибо за развернутые ответы. Я не со всем согласен, но вы обосновали вашу точку зрения.

Но все-таки меня не оставляет вопрос: неужели национальная безопасность Армении находится в таком плохом положении, что четыре короткометражки могут ей навредить?

Скажите, а почему "просмотр четырех короткометражек в зале, вмешающем пару десятков человек" организаторами был помпезно назван "фестивалем азербайджанских фильмов в Армении под эгидой посольств Великобритании и США"? И зачем он был так растиражирован в СМИ?

Хотите смотреть азербайджанские фильмы? Смотрите, кто вам мешает?
Хотите делать это в компании 30 человек, опять же, собирайтесь и смотрите. Но зачем выбирать этому мероприятию громкое и провакационное название и делать его публичным?

Вы задаете вопрос, ответа на который я не знаю... Я понятия не имею, зачем нужно было это маленькое мероприятие так помпезно называть...

Не по теме. По-моему ты интересовался этим. Если заинтересует.
http://www.infanata.com/society/history/1146151015-vojna-080808-prinuzhdenie-gruzii-k-miru.html
Я сам ещё не читал.

Спасибо! Я предпочитаю не читать российских и грузинских источников по этой войне. Они ангажированы по определению. Вон, Илларионов начал свое исследование, родил нечто серо-посредственное и отложил на половине.

Я уж лучше подожду, пока кто-нибудь из достойных авторов на неамериканском Западе разразится :)

Мне кажется проблема в идеализации любого «простого народа». Это, конечно, началось не с русской интеллигенции, не с ее народничества и почвенничества, а как минимум с Руссо. Уже больше двух веков мы за редким исключением обманываемся, считая, что простой народ добр, хорош, миролюбив, а на все плохое его кто-то провоцирует и кто-то подталкивает. Помнится Горбачев в начале карабахского конфликта говорил, что местная мафия подначивает народ, чтобы еще больше получить «нетрудовых доходов».
Вот Вы написали про президента Азербайджана и народ страны, заведомо считая, что народ лучше. Весь мой опыт и личный, и косвенный (до 28 лет я жил в Баку) свидетельствует о том, что в народе, причем в одних и тех же людях есть одновременно и доктор Джекил и мистер Хайд. Народ не надо зомбировать, внушать ему ненависть. Он ждет только маленького намека (или ситуации), чтобы проявить (за некоторыми исключениями) такую жестокость, которая президенту. власти вообще или каким-то там политическим активистам даже не снилась. А если намек или ситуация будут другими, народ будет в целом добр, душевен и проч. Это, конечно. касается не только Азербайджана или Турции. И это не плохой отзыв о народе – просто в нем есть все и самое худшее всплывает легче, чем самое лучшее. Это реальность того, что враждебность существует между народами, в не между государствами, президентами и прочее. Она может спать, но потом может проснуться в считанные дни. Уж сколько в СССР промывали мозги дружбой народов. Куда там Ваняну и прочим организаторам толерантных мероприятий. А результат? Зверства, которые даже первобытными не назовешь.
Мероприятия - это мелкий вклад в большую ложь. Нельзя обманываться, считая народы, состоящими из "святых тружеников", "талантливых мастеров", "мудрых аксакалов" и прочих товарищей "широкой души", которым только дай возможность и они станут мирно жить-поживать и детей наживать. Если речь идет о каком-то выдающемся режиссере, надо говорить о нем, а не превращать это в "наведение мостов", "сближение народов".

Спасибо!

Вы совершенно верно отметили, что мифологизация -- как отрицательная, так и положительная -- дело неблагодарное и, в общем, неправильное. Я с этим полностью согласен и, поверьте, совсем не имел в виду мифологизацию "простого народа", когда писал, что вижу разницу между президентом и другими людьми.

скажу кратко

1. Личность Ваняна очень важна в этом случае- его риторика последних лет, его показная толерантность и все прочее. Уверен, что тоже самое мог бы сделать более незашоренный человек и вполне могло бы пройти

2. Фествиаль проходил на фоне усиливающейся антиармянской риторики на официальном уровне и без предварительных объяснений выглядел несколько как пощечина армянскому обществу

3. Фестиваль проходил в дни марагинской резни - какой идиот выбрал 12 апреля, спрашивается. 28 февраля в Азербайджане возможно ли былопроведение армянскиого фестиваля (если асбтагироваться, что вообще невозможно, но допустим)

Вот я тоже думаю, что личность была важна. Даже не личность, а репутация. Скажу искренне, мне жаль, что у Георгия развилась такая репутация, потому что человек он честный и все, что делает, делает от всей души. Но разные бывают люди...

Что касается второго, то антиармянская риторика усиливается более или менее постоянно. То есть, это процесс, который продолжается более или менее перманентно и, следовательно, вряд ли может считаться чем-то из ряда вон выходящим.

Марага -- это важно. Но я не слышал, чтобы аргумент Мараги возникал в процессе споров. Видимо, я что-то упустил. И вообще-то, там резня была 10 апреля, а не 12...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account