Previous Entry Share Next Entry
Две коротенькие карабахские истории от баронессы Кэролайн Кокс
50
markgrigorian
Баронесса Кокс – член британской Палаты лордов. Невысокая подвижная женщина с улыбчивым лицом, острым взглядом маленьких глаз и короткой прической десятки раз бывала в Карабахе и Армении, с удовольствием прилетает туда, как только выдается такая возможность, участвует в разных благотворительных программах в пользу карабахцев…

Прилетала она в Карабах и во время войны, привозя туда гуманитарную помощь, главным образом, еду и лекарства.

И вот, стоя на кафедре одной из церквей Лондона, Кэролайн Кокс рассказывала, как во время очередной поездки, в самый разгар войны, побывала в Степанакерте… на художественной выставке.

* * *

Местные художники решили доказать, что музы могут петь даже когда говорят пушки. А пушки говорили каждый день и каждый вечер. Обстрелы велись постоянно. В Шуши стояли «Грады», ежедневно и ежевечернее обстреливавшие город.

И вот, представьте, многие здания Степанакерта разрушены, но в каком-то, кажется, Доме культуры устроили выставку.

Я была польщена тем, что меня пригласили на открытие. Я шла по залу, смотрела на выставленные картины, и мое внимание привлекло одно полотно, на котором был изображен стул. На спинку стула была наброшена женская ночная рубашка, а на самом стуле лежала раскрытая книга и стояла свеча. Рядом был автомат Калашникова.

Художник стоял рядом. Я спросила: «Что означают эти вещи на картине?»

Он объяснил, что женская ночнушка символизирует будущее. Книга – учение. Пламя свечи – это вера».

«А автомат Калашникова… что бы он ни символизировал... – добавил художник после паузы. – Что может символизировать автомат?»

* * *

Дело было в разгаре войны. из Еревана В Степанакерт приехал знаменитый пианист, и было объявлено, что он собирается дать концерт. Дело было зимой. Нашли инструмент, нашли зал. В этом зале стоял настоящий мороз – дело было зимой, помещение не отапливалось, инструмент был в плохом состоянии, но пианист приехал, каким-то образом люди узнали о концерте, и стали собираться, чтобы послушать классическую музыку.

И вдруг, буквально за десять минут до начала концерта – воздушная тревога. А воздушная тревога в Степанакерте была делом очень серьезным. И люди ушли в убежища, в подвалы… Свет в здании вырубили. Среди тех, кто пришел на концерт, была молодая женщина по имени Марине. Она решила не прятаться.

Это был еке внутренний протест. Ей надоели бомбежки, надоело жить, постоянно прячась от обстрелов, ей хотелось слушать музыку, а не грохот взрывов. И когда все ушли в бомбоубежища, она осталась одна в пустом, темном – хоть глаза выколи – холодном зале. Марине прислонилась к колонне и просто стояла. Это был ее внутренний протест – молодая женщина не хотела больше подчиняться воле снарядов и бомб.

И вдруг она услышала... как заиграла музыка. Оказывается, ереванский пианист тоже отказался спуститься в убежище, поднялся на сцену, нашел инструмент и стал играть. Это был и его протест – он не хотел, чтобы война была сильнее искусства. И чтобы победить войну, он в кромешной темноте зала, добрался до инструмента, сел и начал играть одну вещь за другой из программы, заготовленной и отрепетированной для того концерта.

Он сыграл всю программу. Она стояла в темноте и слушала.

Так эти два человека выразили свой протест против войны. И я могу сказать, что в тот вечер искусство победило войну, благодаря дерзкому протесту этих двух людей – знаменитого пианиста из Еревана и молодой степанакертской женщины Марине.

* * *

Баронесса рассказала эти две истории в антракте концерта молодых армянских музыкантов, прошедшего в Лондоне. Хороший был концерт, в том числе, потому что в нем участвовал мой сын. Это я так по-отцовски горжусь.

Там же я пообщался с новым послом Армении в Великобритании. Карине Казинян оставила на меня очень хорошее впечатление своей энергией, умом и прекрасным чувством юмора. О ней говорят как об опытном и умном дипломате. Дай Бог!

  • 1
(Deleted comment)
Марк, у вас в блоге завелись клопы.

Упс. Что это значит?

Ну вот робот, комментарий которого вы стерли (:

Да-а... К сожалению, они у меня то и дело появляются. И единственное, что я могу поделать -- это стирать их посты помере поступления.

Пронзительные истории. До слез.
Особенно о пианисте..

спасибо что поделились!

Очень интересные! Спасибо!:)

святочные рассказы. спасибо.

Военные рассказы...

душком отдает, от рассказа баронессы. имхо

Да, нет в них дружбы с Америкой.

маленькое уточнение: не в пользу карабахцев, а в пользу карабахских армян.
могла бы хотя бы одну конфкетку послать беженцам из Карабаха. (зачеркнуто, нецензурно)

Я могу при встрече передать ей твое пожелание.

Да, мне забавно слушать, как западноармянские отец с сыном поют эту советскую песню.

Но хорошо поют, черти!

Почему забавно? Поют-то хорошо. Я вот ничего не понимаю, но тоже нравится.

Забавно то, что они -- армяне западные, американские, с бейрутскими корнями. Они никогда не жили в Советской Армении, для них эти песни имеют совершенно другие ассоциации и рождают иные эмоции.

А поют действительно здорово. Особенно папа -- он просто молодец.

Удивили, Марк.
Это у меня на родине в Азербайджане, где я не жил, принято интересоваться местом рождения/проживания. Какие выводы при этом делает спрашивающий, лично мне неясно.
У армян же вроде всё более сплочённо в этом вопросе, не?

А про что песня-то?

Отвечу по порядку. С песней все ясно, думаю, если вы прочтете до конца, там я описываю ее сюжет, и все сразу должно проясниться.

Теперь о западных и восточных армянах. Это довольно долгая история, но я попробую рассказать ее покороче.

Так как армяне около 600 лет не имели государственности и были разбросаны по разным странам, главным образом, по Османской и Персидской империям, язык, на котором они говорили, стал постепенно отдаляться. Как это всегда бывает: сначала возникают диалекты, потом эти диалекты постепенно все больше и больше отдаляются друг от друга и, наконец, становятся разными языками. Так вот: западноармянский и восточноармянский -- по моему убеждению -- уже стали разными языками. Это утверждение спорно, дискуссии на эту тему то и дело вспыхивают, но, как я полагаю, это все-таки уже разные языки.

Западные армяне -- это, главным образом, выходцы из Османской империи. Они разбросаны по всему миру. В советское время их считали капиталистами и советским армянам не давали особенно общаться с ними. Правда, была волна послевоенной репатриации, сопровождавшаяся изгнанием азербайджанцев из Армении, но очень многие репатриированные армяне не смогли ужиться на своей "исторической родине", в том числе, потому, что говорили на другом языке, и им еще предстояло освоить восточноармянский. Освоить им нужно было и советскую жизнь -- а это сложнее, чем второй армянский.

В те годы мы чувствовали огромную разницу между нами, советскими людьми, и западными армянами, жившими при капитализме. Да и сейчас иногда эта разница проклевывается, когда американские граждане усиливают свое влияние на внутриполитическом поле. Ее стараются не замечать, замазывать, но она все равно иногда вылезает.

Вот, примерно, так. Может я не совсем внятно написал, тогда задавайте вопросы, я постараюсь на них ответить.

Теперь о песне.

Смысл ее в том, что лирический герой песни не бездомный. У него есть свободная родина, счастливая страна. И лирический герой поет аисту (Арагил значит аист), чтобы тот жил возле его дома и вместе с ним воспевал свободную родину, ее сады, пашни, синее небо...

И смысле этой песни в том, что "свободная родина" -- это именно советская Армения, СССР. В исполнении американцев это звучит забавно, согласитесь :)

Спасибо за разъяснения.
Полез в википедию (уточнять насчёт отсутствия государственности армян) – ни слова. А кто жил тогда 600 лет на территории нынешней Армении?
В совсем древности было одно Мидийские царство, куда входили Азербайджан, Армения, Грузия, Иран и ещё куча стран, вместе взятых.



На Армянском Нагорье всегда жили армяне. В самом начале в составе армянских конфедераций Армани и Хаяса (самоназвание армян), упомянутых в шумерских,аккадских и хеттских клинописях, затем как Наири,Урарту,Армянское Царство. А не было государственности означает,что мы были в составе больших империий,таких как,например, Османской и Российской ;-)

...

Большая часть Армянского нагорья находится в пределах современных Турции и Армении. К Армянскому нагорью относится также западная часть Ирана, юг Грузии и западная часть Азербайджана[1].

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5

"На Армянском Нагорье всегда жили армяне" --

"всегда" -- не самое лучшее слово, когда мы говорим об истории. Но я понимаю, что вы хотите сказать и просто придираюсь к слову, поэтому не обижайтесь, пожалуйста.

Простите, но вы смешивает два разных понятия.
Историческая родина конкретного этноса - отдельное понятие.
А вхождение этой родины в состав разновременных государственных образований, в данном случае - в состав Персии и Османской Турции - совершенно иное явление.

И на территории исторической Армении - как Западной, так и Восточной, продолжали жить армяне. В западной до 1915 года.

После 1915 года тоже живут, но сотни, тогда как до жили сотни тысяч.

Да, Вы правы.
На территории Западной Армении до 1915 года жило около 2 млн армян, сейчас же...

В Мидийское царство, вообще-то входили территории современной кучи стран -- это я подчеркиваю слово "территория", потому что с того времени много воды утекло, и многое изменилось в мире.

А что касается истории армянской государственности, то посмотрите здесь:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8

и здесь.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_(%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD)

Надеюсь, это кое-что прояснит.

Возникли ощущения по аналогии с историей евреев/иудеев. Такое же расселение.
Государство Израиль отсутствовало около 2500 лет. Хотя тот же Иерусалим стоял на месте. Каких кровей были там жители в эти времена - без поллитры не разберёшься.

Знаете, мой жизненный опыт подсказывает, что кровь, в общем, не так важна, как самоощущение. То есть, самое главное, это кем ты себя ощущаешь, где -- по твоим, иногда не совсем отчетливым, иногда ясным ощущениям -- находятся твои корни.

Мы привыкли считать, что основой для восприятия себя являются язык, история, культура, территория и религия. Это восходит к триаде "бог-царь-отечество", известной еще с 19 века. Но история даже не важна -- важно то, что чувствует каждый человек.

Но я понимаю, что то, что я пишу сейчас, субъективно.

Соглашусь.

И вообще человеческая память всё-таки имеет границы. Например, мы ведь не осуждаем Александра Македонского за его походы и не требуем поименно помнить всех зарезанных индийских женщин и детей.

А те, кто ноет "сохраним память", "не должно повториться", как мне кажется, преследуют одну цель - нервировать массу людей и управлять впечатлением аудитории, и таким способом пытаться добиться некоего "единства нации".


Да, конечно! Это словосочетание сколь абсурдно столь и притягательно. Но политические мифы живучи и имеют свойство заряжаться эмоциями и заряжать эмоции...

Спасибо за такие красивые истории, Марк. Вторая напомнила одну из ключевых сцен из "Пианиста" Романа Поланского, когда герой Эндри Броуди играет в заброшенном доме, а немецкий офицер его слушает. Там тоже музыка побеждала войну...

Да, верно. Книга воспоминаний пианиста-еврея (я фильма не видел), которого, в конечном, счете, спас немец, очень эмоциональная. На меня она оставила большое впечатление.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account