Previous Entry Share Next Entry
Странный концерт
50
markgrigorian
Жизнь за границей, конечно, накладывает свой отпечаток. И дело не только в том, что к своей стране начинаешь относиться с каким-то особым трепетом (это, наверно, типично армянское), но и, живя в одной из столиц мира, принимаешь ее вкусы.

Особенно когда это касается классической музыки. В этой сфере с Лондоном сегодня вряд ли сравнится другой город. Лондон стал Меккой музыкантов, фестиваль BBC Proms признан самым большим в мире, лондонские концертные залы по своему престижу спорят с нью-йоркскими, парижскими и московскими…

Но в Лондоне сохраняются и традиции музыкального демократизма. Молодым неизвестным музыкантам дается возможность выступить в прекрасных залах, композиторы могут представить свои произведения… Собственно, этот демократизм, в известной мере, основан на деньгах – если у вас есть деньги и вы можете снять для своего удовольствия зал – пожалуйста…

Пару месяцев назад мы с сыном прочитали объявление о концерте молодого армянского композитора Карена Григоряна. Концерт в Royal Festival Hall назывался «Белые иллюзии». Название многообещающе современное, такой композитор нам неизвестен, но мы знаем, что в Ереване есть прекрасные и талантливые молодые музыканты… Словом, мы купили билеты, и первого сентября отправились на концерт.

Странности начались сразу. Как только оркестранты уселись, на сцену с микрофоном вышел… сам композитор. Вообще-то на концертах классической музыки композитору полагается сидеть в ложе и кланяться, когда его вызывают. Но здесь он вышел сам. И сказал, что еще год назад он мечтал, что его произведения когда-нибудь исполнит симфонический оркестр. И вот, мечта сбылась.

А еще он сказал, что этот концерт посвящается 20-летию независимости Армении.

И тут мы с сыном стали внимательно читать программу. Первая страница – приветствие от министра культуры Армении Асмик Погосян. В приветствии – ни слова о молодом композиторе, зато сказано о 20-летии и о том, что концерт представляет армянскую культуру.

И пока мы изучали программу (и считали орфографические ошибки), оркестр заиграл первую вещь. Она состояла из четырех частей. Первая была набором довольно стандартных музыкальных ходов, известных из армянского фольклора и советской армянской классической музыки. Вторая часть была такой скучной, что я о ней ничего и сказать не могу. Третья была в стиле оркестра Поля Мориа, а четвертая была похожа на мелодию из французского кинофильма 60-х годов.

Мы то и дело переглядывались. Музыка была, скажем прямо, не лучшего вкуса. Про такую музыку в Англии вежливо говорят «pushes the boundaries of taste». Если перевести, получится «расширяет границы вкуса». Правда, вежливое обозначение безвкусицы?

Ситуацию спас… Арам Хачатурян. В конце первого отделения оркестр сыграл его концерт для скрипки с оркестром. Очень сложное произведение, которое достойно сыграл скрипач Карен Шахгальдян.

В антракте мы стали лихорадочно листать программу, чтобы понять, кто такой этот Карен Григорян? У кого он учился? Что написал, чем известен?

В программе ничего не было о консерватории. О музыкальной школе – было. О консерватории – нет. Я так и не знаю, он профессионально учился музыке (не говоря уже о композиции), или нет. Но зато сказано, что он выпустил диск «Эмоции», который «имел большой успех в Армении». И что автор сотрудничал с «многими известными армянскими певцами и музыкантами».

Он известен как продюсер (перечисление альбомов, в том числе поп-певцов), ведет телепередачу «Армяне в Европе», он известный в стране человек, «постоянно находящийся в центре внимания СМИ», он один из активных лидеров гражданского общества и «всегда поддерживает разные гражданские инициативы». И кроме того, он директор студии дизайна.

Во втором отделении снова исполнялись произведения Карена Григоряна. Названия интриговали. «Молчание для фортепиано и виолончели». Нет-нет, инструменты не молчали, они все время издавали какие-то звуки. «Детские иллюзии», «мирные иллюзии»… Фурор произвела певица, исполнившая мирную иллюзию и произведение под названием KIX for piano, cello, guitar, flute and vocals. Не спрашивайте меня, что такое KIX.

С ярко-красными волосами, одетая, как Кармен из провинциального театра, поблескивая напульсниками «под металл», певица вышла на сцену, сразу оживив обстановку в Royal Festival Hall. Пела она в микрофон (это на концерте классической музыки), отчаянно зажимая горло (это такая манера пения «под классику» – ее обычно используют мужчины, подражая «оперным певцам»), приседая и размахивая левой рукой. Правая была занята – в ней был микрофон.

Ко второй песне («иллюзии») она переоделась. На этот раз на ней было черное платье с разрезом по самое не могу. Из разреза выглядывала нога. Приседания смотрелись забавно. Певица с надрывом что-то выкрикивала по-английски. Зал развлекался.

Спев, она крикнула Wow! Потом помахала рукой залу и ушла вместе с аккомпанировавшими ей пианистом, виолончелистом, гитаристом и флейтисткой. Кстати, пианист играл хорошо. Уход певицы расшевелил зал до такой степени, что когда из-за кулис вышли рабочие сцены, чтобы расставить стулья для оркестра, им зааплодировали.

И пока они занимались стульями, на сцену снова вышел… Карен Григорян. В духе заправского конферансье, он сказал: «Пока готовят сцену к следующему номеру…» и дальше стал говорить самый настоящий тост за спонсоров. Главным образом, по-армянски. Боже мой, как это было провинциально и неуместно в этом зале и на этой сцене.

Потом все тот же Арам Хачатурян «спасал» второе отделение концерта сюитой из балета «Спартак».

Кстати, если посчитать по времени, то музыку Хачатуряна играли дольше, чем Григоряна.

А теперь попробуйте с трех раз догадаться, был ли указан Хачатурян на программке концерта? Был – на предпоследней странице, внизу, мелким шрифтом. На обложке же крупным планом фото Карена Григоряна в черном пиджаке, с черной бабочкой, смотрящего прямо вам в глаза взглядом фокусника Акопяна, под ним, темнее и скромнее, фото дирижера Мариуса Стравинского. И никаких Арамов Хачатурянов.

Есть на обложке и фраза: «Посвящается 20-й годовщине РА». Видимо, имелась в виду Республика Армения, но места для буковок не хватило.

* * *

Странный получился концерт в честь 20-летия этой самой РА. Безвкусица и примитивщина, которую спасали советской музыкой… А я сидел и думал, что это, наверно, какая-то неизвестная мне РА, которая, конечно, имеет что-то общее с Арменией, но, поверьте, весьма отдаленное.

А ведь в Армении есть замечательные композиторы, прекрасные музыканты, чьи имена известны во свеем мире. И уж если министерство культуры и посольство Армении указаны в программке концерта, то хотелось бы, чтобы концерт был ну, хотя бы среднего уровня. Как понимаете, я не про музыку Хачатуряна говорю.

Ведь будь министерство культуры чуть более требовательным, то, наверно, можно было бы сделать действительно хорошую программу – с произведениями молодых талантливых композиторов в первому отделении, с музыкой Тертеряна, Мансуряна, Сарьяна, Мирзояна, того же Хачатуряна во втором… На самом деле, можно было бы подготовить большую программу – не на один, а на несколько концертов.

Когда несколько лет назад в том же Royal Festival Hall Сергей Хачатрян играл концерт Хачатуряна для скрипки с оркестром, зал слушал, затаив дыхание. Когда в Barbican Hall играл Дживан Гаспарян, слушатели внимали. Не слушали, а именно внимали, благоговея. Когда Йо-Йо Ма играл Комитаса в Royal Albert Hall, зал взрывался аплодисментами. А сейчас…

Кстати, сегодняшний (календарно уже вчерашний) концерт снимали на 3-4 камеры. Значит, вскоре армянские телезрители смогут насладиться музыкой Карена Григоряна по одному из телеканалов. Будет и интервью с самим автором («спасибо тем, благодаря кому моя мечта сбылась. Это…»), и, возможно, с кем-то из дипломатов («мы гордимся тем, что музыка армянских композиторов прозвучала в этом зале…»), и кем-то из зрителей («мне очень понравилась музыка Григоряна. У него очень большое будущее»). Возможно, даже выпустят DVD – «Концерт Григоряна в Royal Philharmonic Hall в Лондоне»).

И все будут довольны.

Только все ли?

Прискорбно. Чей-нить племяша, наверно.

Не знаю... Да и не важно это. В конце концов, почему министерство культуры дает добро на такое? Ну ладно, я готов согласиться, что в посольстве нет людей, разбирающихся в музыке. Но минкульт... Могли бы, вроде, быть повнимательней.

Наповал? Какой кошмар!

МинистЕр жжОт...

Нет, но с этим надо что-то делать!!!

Марк, загляните в личку, please, у меян к Вам важный вопрос.

Заглянул и уже принял меры :))

Ну, почему? Мы посмеялись.

(Deleted comment)

Re: Спев, она крикнула Wow!

Я очень боюсь, что именно так и будет. И если это случится, то прямо какая-то виртуальная реальность.

Безвкусица и примитивщина, которую спасали советской музыкой

ну ну:)))

Эпичненько!
А страшная певичка судя по всему недоразумение местного шоу-биза по имени Джус: http://c4.bravo.am/wp-content/uploads/2010/09/DSC_0473.jpg

Շնորհակալություն, շատ լավ էր նկարագրված: Թեպետ տխուր է:
Բալանսի համար կարող եք նայել սա, ու ընդ որում Հայաստանում էլ նրան չգիտեն, դաշնակահար և կոմպոզիտոր Միհրան Աղաջանյան

Շնորհակալություն: Հիմա ես չունեմ լսելու հնարավորություն, բայց հենց որ տուն հասնեմ՝ կլսեմ անպայման:

не знаю плохо это или хорошо: но есть действия для "галочки", а есть то, что идет от сердца.
недавно (24 августа) мы в Украине праздновали 20-летие независимости - для одних это большой праздник, для других - и не факт, что праздник, но...
говорить можно много, но сказала об этов точку Лина Костенко тут: http://www.day.kiev.ua/214296

Прекрасная статья! Молодец автор. Просто молодец.

У БГ есть отдельный выпуск передачи "Аэростат", целиком посвященный музыке Армении: http://www.aquarium.ru/misc/aerostat/aerostat307.html

Спасибо! Я сейчас не могу слушать музыку -- у меня что-то в компе испортилось, но дома смогу. Скажу вам, что я знаком с некоторыми исполнителями, музыку которых БГ играет. С Арто Тунчбояджяном, например, с парижанином Арамом Керовпяном мы большие друзья, а с Дживаном Гаспаряном мы не раз общались...

Искренне порадовалась, что на афише не было слова Армения ( а что такое - РА - так кто - ж его знает...?) Меня только напрягает, что сие небогоугодное дело прошло на деньги налогоплательщиков Армении , которым (за их же деньги) объяснят, что, дескать, это-же к прославлению Родины - аж в Европах ( хи-хи ...) Мне почему-то так кажется...Как говорится - " За Державу обидно". А у мкея в Армении живет горячо любимая крестница и ее замечательная семья. А если серьезно, то грустно конечно, много сейчас развелось таких " Людеф Вазраждения" - берутся за ФСЕ (не умея ничего). Хотела написать об одном таком , но поняла, что не могу - противно...!

Я не уверен, что на деньги налогоплательщиков. По-моему, там были олигархические и диаспорские деньги. Но это мало меняет суть дела.

У нас тут года три назад по всей первопрестольной висели плакаты еще одного дарования, Карена Шахгалдяна, который играл концерт Мендельсона на скрипке Страдивари. С тех пор о нем ничего не слышно. А на Григоряна не пойду, уговорили. Пойду на концерт Боки: "Плановая, плановая, симпатичная такая..."

Шахгалдян очень приличный скрипач, поверьте. Я слышал его исполнение, много слышал и о нем. Есть, конечно, минусы, но кто без них!

Тиграна Хамасяна я знаю с его восьми лет, когда его привозили к Малхасу. Хороший парень и прекрасный пианист. Спасибо за подсказку!

о как я тоже его афиши видел, хотел ещё у тебя спросить про родственника...:)

После того, что было в Лондоне, мы даже не однофамильцы!

Mark, you can compensate the aftertaste from this one with the concert in Barbican with Narek Hakhnazaryan and other Tchaikovsky competition winners on 21 Sept, and Tigran Hamasyan in Queen Elizabeth Hall on 24th. I didn't go to Karen Grigoryan after I saw the "RA" on the poster :) I think it's a diagnose. (Sorry for Englsih, don't have another keyboard at the moment)

Спасибо! Я уже купил билеты на Амасяна, и сейчас же разорюсь на Нарека.

Обиднее всего, что он твой однофамилец. Опозорил фамилию, негодяй.

Нет-нет, мы даже не однофамильцы :)

Как хорошо написано! :)) Жаль, что так всё.

Писал я это поздно вечером, вернувшись домой с концерта. Пока эмоции были свежими. Спасибо за комплимент.

И да, се ля наша ви...

"когда из-за кулис вышли рабочие, чтобы расставить стулья, им зааплодпровали".
I died here :))))))))))))
Какое убожество...

Так после певицы же!

винить на мой взгляд в первую очередь нужно устроителей, потому что нужно иметь вкус, а не только деньги чтобы устраивать подобное?

Я с вами согласен. Но тут есть и вот какой нюанс. Зал, извиняюсь, купить легко. Есть определенные цены, вы платите деньги, вы получаете зал. Примерно то же самое и с оркестром: вы платите деньги, раздаете ноты, и оркестр играет -- хоть второй концерт Гайдна для виолончели с оркестром, хоть "Мурку" в оригинальной оркестровке тов. Пупкина.

Вопрос именно во вкусе и в чувстве ответственности тех, кто берет это дело под свое покровительство. И если этот концерт получает государственный гриф и посвящается 20-летию независимости страны, то есть о чем подумать.

А вот в нашем далеком от Лондона городе Беларуси, уже 2-ой раз будет проходить концерт национального балета Грузии Сухишвили-Рамишвили.
На 1-ый раз мне удалось сходить, о чем я не пожалел, концерт был суперский. Вот 15.09 они снова выступают у нас в городе. Вопрос: почему национальный балет Грузии может доехать в белорусский город а нациоанальный балет Армении(да или любой другой хороший танцевальный коллектив) нет? :(

P.S. в 1-ый раз концертный зал забит под завязку, а в столице вообще билеты за месяц заранее были раскуплены.
P.S.S. наш город в этом году культурная столица СНГ :)

Это вы предполагаете, что в Армении есть хороший танцевальный коллектив, способный составить конкуренцию Сухишвили-Рамишвили. К сожалению, такого нет...

Мдя, у нас таких же григорянов, токмо григоренко по фамилиям, тоже иногда вылазит к годовщинам исторических событий. На одного пристойного, хоть и додекафониста, пять григорянов. К сожалению, в минкульте уже так привыкли, что современных композиторов трудно понять :), что даже не пытаются их сначала послушать.

Знаете, я ведь не сторонник особенного вмешательства государства в творческий процесс, творчество, искусство... На самом деле, я иногда думаю, что министерство культуры как таковое не нужно, потому что искусству нужно дать свободу, а государственнные органы часто эту свободу ограничивают. Но когда речь идет о государственном мероприятии, которое проходит под эгидой этого министерства, то тут уже карты у них в руках. Они "заказывают музыку". В данном случае, музыка оказалась плохой. А ведь у министерства была возможность избежать этого. Не избежали...

Дорогой Марк, будучи продуктом советского союза и не имея никакого таланта, все что Вам остается это сидеть и писать то, о чем вы понятия не имеете!!! Поэтому рекомендую Вам заняться чем-то более умным, дабы не выглядеть дураком... и еще, завидуйте, пожалуйста, молча!
P.S. Хотел написать на нашем родном языке, но боюсь, что в силу Вашего советского мышления и немалого возраста можете меня не понять.
С уважением, Карен Григорян
www.karengrigoryan.com

А хамить старшим не надо.

А от красноволосой певицы Джус самые искренние пожелания прозимовать еще хотя бы 2 годика.:)))))))))))))))))))))))

Мудрые старшие люди не говрят глупые, ничем не подтвержденные вещи... это выглядит по-детски и напоминает старческий моразм.
И мои слова по сравнению с Вашими нелепыми высказываниями не хамство, а культурный ответ!
И то, что вы живете в Лондоне некоторое время, не делает из Вас профессионала в области музыки, оценку выступлению могут давать только те люди, которые в этом разбираются не по наслышке.

Отлично! Я бы хотел увидеть от вас ссылку на высказывание кого-либо из профессионалов. Линк, как говорится, в судию. Причем я имею в виду настоящего известного музыковеда, а не подпевалы какого-нибудь.

И предупреждаю: я свяжусь с тем, чье слова вы приведете, чтобы проверить, так как большая часть настоящих известных армянских музыковедов мои друзья или знакомые.

?

Log in

No account? Create an account