Previous Entry Share Next Entry
Странный концерт
50
markgrigorian
Жизнь за границей, конечно, накладывает свой отпечаток. И дело не только в том, что к своей стране начинаешь относиться с каким-то особым трепетом (это, наверно, типично армянское), но и, живя в одной из столиц мира, принимаешь ее вкусы.

Особенно когда это касается классической музыки. В этой сфере с Лондоном сегодня вряд ли сравнится другой город. Лондон стал Меккой музыкантов, фестиваль BBC Proms признан самым большим в мире, лондонские концертные залы по своему престижу спорят с нью-йоркскими, парижскими и московскими…

Но в Лондоне сохраняются и традиции музыкального демократизма. Молодым неизвестным музыкантам дается возможность выступить в прекрасных залах, композиторы могут представить свои произведения… Собственно, этот демократизм, в известной мере, основан на деньгах – если у вас есть деньги и вы можете снять для своего удовольствия зал – пожалуйста…

Пару месяцев назад мы с сыном прочитали объявление о концерте молодого армянского композитора Карена Григоряна. Концерт в Royal Festival Hall назывался «Белые иллюзии». Название многообещающе современное, такой композитор нам неизвестен, но мы знаем, что в Ереване есть прекрасные и талантливые молодые музыканты… Словом, мы купили билеты, и первого сентября отправились на концерт.

Странности начались сразу. Как только оркестранты уселись, на сцену с микрофоном вышел… сам композитор. Вообще-то на концертах классической музыки композитору полагается сидеть в ложе и кланяться, когда его вызывают. Но здесь он вышел сам. И сказал, что еще год назад он мечтал, что его произведения когда-нибудь исполнит симфонический оркестр. И вот, мечта сбылась.

А еще он сказал, что этот концерт посвящается 20-летию независимости Армении.

И тут мы с сыном стали внимательно читать программу. Первая страница – приветствие от министра культуры Армении Асмик Погосян. В приветствии – ни слова о молодом композиторе, зато сказано о 20-летии и о том, что концерт представляет армянскую культуру.

И пока мы изучали программу (и считали орфографические ошибки), оркестр заиграл первую вещь. Она состояла из четырех частей. Первая была набором довольно стандартных музыкальных ходов, известных из армянского фольклора и советской армянской классической музыки. Вторая часть была такой скучной, что я о ней ничего и сказать не могу. Третья была в стиле оркестра Поля Мориа, а четвертая была похожа на мелодию из французского кинофильма 60-х годов.

Мы то и дело переглядывались. Музыка была, скажем прямо, не лучшего вкуса. Про такую музыку в Англии вежливо говорят «pushes the boundaries of taste». Если перевести, получится «расширяет границы вкуса». Правда, вежливое обозначение безвкусицы?

Ситуацию спас… Арам Хачатурян. В конце первого отделения оркестр сыграл его концерт для скрипки с оркестром. Очень сложное произведение, которое достойно сыграл скрипач Карен Шахгальдян.

В антракте мы стали лихорадочно листать программу, чтобы понять, кто такой этот Карен Григорян? У кого он учился? Что написал, чем известен?

В программе ничего не было о консерватории. О музыкальной школе – было. О консерватории – нет. Я так и не знаю, он профессионально учился музыке (не говоря уже о композиции), или нет. Но зато сказано, что он выпустил диск «Эмоции», который «имел большой успех в Армении». И что автор сотрудничал с «многими известными армянскими певцами и музыкантами».

Он известен как продюсер (перечисление альбомов, в том числе поп-певцов), ведет телепередачу «Армяне в Европе», он известный в стране человек, «постоянно находящийся в центре внимания СМИ», он один из активных лидеров гражданского общества и «всегда поддерживает разные гражданские инициативы». И кроме того, он директор студии дизайна.

Во втором отделении снова исполнялись произведения Карена Григоряна. Названия интриговали. «Молчание для фортепиано и виолончели». Нет-нет, инструменты не молчали, они все время издавали какие-то звуки. «Детские иллюзии», «мирные иллюзии»… Фурор произвела певица, исполнившая мирную иллюзию и произведение под названием KIX for piano, cello, guitar, flute and vocals. Не спрашивайте меня, что такое KIX.

С ярко-красными волосами, одетая, как Кармен из провинциального театра, поблескивая напульсниками «под металл», певица вышла на сцену, сразу оживив обстановку в Royal Festival Hall. Пела она в микрофон (это на концерте классической музыки), отчаянно зажимая горло (это такая манера пения «под классику» – ее обычно используют мужчины, подражая «оперным певцам»), приседая и размахивая левой рукой. Правая была занята – в ней был микрофон.

Ко второй песне («иллюзии») она переоделась. На этот раз на ней было черное платье с разрезом по самое не могу. Из разреза выглядывала нога. Приседания смотрелись забавно. Певица с надрывом что-то выкрикивала по-английски. Зал развлекался.

Спев, она крикнула Wow! Потом помахала рукой залу и ушла вместе с аккомпанировавшими ей пианистом, виолончелистом, гитаристом и флейтисткой. Кстати, пианист играл хорошо. Уход певицы расшевелил зал до такой степени, что когда из-за кулис вышли рабочие сцены, чтобы расставить стулья для оркестра, им зааплодировали.

И пока они занимались стульями, на сцену снова вышел… Карен Григорян. В духе заправского конферансье, он сказал: «Пока готовят сцену к следующему номеру…» и дальше стал говорить самый настоящий тост за спонсоров. Главным образом, по-армянски. Боже мой, как это было провинциально и неуместно в этом зале и на этой сцене.

Потом все тот же Арам Хачатурян «спасал» второе отделение концерта сюитой из балета «Спартак».

Кстати, если посчитать по времени, то музыку Хачатуряна играли дольше, чем Григоряна.

А теперь попробуйте с трех раз догадаться, был ли указан Хачатурян на программке концерта? Был – на предпоследней странице, внизу, мелким шрифтом. На обложке же крупным планом фото Карена Григоряна в черном пиджаке, с черной бабочкой, смотрящего прямо вам в глаза взглядом фокусника Акопяна, под ним, темнее и скромнее, фото дирижера Мариуса Стравинского. И никаких Арамов Хачатурянов.

Есть на обложке и фраза: «Посвящается 20-й годовщине РА». Видимо, имелась в виду Республика Армения, но места для буковок не хватило.

* * *

Странный получился концерт в честь 20-летия этой самой РА. Безвкусица и примитивщина, которую спасали советской музыкой… А я сидел и думал, что это, наверно, какая-то неизвестная мне РА, которая, конечно, имеет что-то общее с Арменией, но, поверьте, весьма отдаленное.

А ведь в Армении есть замечательные композиторы, прекрасные музыканты, чьи имена известны во свеем мире. И уж если министерство культуры и посольство Армении указаны в программке концерта, то хотелось бы, чтобы концерт был ну, хотя бы среднего уровня. Как понимаете, я не про музыку Хачатуряна говорю.

Ведь будь министерство культуры чуть более требовательным, то, наверно, можно было бы сделать действительно хорошую программу – с произведениями молодых талантливых композиторов в первому отделении, с музыкой Тертеряна, Мансуряна, Сарьяна, Мирзояна, того же Хачатуряна во втором… На самом деле, можно было бы подготовить большую программу – не на один, а на несколько концертов.

Когда несколько лет назад в том же Royal Festival Hall Сергей Хачатрян играл концерт Хачатуряна для скрипки с оркестром, зал слушал, затаив дыхание. Когда в Barbican Hall играл Дживан Гаспарян, слушатели внимали. Не слушали, а именно внимали, благоговея. Когда Йо-Йо Ма играл Комитаса в Royal Albert Hall, зал взрывался аплодисментами. А сейчас…

Кстати, сегодняшний (календарно уже вчерашний) концерт снимали на 3-4 камеры. Значит, вскоре армянские телезрители смогут насладиться музыкой Карена Григоряна по одному из телеканалов. Будет и интервью с самим автором («спасибо тем, благодаря кому моя мечта сбылась. Это…»), и, возможно, с кем-то из дипломатов («мы гордимся тем, что музыка армянских композиторов прозвучала в этом зале…»), и кем-то из зрителей («мне очень понравилась музыка Григоряна. У него очень большое будущее»). Возможно, даже выпустят DVD – «Концерт Григоряна в Royal Philharmonic Hall в Лондоне»).

И все будут довольны.

Только все ли?

Прискорбно. Чей-нить племяша, наверно.

Не знаю... Да и не важно это. В конце концов, почему министерство культуры дает добро на такое? Ну ладно, я готов согласиться, что в посольстве нет людей, разбирающихся в музыке. Но минкульт... Могли бы, вроде, быть повнимательней.

Наповал? Какой кошмар!

МинистЕр жжОт...

Нет, но с этим надо что-то делать!!!

Марк, загляните в личку, please, у меян к Вам важный вопрос.

Заглянул и уже принял меры :))

Ну, почему? Мы посмеялись.

(Deleted comment)

Re: Спев, она крикнула Wow!

Я очень боюсь, что именно так и будет. И если это случится, то прямо какая-то виртуальная реальность.

Безвкусица и примитивщина, которую спасали советской музыкой

ну ну:)))

Эпичненько!
А страшная певичка судя по всему недоразумение местного шоу-биза по имени Джус: http://c4.bravo.am/wp-content/uploads/2010/09/DSC_0473.jpg

Շնորհակալություն, շատ լավ էր նկարագրված: Թեպետ տխուր է:
Բալանսի համար կարող եք նայել սա, ու ընդ որում Հայաստանում էլ նրան չգիտեն, դաշնակահար և կոմպոզիտոր Միհրան Աղաջանյան

Շնորհակալություն: Հիմա ես չունեմ լսելու հնարավորություն, բայց հենց որ տուն հասնեմ՝ կլսեմ անպայման:

не знаю плохо это или хорошо: но есть действия для "галочки", а есть то, что идет от сердца.
недавно (24 августа) мы в Украине праздновали 20-летие независимости - для одних это большой праздник, для других - и не факт, что праздник, но...
говорить можно много, но сказала об этов точку Лина Костенко тут: http://www.day.kiev.ua/214296

Прекрасная статья! Молодец автор. Просто молодец.

У БГ есть отдельный выпуск передачи "Аэростат", целиком посвященный музыке Армении: http://www.aquarium.ru/misc/aerostat/aerostat307.html

Спасибо! Я сейчас не могу слушать музыку -- у меня что-то в компе испортилось, но дома смогу. Скажу вам, что я знаком с некоторыми исполнителями, музыку которых БГ играет. С Арто Тунчбояджяном, например, с парижанином Арамом Керовпяном мы большие друзья, а с Дживаном Гаспаряном мы не раз общались...

Искренне порадовалась, что на афише не было слова Армения ( а что такое - РА - так кто - ж его знает...?) Меня только напрягает, что сие небогоугодное дело прошло на деньги налогоплательщиков Армении , которым (за их же деньги) объяснят, что, дескать, это-же к прославлению Родины - аж в Европах ( хи-хи ...) Мне почему-то так кажется...Как говорится - " За Державу обидно". А у мкея в Армении живет горячо любимая крестница и ее замечательная семья. А если серьезно, то грустно конечно, много сейчас развелось таких " Людеф Вазраждения" - берутся за ФСЕ (не умея ничего). Хотела написать об одном таком , но поняла, что не могу - противно...!

Я не уверен, что на деньги налогоплательщиков. По-моему, там были олигархические и диаспорские деньги. Но это мало меняет суть дела.

У нас тут года три назад по всей первопрестольной висели плакаты еще одного дарования, Карена Шахгалдяна, который играл концерт Мендельсона на скрипке Страдивари. С тех пор о нем ничего не слышно. А на Григоряна не пойду, уговорили. Пойду на концерт Боки: "Плановая, плановая, симпатичная такая..."

Шахгалдян очень приличный скрипач, поверьте. Я слышал его исполнение, много слышал и о нем. Есть, конечно, минусы, но кто без них!

Тиграна Хамасяна я знаю с его восьми лет, когда его привозили к Малхасу. Хороший парень и прекрасный пианист. Спасибо за подсказку!

о как я тоже его афиши видел, хотел ещё у тебя спросить про родственника...:)

После того, что было в Лондоне, мы даже не однофамильцы!

?

Log in

No account? Create an account