Previous Entry Share Next Entry
Стихи
50
markgrigorian
Несколько дней уже бьется в виски это стихотворение Цветаевой из цикла "Стихи к Сонечке". Бьется так, что я просто обязан выпустить его сюда. 

6.

-- Ты расскажи нам про весну! --
Старухе внуки говорят.
Но, головою покачав,
Старуха отвечала так:
-- Грешна весна,
Страшна весна.

-- Так расскажи нам про Любовь!
Ей внук поет, что краше всех.
Но, очи устремив в огонь,
Старуха отвечала: -- Ох!
Грешна Любовь,
Страшна Любовь!

И долго -- долго на заре
Невинность пела во дворе:
-- Грешна любовь,
Страшна любовь...

  • 1
(Deleted comment)
(Deleted comment)
))))))) мои глаза тоже почему-то сразу вырвали из предложения именно это слово: Виски!

(Deleted comment)
Взываю к милосердию Марка

Когда мы последний раз были у Малхаса и я пил виски, ты, кажется, предпочел пиво?

Такое тоже случается )))

И не только с тобой, так что все в порядке :)

Да... Случай, прямо скажем, непростой :))))

Такая любовь, как к Сонечке, действительно, и грешна, и страшна. А на мой вкус - так и омерзительна))

И не мой вкус. Но это стихотворение, как я его вижу, просто о любви. Для меня оно просто о любви как таковой.

Может быть, но мне кажется, что страшна не любовь, а греховная страсть.
Если грешно и страшно, так это блуд, не любовь, как бы ни пытался этот блуд себя романтически приукрашивать. А вообще-то хочу извиниться за резкость комментария, просто до тошноты не люблю "Повесть о Сонечке", настолько, что пришлось избавляться от осадка своим рассказом с такимм же названием, если заглянули в "шляппную коробку" (у Цветаевой любовникам мешает самая радикальная причина - однополость, а у меня самая целомудренная из "несовместимостей" - фонетическая))))

Я заглянул, прочитал с удовольствием и оценил! Творческий прием, который вы применили, очень хорош. Такие рассказы-зарисовки, фантазии, возникающие при взгляде на старые вещи и вещицы... Мне очень понравилось.

А что касается Цветаевой, то я очень серьезно и однозначно различаю ее как человека и ее лирическое "я", представленное в стихах. И дружу с ее лирическим "я".

Марк, я действительно чувствую неловкость, человек я крученный-верченный, НЕ-милый, в отличие от предыдущего комментатора. Саданула сгоряча комментарий и побежала встречаться с московскими друзьями. По дороге так же импульсивно купила кофейные чашечки Ломоносовского завода - себе и приятельнице, Тане Нешумовой (она страшно обрадовалась, сказала, что никогда в жизни у нее не было такой женственной чашечки для кофе). Тут же поняла (Виктор научил разбираться с подсознанием), что сделала это в качестве извинения перед вами. Если еще глубже копнуть - из-за того, что мне тревожно за вас после этого поста. Увы, знаю, что не к добру, когда в журнале появляются такие любовные стихи, и он превращается в "альбом, где страсть сквозит без меры". Ergo: мы с tafen придем к вам в следующую субботу гадать. Я не придумываю рассказы, я читаю жизнь как текст, где все связано)))

Прекрасно! Приходите, конечно, я с удовольствием для вас погадаю. Тем более, что у вас теперь есть женственные кофейные чашки.

Не тревожьтесь. Я тоже крученый... И не беспокойтесь, все в порядке, все нормально. Тем более, что мой альбом в страстный уже не превратить. Да и не нужно, вроде...

спокойной ночи!

ну хорошо
еще осторожней и тише
можно вообще перейти
на язык вещей
обутых в резину общенья

можно
и врезаны в телевещание
в тело вещей вживлены
связи с миром духовным
незримые нити

стройные линии
невозмутимые нити
струны луна и волны
ива офелии


Re: спокойной ночи!

Когда-нибудь я создам теорию, которая будет называться "люди как линии".

Re: спокойной ночи!

буду ждать, дюблю теории.
если хотите, скажу завтра два слова насчет теории "лирического героя" (как бывший филолог).

Re: спокойной ночи!

Спокойной ночи. Я с удовольствием выслушаю -- как бывший филолог, естественно.

Вот, Марк, на какие мысли вы меня навели своим замечанием, что разделяете Цветаеву от ее лирического "я" (простите за грубость, с Сонечкой... ну ладно, с Парнок, кто все-таки амурился? М.И. или мифическая литературоведческая субстанция?). Простите за многословие и неуместность всего этого текста в комментариях.
Моя добрая знакомая, коллега, профессор, автор первоклассных книг о поэзии, стала после многолетнего перерыва опять сама писать стихи. Хорошие, но это к делу не относится. Чтение (приватное, одному слушателю), предварила замечанием: «Ну ты, надеюсь, понимаешь, что понятие «лирический герой» - уловка для мужа».
Это что касается объекта, адресата стихотворения. С субъектом сложнее, тут некоторый зазор действительно есть. Мы ограничимся только женской поэзией, да? ведь разговор начался с Цветаевой. Сколько ни наблюдала я поэтесс, и в жизни, и в литературе (кроме прочего, мы с М.Гаспаровым составили антологию «100 русских поэтесс Сер.века»), лирическая героиня – это возгонка собственных чувств до предельных, крайних состояний и отсечение всего «срединного», из которого существование – особенно женское, состоит процентов на девяносто. Если поэтическим ремеслом занимаются всерьез, почти неизбежно человеческая женщина превращается в свою собственную лирическую героиню. Переписка Цветаевой – ее кто писал, Марина Ивановна, или ее лирическая героиня? Да что письма, - поступки, судьба, вся жизнь Цветаевой тому пример. И Ахматова, выстраивавшая свой пьедестал и образ талантливее, чем тексты, к концу жизни полностью трансформировалась в придуманный ею образ. Лично я знала одну поэтессу такого масштаба, Елену Шварц (ничего не скажу даже в скобках). Переписка Цветаевой и Пастернака – наверное, первый виртуальный роман в чистом виде, какие мы сейчас во множестве и в опошленном виде наблюдаем в сети. При всей страстности натуры Пастернаку все-таки хватило ума отказаться от «развирта»))


Спасибо за интересный коммент, тут много тем для размышлений о жизни, литературе, авторах, читателях. Не знаю, как Марк :), а я присоединяюсь.

И кстати ещё большой вопрос - с точки зрения Добра и Зла сильно ли отличается развёрнутый виртуальный "словесный" роман в сети от романа в реале.

Я никогда не рассматривал различия виртуальных романов от невиртуальных. Думаю, что и с точки зрения добра и зла они должны рассматриваться точно так же, как и невиртуальные.

я тоже так думаю

хотела отправить ещё один коммент к Вашему, а он приделался в ветку к моему :)

Бывает!

Спасибо! С вашим анализом я не спорю. Мне, правда, кажется, что взаимоотношения между автором и лирическим героем несколько более сложные, что они, бывает, выходят за рамки сознательного, конструирования, выстраивания автором своего поэтического "я", но я специально этой темой не занимался и поэтому могу лишь делиться впечатлениями, а не вести квалифицированную дискуссию. Я лишь иногда (очень редко) думал о том, как переплетаются две личности в авторе -- его и его лирического героя, как они сближаются и расходятся. И еще думал о том, как, описывая судьбу лирического героя, автор предвосхищал свою собственную судьбу. Но это не в счет.

Спасибо за долготерпение. Конечно, я все упростила. Каково еще соотношение в т.н. лирическом герое освобожденного подсознания и наиграша, театральности. Меня же вы впервые понудили задуматься о "лирических героях" - и "героинях" ЖЖ-дневников.

Кстати, да, действительно, это ведь тоже интереснейшая тема!

Марк, ужас, что в Лондоне? Как вы? случайно включила телевизор, сейчас читаю в сети.

Представьте, я ничего не знал, пока не прочитал новости. В моем районе все абсолютно спокойно и мирно, и я собираюсь сейчас пойти в паб смотреть футбол.

бьется в виски просто так, ни с того, ни с сего, или по причине?

Спокойствие! Главное - спокойствие :))) Нам уже позволено отойти от страстей подальше

"Грешна любовь, страшна любовь"

Марк,
я, конечно, не "старуха", но подобные мысли выразила своеобразно:))

От любви остались стихи,
От мужчин остались грехи,
Слепые романы, тупые обманы,
Покрытые мраком сердечные раны.

Иду без оглядки, не зная куда,
Другие настали теперь времена,
Друзей – не отнять, врагов – не принять,
Быть может, простить и смело гулять.

Шагаю я быстро и мин не боюсь,
Уж коли грешна, всё равно подорвусь,
Обещанный рай – не факт, что найду,
В чистилище тихо засяду в углу.

Приклею ярлык и скажу не со зла:
«Вот, Господи, я – рабыня твоя,
Грешила, любила, обид не таила,
Ни капли добра в решето не пролила.

Была безутешна, была и безгрешна,
Людей обожала, себя обнажала,
Любила, грешила, от боли страдала,
Рассветы встречала, ночами рыдала.

Так примешь иль нет, рабыню свою,
Такую, как есть – всю наяву,
В прозрачном потоке бессмертных стихов,
Любви и пороке присущих грехов».



Re: "Грешна любовь, страшна любовь"

Прекрасные стихи! Спасибо большое!

А вы, Марк, слышали, как это стихотворение исполняет Тамара Гвердцители? Я могу вам прислать - у меня есть в домашнем компьютере.

Спасибо! Пришлите, пожалуйста. Мне очень интересно. Я много лет назад встречался с Гвердцители на играх "Что? Где? Когда?"

  • 1
?

Log in

No account? Create an account