Previous Entry Share Next Entry
Чего мы ждем от церкви и церковнослужителей
50
markgrigorian
Каким, по нашему мнению, должен быть священник, особенно, когда мы говорим о священнике высокого ранга -- епископе или католикосе. 

И вообще, какой мы хотим видеть церковь? 

Да, нам хочется, чтобы служители церкви были святыми при жизни. Наверно, мы как-то подсознательно хотим, чтобы мужчина в рясе был самым настоящим полномочным представителем Бога на земле: таким же мудрым, всепонимающим и всепрощающим, таким же добрым и строгим, любящим и карающим... 

И, наверно, когда мы видим, что он, в общем, такой же человек, как и другие, что у него есть свои слабости, что он может быть не начитанным и даже -- какой ужас -- невоспитанным, мы разочаровываемся. 

Я абсолютно согласен с Арамом Абрамяном, написавшим в своей редакционной колонке в газете "Аравот", что за 1700 лет христианства Армянская апостольская церковь имела самых разных католикосов, в том числе, и очень образованных и мудрых, и не очень. Но его колонка заставила меня подумать и вот о чем: но мы же понимаем, что священник -- даже католикос -- просто не может быть абсолютно святым. Наверняка понимаем, но ждем от него именно этой святости. 
 
... В Средневековье церковь была частью повседневной жизни. И в представлениях средневекового человека (как и человека в эпоху Возрождения) церкви противостояло совершенно определенное заведение -- кабак. Повседневная жизнь включала и то, и другое, но на одном полюсе была святость, вополщенная в церкви, а на другом -- "антисвятость", существовавшая в кабаке, трактире, пабе, ресторане... Есть исследования, ддоказывающие это, и даже проводящие параллели между отдельными частями церкви и кабака, поэтому я сейчас на этом не буду останавливаться. 
 
Но мне представляется, что в наших постсоветских головах церковная святость противопоставляется не кабаку, а повседневности. То есть обычная наша жизнь как бы заняла место средневекового кабака как воплощение "антисвятости" и "антирелигии". 
 
И если это так, то мы подсознательно требуем, чтобы церковь и церковнослужители во всем отличались от повседневности. А этого в принципе не может быть. 
 
Да, я возмущаюсь, читая информации о том, как епископ разъезжает на Бентли, который ему якобы подарили. Да, мне неприятно смотреть, как католикос хлопает собеседника по коленке и ведет себя, как дурно воспитанный нувориш. Но это не снимает вопроса о том, что, как ни крути, а священнослужители тоже люди -- веселые и угрюмые, остроумные и лишенные чувства юмора, образованные и не очень, и так далее. 
 
И мы не изменимся. Мы будем видеть это противопоставление до тех пор, пока церковь не вернется в повседневность. Не знаю, правда, хочется ли ей сюда, к нам...
 
 

  • 1
Для меня ближе всего - Патриарх Павле Сербский, скончавшийся несколько лет назад.

А вот эти все Бентли и прочее наслаждение наследием краснодипломного красно-же-поповства - не мое. А наступающее мракобесие печалит. Меня крестил о. Дмитрий Смирнов. Лет 25 назад. В маленькой церквушке на окраине Москвы. К сожалению, слушая его по телевизору или читая в прессе последнее время, понимаю, что руки бы ему не подал, не говоря уж об исповедях да причастиях.

Мысли по поводу...

Не очень понятно, каким - по Вашему мнению - должно быть движение: церкви в повседневность, т.е. "вниз", или повседневности "ввысь". Церковь может присылать к нам в повседневность своих посланников, носителей "вышнего". Но чтоб прямо так - вся церковь сюда - как-то сомнительно. imho, конечно.

Что насчёт священнослужителей - да, очень хочется видеть образец. Но ведь на самом деле это скорее не "полномочный представитель", а всего лишь посредник между человеком и Богом. Лучше или хуже, но всего лишь вспомогательная фигура, хотя и уполномоченная. Я стараюсь рассматривать служителей церкви с такой точки зрения. Помогает.

Интересное наблюдение насчёт того, что в наше время святости противопоставляется повседневная жизнь, в отличие от оппозиций других эпох. В этом что-то есть.

Re: Мысли по поводу...

Движение в повседжневность -- очень просто. Например, перевести богослужение на современный, понятный всем язык. Сделать воскресные богослужения "семейным" событием, вовлекающим всю семью. Перемены начнутся немедленно.

Кстати, насчет института посредников. В истории Русской православной церкви были периоды, когда целые движения откалывались от нее, чтобы избежать посредников и общаться с Богом напрямую.

(Deleted comment)
какая тонкая мысль, рыцарская)))

Не надо церковь в повседневность, спасибо. Повседневность она для всех, в том числе и для мне подобных, которые церковь не ставят во что-то нужное, мягко говоря, даже наоборот. Я же непротив, кому хочется, пусть живет этой жизню, молится перед каждым жестом, крестится после каждого чиха и непускает женщин на кладбище. (Кстати, Вы вроде такой демократ, а в христианстве женщина далеко не друг человека, не стесняет этот факт?). Ну так вот, ради бога, молитесь, топитесь. А к нам в повседневность не лезьте. Не нужно нам бывшей узурпации ума и души!

Ради Бога, если вы не хотите церковь в вашей повседневности -- не берите. Это же так просто!

Категорически не согласна. От врача мы требуем, чтобы он ЗНАЛ свою профессию и ей соответствовал. От слесаря то же самое. Почему же служитель церкви не соответствует профессии и это мы ему прощаем? Такой же как я? По какому, тогда, праву, он может меня "окормлять"?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Мне непросто ответить вам, потому что вы говорить только о православии, хотя на территории бывшего СССР действует несколько христианских церквей и еще больше нехристианских конфессий.

У меня такое ощущение, что "духовное лидерство" в современном понимании -- это нечто большее, чем просто учение Христа. Мне кажется, что в постсоветских странах это лидерство претендует и на политические воззрения. Я не хочу сказать, что это хорошо или плохо, просто, как мне кажется, это факт.

А что касается повседневности, то зря вы говорите о Европе Средневековья. Это сегодняшняя Европа, самая совеременная.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Не согласен.
Ктоликос должен быть католикосом.Вспомните Павла Иоана Второго.Вот таким я хочу видеть нашего католикоса.

Да там один Иоанн Павел на 1000 Борджия и Львов 12х

(Deleted comment)
У меня 3 соображения.

1. Плохой священник, это тоже самое, как плохой чиновник, плохой учитель, или плохой врач. Не нужно ставить под сомнение необходимость гос-ва, раковин или медицины, а думать как взращивать хороших специалистов.

2. Современная, в частности российская "попсовость" Церкви, когда ее обсуждают в "желтых" ток-шоу на НТВ, вместе с теми самими "Бентли" являются лучшей антирекламой Церкви. Церковь не должна попсеть и быть можной, она должна заниматься благотворительностью, любить и молиться; любые попытки лезть слишком глубоко в политику приводят к катастрофе, о чем есть масса свидетельств в историческом пути всех монотеистических религий.

3. Хороший священник, это такая же редкость, как хороший врач. Как есть фраза, врач от Бога, так и бывают священники от Бога. И конечно священники на Бентли это пример плохого священника. НО, очень неприятно, хотя и логично, когда это используют люди, НИКОГДА не пользующиеся "услугами" Церкви (или же люди других исповеданий и конфессий), люди вне Церкви, для просто напросто антирекламы какой-то Церкви. Это настораживает, потому что если человек не верующий (или верующий как-то иначе),тогда какая ему разница плохой это священник или хороший, пусть займется своим "огородом", а если он человек верующий и из этой церковной семьи, то критика будет иной.

Это вполне касается и не верующих

Потому что, к примеру, в России священники приходят в школу,
пытаются навязывать форму одежды, получают в собственность
ценности музейных фондов. Они поучают, а сами живут весьма гламурно.

Весь вопрос в роли церкви в обществе. Дело не в обыденности или повседневности. Церквоь - это цитадель: основная функция которой сохранять старое: веру, традиции, мораль, язык. А если представители церкви сами бегут впереди всего этого, то они мне нафиг не нужны. Для этого есть другой пласт, функция которого подрывать устои, традиции, пытаться расшатать, в результате чего и происходит прогресс, отфильтровываются совсем устаревшие традиции, создаются новые - это институты искусства и науки. Раньше это был театр, кино, сейчас вся та попса, что льется с каждын днем все более голубых экранов. (о;

То есть вы считаете, что церковь как институт должна быть консервативной? Не знаю, я бы не был столь категоричным.

Церковь близко, но дорога обледенела. Кабак далеко, но я буду идти осторожно.

А мои взгляды вы знаете - я церковников хочу видеть в историческом музее, в качестве экспонатов.

Знаю, конечно :) Мы на эту тему общались.

Не знаю-не знаю, лично мне бы в церковнослужителях совершенно однозначно хотелось бы побольше мирского и человеческого. В частности, в данный момент мне бы хотелось, чтобы они перестали внушать прихожанам, что за секс до брака они после смерти будут гореть синим пламенем. Прихожане, конечно, сами решают, что им делать, но все же.
А Бентли и прочие роскошества - это, конечно, ужас и полнейшее безобразие.
Извините, правда, никого не хотела шокировать или обидеть.

Меня лично вы никак не шокируете и тем более не обижаете. Я тут, в Лондоне, вижу священнослужителей, которые не стыдятся человеческого в себе. И это намного лучше того, что мы часто видим дома... Ну, а запрещение секса до брака это очень глубокий консерватизм.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Մի պարզ հարց տամ, սիրելի Մարկ. Ձեր կարծիքով՝ Վազգեն Առաջինը Բենթլի կքշե՞ր, վրաց Պատրիարքի հետ իրան ըդենց կպահե՞ր: Մի պահ փորձեք պատկերացնել:

Այսինքն՝ մեր ուզածն ինչ-որ ֆանտաստիկ բան չի:

Վազգեն Առաջինը այլ ժամանակվա ծնունդ էր: Վազգեն Ա-ն հայաստանցի չէր՝ ծնվել, ուսուցանել ու մեծացել էր Բուխարեստում: Իմ գնահատմամբ, և՝ ժամանակը, և՝ ծննդավայրը նշանակություն ունեն:

Չնայած, իմ պահանջները շատ բարձր են: Կարելի է ասել՝ ֆանտաստիկ:

Мне больше интересно, о чём говорят священники. И если их взгляды, мысли мне интересны, то не важно, на какой машине они ездят. Их дело. Внутреннее. А вот, когда в проповеди священника проскакивали мысли, которые перекликались с моим мироощущением, моим взглядом на мир (как сведущего в некоторых вопросах медицины и физики) – это произвело на меня впечатление. Я просто не ожидал такого от рядового священнослужителя.

В целом, я с вами согласен. Но если уж говорить о машине, то я все-таки за то, чтобы религиозные нормы соблюдались. Я имею в виду нестяжательство, скромность, отсутствие гордыни...

Согласен с вами... Тем более, что ваше мнение уважительное и написано, я бы сказал, с любовью...и оттенком покаянности.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account