Previous Entry Share Next Entry
Годовщина ошских событий
50
markgrigorian
Прошел ровно год с начала столкновений на этнической почве на юге Кыргызстана. 

За три дня столкновений погибло 470 человек (по данным международной комиссии по расследованию событий).

Более двух тысяч было ранено. 

В Оше сожгли более 60% домов. 

Около 400 тысяч человек стали беженцами. 

У меня много друзей в этом городе. И у каждого -- своя история, свой рассказ о том, как они пережили эти страшные дни. Кто-то спасал друзей и коллег, кто-то сидел в горящей махалле, не рискуя выйти из дома. Кто-то, наоборот, бесстрашно ходил по городу... К одной из моих знакомых ворвались в дом погромщики. Она показала им паспорт своей сестры, где в графе "национальность" было написано "кыргызка". В ее паспорте была другая национальность... 

Говорят, на второй день пожаров с неба, как снег, падал пепел, оседая на улицах, листьях деревьев, крышах сохранившихся домов. 
 
Дай Бог поскорее всем оправиться от этой ужасной трагедии!

  • 1
Там все серьезней , глубже и очень давно . Чем по бибиси -лубочная картинка ссоры двух общин

А что именно там происходит?

Я вырос в Андижане , это 40 км от Оша . Всем этим проблемам уже много лет . Это война между узбеками , пришедшими в Ферганскую долину лет 500 назад и киргизами , пришедшими значительно позже . и оседлавших горы вокруг долины , ведется очень давно . Плюс сталинские нарезки территорий . Плюс географическая автономность Южной Киргизии , населенной густо узбеами от Северной . преимущественно киргизской .

Конечно, там все глубже и серьезней. Но ведь нельзя объять необятное и рассказать обо всем в одной статье, правда?

Марк, тысячу извинений за саморекламу, но было бы интересно узнать твое мнение про мою статью в газете "Эхо". Глянь, когда сможешь? Ты же знаешь как для меня важна твоя оценка.
http://echo-az.com/index.php?aid=11759

Весьма близко к реальности
Только
1 Кроме проблем с собственостью на землю , которой . пригодной к с\х в Ферганской Долине очень немного . Вся Центральная часть долины это полупыстыня ю Все с\х это пригорье
2 Распределение воды . С\х поливное , все источники , включая водохранилища в горах . Одно из основных - Советобадское находится на границе Киргизии и Узбекистана . Советобад -это практически город спутник Джелал Абада в 40 км от Оша
3 ош находится на соединении двух трактов высокогорных - Памирского и Тянь Шаньского , и соотвественно это узловая геграфически станция наркотрафика из Афганистана на север
4 Не понял при чем там дашнаки . Это вроде армянские социал-демократы

спасибо за коммент.
первые три пункта принимаю ко сведению, а по поводу четвертого пункта ссылаюсь на http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1235549160
я не историк, не утверждаю, что эта статья основана на верных или ложных фактах. просто есть и другие источники, подтверждающие участие дашнаков в подавлении независимых тюркских республик в Центральной Азии. в том числе и армянские.

Я не оспорил , а только удивился . Хотя похоже на правду , в Узбекистане , и в частности в Ферганской долине была относительно большая армянская диаспора , причем именно карабахских армян .

В ХХ веке было несколько волн армянской эмиграции в Центральную Азию. Одна -- в самом начале века, когда Российской империи нужно было укрепить христианский элемент в Ферганской долине. Из той волны, в частности, была Тамара-ханум, было несколько художников, влившихся в струю "туркестанского авангарда", и так далее.

Вторая волна пошла в середине тридцатых, когда армян выселяли из Азербайджана и, в частности, из Карабаха, чтобы они были подальше от потенциальной зоны конфликта.

Была и третья -- в середине и конце сороковых, когда в Армению приезжали репатрианты из-за границы, для них освобождали место, насильно выселяя азербайджанцев, а для них, соответственно, выселяя армян из Азербайджана в Центральную Азию. Об этом почему-то очень мало говорится.

А что касается "дашнакского усмирения", то мне это кажется более чем сомнительным.

Не смею спорить. Просто я ссылаюсь не только на Нурани. Я также читал на форуме фандорин.ру воспоминания армянского бойца из АРФД, который описывал последний бой с войсками Энвера. Это в разделе "Турецкий гамбит". Может, просто чувак сам приврал, преувеличил свои заслуги.

Ой, Шахин, так это была Нурани?.. А фандорин.ру я сейчас посмотрю. Мне и самому стало интересно.

Не смог я найти этих воспоминаний... А на поиск сайт не реагирует.

поиск только для зарегистрированных юзеров.
вот что нашел. был еще другой отрывок, постараюсь тоже найти:

Вот воспоминания армянского мстителя, зарубившего Энвера:
Цитата:


Праведный гнев армян за 1,5 миллиона невинно убиенных соотечественников обрушился-таки на головы главных организаторов и палачей геноцида. Счет справедливого отмщения открыл Согомон Тейлерян, застреливший 15 мая 1921 года скрывавшегося в Шарлоттенбурге Талаат-пашу. 6 декабря того же года на людной улице Рима Аршавир Ширакян прикончил Саида Аалима. Одна из вышедших в тот же день римских газет писала: “В роскошном дворце жило чудовище. Это он, премьер Османской империи, подготовил и осуществил в годы войны программу уничтожения благородной нации. Но никто не сомневался, что оружие отмщения истерзанного армянского народа в конце концов обратится и против главных виновников, а затем и против всех соучастников этого страшного преступления”. В апреле 7-й годовщины геноцида опять же Аршавир Ширакян и Арам Ерканян застрелили в Берлине идеолога Иттиада Бехаэддина Шакира и “палача Трапезунда” Джемаля Азми. Через три месяца Петрос Тер-Погосян и Арташес Геворкян убили в Тифлисе Джемала-пашу. На полторы недели дольше прожил бывший военный министр Османской империи. 4 августа 1922 года недалеко от Бухары справедливая кара настигла и “праверного” убийцу сотен тысяч армян Энвера-пашу, которого зарубил в рукопашной схватке Яков Мелкумов.

...

— Энвер был необычный главарь басмачей. Военное академическое образование, полученное в Германии, боевой опыт Первой мировой войны и, наконец, огромное численное превосходство в силах, делали его серьезным противником. Но я твердо решил на этот раз не выпускать его живым. Дело в том, что первого января пятнадцатого года под Сарикамышем Энвер был разгромлен и ретировался с поля сражения. Я во главе казачьего эскадрона погнался за ним. Но, услышав армянскую речь, остановил погоню. Не знал я тогда, что личная охрана Энвера целиком состояла из армян. Крик Ованеса Чауша, мол, свои, свои... остановил меня. Ту роковую ошибку пришла пора исправлять. На то и судьба еще раз свела меня с Энвером. Ты, мой молодой друг, должен понять разницу в уничтожении Талаата, Джемала и прочих подонков с Энвером. Те были не у дел. Энвер же имеет солидное войско, за его спиной Восток. А Восток, как ты знаешь, дело тонкое, коварное, фанатичное. Да и Москва настаивала брать этого ублюдка только живым. Телеграммы шли то за подписью Троцкого, то Ленина. Вмешался в это дело и Дзержинский. У всех просьба-требование — Энвера брать только живым. Дудки! Этому преступнику, этому заклятому врагу моего народа — никакой пощады! Легендарный Гаспар Карапетович Восканов в те дни командовал войсками Туркестанского фронта, заменив на этом посту Семена Буденного. Он тоже прислал телеграмму, которая была лаконична: “Мне нужен мертвый Энвер. Прочти. Думай. Немедленно сожги”. Спасибо тебе, Гаспар Карапетович, этот приказ мне по душе...
Не буду рассказывать все подробности разгрома банды Энвера и его самого. Замечу лишь, что на рассвете мои полки внезапным ударом еще до утренней молитвы ворвались в Кофрун. Началась жестокая рубка. Басмачи не выдержали нашего дерзкого, ошеломляющего удара. Энвер без халата и сапог — он еще нежился в постели, когда под его окном засверкали наши клинки, ускакал в горы. Нет, не уйдешь, кровавый шакал, на твоей совести кровь моего народа! Двадцать пять верст гнался за ним. Достиг его в большом кишлаке Чаган. В кровавой рукопашной схватке прикончили всю банду “правоверных” убийц. Энвера зарубил лично. По праву победителя оставил себе его личную печать: огромную, серебряную, с надписью — “Верховный главнокомандующий всеми войсками ислама, зять халифа и наместник Магомета”. А вот личный Коран и позолоченный халат Энвера отправил в Москву...

отсюда

Спасибо, Шахин. Я посмотрел твою ссылку, потом влез в Википедию, посмотрел, на что ссылается Википедия, и, в общем, это подтверждает мою первоначальную версию. Во-первых, убившие Энвера не были дашнаками. Это были коммунисты. Во-вторых, это были не армянские части, а Туркестанская дивизия Красной Армии. Ну, а в-третьих, то, что пишет Нурани про армян, как правило, нуждается в серьезной проверке :)


насчет Нурини согласен, а в остальном не уверен. Лично для меня небольшая разница между большевиком Шаумяном и дашнаком Амиряном (оба из 26-ти и принимали активное участие в погромах в 1918 году).

С точки зрения бакинских погромов я с тобой не спорю, потому что плохо знаю эту историю. Хотя, если ты об Арсене Амиряне, одном из 26 комиссаров, то он был не дашнаком, а самым настоящим большевиком-революционером, к 1910 году перешедшему от партии "дашнакистов" (как они тогда назывались) к большевикам.

Понимаешь, мой инстинкт (скажу снова, я плохо знаю историю) говорит, что большевики и дашнаки просто не могли быть вместе -- это были серьезные идеологические противники. И когда речь идет не о бакинских погромах, а об "участии дашнаков в боях в Центральной Азии", то я сомневаюсь, потому что все же там были большевики. А их сотрудничество с дашнаками очень-очень маловероятно. Про Баку не знаю.

Нет, не Арсен, а его родной брат Татевос. Иногда все же родственные и этнические связи превалировали над идеологией.

Я порыскал немного в интернете. Похоже, Татевос действительно был дашнаком и участвовал в деле 26-ти. Ах, как бы было интересно влезть в эту историю поглубже...

Знаешь, у меня ведь была идея обратиться в Foreign Office с запросом о документах, связанных с 20 комиссарами. Кто знает, может, у них будут документы, проливающие свет на то, что случилось с тремя комиссарами, тела которых исчезли.

Насчет родственных связей принимаю сразу и безоговорочно. Насчет этнических -- я не знаю (может, ты прав, но я не знаю), насколько важными они были в начале ХХ века. Я пишу это потому, что, например, в середине XIX века религиозная принадлежность часто бывала важнее, чем этническая. Что было в начале ХХ я не знаю... Но мне это интересно. Причем мне интересна история из азербайджанских источников в первую очередь.

Спасибо, Шахин! Уже читаю. Отзыв пришлю в личку.

Я вас читаю в блоге постоянно . И поэтому был неприятно удивлен материалом в стиле западных СМИ , описание одной частности на примере двух " живых свидетелей " при полном отсутствии аналитики . Я понимаю что вы лоджны писать под правила монастыря , но все равно за вас обидно

извините, ничем не могу помочь.
пишу, как хочу ))))
обижайтесь на здоровье.

А я не вам это написал , а автору поста . Посмотрите внимательно кому реплика .

Спасибо за высокое мнение. Я искренне говорю это.

Теперь о "правилах" и "монастыре". Когда я думал о том, какую статью написать, я понимал, что обо всем сказать все равно не смогу -- ни о том, что с 1990 года конфликт не решали, а загоняли внутрь, ни о том, что узбекская община чувствовала себя неуютно, при том, что ей в Кыргызстане было лучше и свободнее, чем, например, в Таджикистане или Казахстане. Из-за того, что это всего одна статья, в которой не скажешь всего, я не мог написать о том, как плохо приходилось узбекам после прошлогоних событий. Собственно, об этом и не нужно было писать, потому что это все на Би-би-си уже было. Нужно было сказать что-то, чего еще не было. И я решил сделать статью о том, что обе общины чувствуют себя жертвами. И ведь так оно и есть...

Конечно, если бы я был "свободным художником", я бы написал книгу об Оше и об межэтнических отношениях в этом городе, который я очень люблю. Но у меня нет возможности писать книгу. Это статья. в ней может быть не больше 1000 слов, просто потому, что более длинные материалы трудно читать.

И, во всех случаях, я очень благодарен вам за критику. Буду стараться писать лучше.

Теперь я чуствую себя неудобно . так меньше всего хотел сказать , что статья написана плохо . Написана она хорошо , в заданных рамках . И критика скорее в адрес рамок , стандарта жанра описательной журналистики , принятой на условном Западе . такой левый стандарт . Здесь в Израиле это очень наглядно , когда существует две параллельные системы СМИ - аутентичная и русскоязычная . Скорее даже левая ивритязычная , правая и русскоязычная . Первая в том описательном стиле , в котором пишут и говорят на ВВС и СНН .И которая по определению поверхностна Вторая , всегда , даже в описательном репортаже , аналитична .

Не нужно чувствовать себя неудобно. Понимаете, в интернете есть масса людей, которые готовы походя сказать что-то вроде "плохо, никуда не годится". Но когда видишь, что разговор серьезный, то и отвечаешь серьезно. Вот я и ответил вам совершенно искренне и серьезно.

А насчет аналитичности, думаю, мы с вами еще поговорим и поспорим :)

как мне показалось, узбекской общине в Кыргызстане лучше даже, чем в самом Узбекистане, где-нибудь в Андижане. Они избалованы демократией. Каримова на них не хватает.

Но их же убивали...

цинично отвечу, в стиле шварцовского Волшебника "бывает, убивают"...
В Анджижане тоже убивали.

Да. В Андижане было, судя по всему, даже больше жертв.

И никто не упоминает про версию соперничества двух мощных этнических наркогруппировок. Разве что Зеличенко обмолвился.

Кстати, Марк, загляните в личку.

Я не написал об этом потому, что не знаю. До меня доходили слухи, но я сам не занимался этим вопросом.

И мне казалось, что группировок больше. То есть, я мельком слышал, что узбекских было по крайней мере две. Или я плохо понял, о чем речь?

Вопрос стоял конкретно - разгромить ВСЕ узбекские группировки и устрашить любой ценой, чтоб не поднялись.

Может, на каком-то уровне и стоял вопрос таким образом. Но женщины и дети где-нибудь в Черемушках вряд ли представляли опасность для наркодельцов.

Конечно, нет. Они были материалом для акта устрашения.

Не знаю, Алан. Я не готов говорить об этом. Не знаю.

я тоже вскольз упомянул, когда писал о базаре в Карасу. Но это такая тема, что доказать что-то очень трудно.

  • 1
?

Log in