Previous Entry Share Next Entry
Ереван
50
markgrigorian
Этим постом я начинаю серию записей, которые, если все будет хорошо, выльются в большое, может быть, книжного формата эссе о Ереване. 

Я примерно знаю, что мне надо сказать, но, как обычно бывает в начале пути, не знаю, удастся ли. Но я буду стараться. 


В поисках прошлого

… я все-таки увидел
Библейской скатертью богатый Арарат
И двести дней провел в стране субботней,
Которую Арменией зовут.

Осип Мандельштам


Я прошлое свое потерял
В ереванских ночах…

Рубен Ахвердян


Пришествие

Ной был потомком Адама в девятом колене.

А это значит, что когда Ной родился, земля была еще молодой. И человечество было таким молодым, что, собственно, истории еще не было. История не успела совершиться, если она, конечно, совершается. Она не успела сложиться, состояться, исполниться…

Словом, истории как таковой еще не было. И действительно, все достойные упоминания события от Адама до Ноя можно пересказать в одном-двух абзацах.

И было так: После того, как Бог создал людей, первым событием, достойным упоминания, оказалась история райского соблазнения. Змей, который был «хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», пообещал Еве, что как только она съест яблоко познания, откроются ее глаза, и поймет она, что есть добро, и что – зло. Ева, как мы знаем, не выдержала, откусила, потом дала откусить мужу, и выяснилось, что они… наги то есть, извиняюсь, голые.

Потом их изгнали из рая. Прошло некоторое время и у них родилось двое сыновей. Дети выросли, Каин убил Авеля и был проклят, потом Адам познал Еву, и родила она ему третьего сына, Сифа. Сиф родил Еноса, Енос родил Каинана и спустя еще несколько поколений родился Ной.

Вот и вся история человечества к моменту, когда Бог увидел, как «всякая плоть извратила свой путь на земле» и, решив, что «велико развращение человеков на земле», раскаялся и восскорбел. И решил Бог истребить всех. Стереть с лица земли, чтобы и духу их не было. Надоели ему люди.

Но не все. Был среди людей один, по имени Ной, который, в отличие от всех остальных, был человеком праведным и непорочным. Поэтому решил Господь, что Ной и его семья должны уцелеть и повелел ему сделать ковчег. А поскольку в те годы все было легко, и Бог запросто общался с людьми, то даже рассказал Ною, какими должны быть размеры этого ковчега, из какого дерева его надо сделать и какого размера должно быть окно наверху.

И когда Ной закончил строительство и ввел в ковчег всякой твари по паре, начался потоп. Разверзлись хляби, полил дождь, начались бури. Реки вышли из берегов, уровень мирового океана повысился. Жившие в низинах стали бежать в горы, вода догоняла их, они тонули… и вот, земля скрылась. Осталась одна вода.

Семь месяцев носило ковчег по водам, пока не прибило к горам Араратским. Но и после этого Ной со своим семейством и с огромным количеством всякой живности должен был сидеть в ковчеге, пока вода не начала сходить.

Прошло еще около двух с половиной месяцев, пока Ной наконец рискнул открыть окно и выпустить ворона. Ворон улетал, возвращался, снова улетал… Спустя еще некоторое время он выпустил голубя, который, полетав некоторое время, вернулся, потому что «не нашел места для покоя для ног своих». Ной принял его обратно.

Через неделю Ной снова выпустил голубя. На этот раз тот вернулся, неся в клюве масличный, то есть оливковый лист. Это был знак того, что вода отступила. Но осторожный Ной ждал еще неделю, прежде чем снова выпустить голубя. На этот раз он улетел и не вернулся.

И тогда Ной рискнул выглянуть из ковчега и увидел, что «вот, обсохла поверхность земли».

Тут я отступлю от Библии, потому что есть армянский апокриф, по которому то ли в этот момент, то ли спустя несколько дней, когда огромный караван, состоявший из семейства Ноя, сопровождаемого разнообразными животными, шел по Араратской долине, Ной, увидев место, пригодное для жилья, на чистейшем армянском языке воскликнул: «Еревац!», что в переводе с армянского значит «виднеется». Или, точнее, «завиднелось».

И на этом самом месте, если следовать апокрифу, впоследствии и вырос город Ереван.

* * *

Конечно, многие мои читатели прекрасно знают эту библейскую историю. Знают и апокриф. Но я пересказал главы 6-9 книги Бытия для того, чтобы обратить внимание на некоторые детали. И немного порассуждать, то есть заняться неблагодарным и, наверно, не совсем правильным делом – интерпретировать эти детали.

Итак, ко времени, когда Ной спустился в Араратскую долину, мир был молод. Бог создал его совсем недавно. И человечество было молодым – всего десять поколений, считая Адама и Еву. По нынешним меркам это было бы всего 250-300 лет. По тогдашним, конечно, значительно больше, потому что в библейские времена жили дольше и детей рожали, начиная со ста-ста пятидесяти лет.

И Бог сказал Ною с сыновьями: «Плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней». И это было все, что от них требовалось.

У человечества почти не было прошлого. Было настоящее и будущее. Все еще было впереди. И вавилонское столпотворение, и жертвоприношение Авраама, и скитания по пустыне, и рождение Иисуса Христа, и открытие Америки, и многое, многое другое. И если не было прошлого, то не было и истории, которая по идее должна описывать это самое прошлое. Действительно, какая может быть история, когда всего-то людей на земле и было, что Ной с женой, его сыновья с женами, может, еще несколько внуков… И все. Ведь потоп истребил всех людей на земле, кроме них. А это значит, что Ною и его семье нужно было начинать заново всю историю человечества.

Никогда ни до, ни после потопа человечество не истреблялось так радикально. Но, наверно, Ной и его сыновья об этом не думали, потому что им нужно было заботиться о хлебе насущном, плодиться и размножаться… то есть жить настоящим и думать о будущем.

Это и было Бытие, то есть жизнь, протекающая «здесь и сейчас».

И еще об одном: в конце, но не в последнюю очередь. Все, что происходило с Ноем после потопа, было, если верить легендам, где-то на территории современной Армении, недалеко от Еревана. Помнится, есть там виноградник, про который до недавнего времени говорили, что он основан самим Ноем.

Продолжение -- завтра. Мой следующий рассказ о другом пришествии.

Иллюстрация: "Гора Арарат" из газеты "The Illustrated London News" за 30 августа 1856 года. 


  • 1
Немного комментариев:
1. Авторство апокрифа, если не ошибаюсь, принадлежит Сурену айвазяну. Не суть. Дело в том, что Ереван, как и многие другие топонимы означают род+ван, то есть, родовое гнездо (бун) клана. Например, Нахчиван, Манчиван, Прчиван, Арчиван (современный Арцваник) и т.д. Есть основания считать, что это были места обитания (буны) равнинных родов, возможно, с матриархатом. Горские же родовые кланы создавали вместо ванов ланы. Такие города образуются от род+лан (лон[o]). Например, Бабилон, Зангелан, Русколан (возмж. Русалим), Авалон, Аскеран и т.д. Примечательно, что в первом случае после названия рода чаще всего идет суффикс "чи" (последователи, поклонники, приверженцы), а во втором "к" (армянское q) - означает представители этого рода.
В любом случае, мне кажется очевидной бредовость версии с "Еревуме" Сурена Айвазяна, при всем моем уважении к покойному. Тем более, что другое название Еревана - Эребуни.

2. По сути, Адам с Евой вкусили не что иное, как комплексы. Это неудивительно - все, чем сегодня может похвастаться человечество - результат комплексов разных личностей, двигавших историю.

3. Вокруг Арарата единственный горный хребет - сюнийские горы. Сам Арарат непригоден для жизни стольких людей и животных и если он из-за потопа стал выпирающим из воды островом, то единственное, что не утонуло поблизости - это Сюник с его высокогорными лугами, лесами, озерами и прочим. Причем тут Ереван вообще? :)))

Спасибо, что написали по пунктам: так легче будет отвечать.

Итак, пункт 1. Этот апокриф я слышал задолго до того, как Сурен Айвазян появился на сцене. Собственно, даже и после того, как он появился, я его не слышал. Разве что редко-редко когда и в чужом изложении.

Я, конечно, благодарен вам за рассказ о топонимике Ближнего Востока, но он совсем не связан с тем, что я пишу в эссе. Возможно, я пока не успел показать, что не связано. Подождем следующих частей.

Пункт 2 я не комментирую. Тут вы вольны интерпретировать грехопадение, как считаете нужным.

Пункт 3. "Горы Араратские" -- это цитата из Библии. Следовательно, и все претензии, связанные с Сюником, -- к Ветхому Завету. Книга Бытие, главы 6-9.

Я просто добавлю что все эти окончания в названиях, в принципе персидские, а на персидский язык перешли из парфянского языка. Названия с окончанием ван - в иранский языках означают страна или место, а оригинальное значение защитник или защишающий. Например, Ширван=Шир+ван - страна или поселение львов, а в оригинале - защитники львов. Миндживан - поселение тысячников и т.д. А окончания ан или ян по персидски означают множственное число для живых существительных. Например, Аскеран=Аскер+ан - солдаты в оригинале, а так место солдат. Видимо, Аскеран возник на месте солдатских казарм. Зангилан - поселение мастеров делающих колоколи, Каджаран - поселение Каджаров и т.д. Сейчась не могу вспомнить другие топонимы. Ян то же самое что и ан, только люди годами решили добавить й в ан при разговоре, чтобы смягчить произносение существительных во множественном числе. Чи, джи на современные турецкие и монгольские языки перешли от первобытного монголо-татарского языка или его алтайского прототипа. Например, Казанджы означает место где делают казаны или кастрюли. А так в оригинале, чи джи были как джигин или чигин и переводились как суффикс "из". Например, Чингизхана звали Темурчином, а в оригинале Темурджигином, что означало из железа. Меня зовут Эльчин, означает из народа или представитель народа, и т.д. Сегодня это окончание на тарском языке как шин, джин или просто ин, заодно этот же ин перешел на некоторые славянские языки от татар. А во многие современные языки это окончание трансформировался как игит, игид, джигит, что означает герой или храбрый. Я не утверждаю что я прав, просто написал то что я помню. Если кто-то хорошо знает по персидски, то буду рад, если скажет что из написанного мною правильно, а что нет.

Впервые, Книга Бытия пишет о Ноев Ковчеге. Действительно, там пишется об Айраратских горах. Долгое время, христиане верили что вершина, где остановился окончательно Ноев Ковчег - гора Джуди, на границе Турции и Ирака, по моему. Потому что именно эту вершину считали самой высокой из Айраратского нагорья. Но позже, в средние века, когда узнали что в принципе, вершины Масис самые высокие, то христиане начали верить на то что Ноев Ковчег остановился окончательно у вершины Масис, а не Джуди. А иудеи до сих пор верят в то что Ноев Ковчег остановился у горы Джуди. Коран трактует большой потоп и Ноев Ковчег посередине между иудейскими и христианскими взглядами. Коран пишет что Ноев Ковчег остановился у горы Джуди, но когда вода отошла, то ковчег спускаяс окозался на горе Арарат. Это как я помню примерно. Точно, пусть скажут специалисты.

"Прошло некоторое время и у них родилось двое сыновей. Дети выросли, Каин убил Авеля и был проклят, потом Адам познал Еву, и родила она ему третьего сына, Сифа. Сиф родил Еноса, Енос родил Каинана и спустя еще несколько поколений родился Ной".

Вот, всегда любопытство разбирало: на ком женились Каин и Авель, если на земле людей-то - их родители и больше никого? Каким способом Сиф родИЛ Еноса? А Енос Каинана?

А сыновья Ноя с женами? Откуда жены взялись? На сестрах (в лучшем случае) женились? ))

эта легенда - обкусанный вариант более ранней легенды о Гильгамеше (Шумер). Там Утнапишти (прототип Ноя) берет с собой на ковчег весь родовой клан, всех (!) мастеров (специалистов в тех или иных областях) и предположительно рабов (это было рабовладельческое общество, а сам Утнапишти был достаточно богатым челом, судя по расходам в предпотопные дни).

Эссе только началось, а два предыдущих комментатора уже рождают интересный диалог :)

Марк, придумайте, пожалуйста, тэг к эссе, чтоб потом было легче искать, боюсь пропустить какие-то части.

О! Спасибо! Это блестящая идея! Придумаю именно тэг "эссе"

Изящная художественная проза

Изящная художественная проза , с захватывающе таинственным сюжетом судя по первому отрывку.

Марк джан, с интересом жду продолжения, спасибо.

Re: Изящная художественная проза

Спасибо! Продолжение -- первая часть продолжения -- будет уже сегодня. И я, конечно, очень постараюсь, чтобы продолжение было достойно начала.

WOw...уже жду продолжения ;-)

Сегодня первая часть.

Марк джан, ты еще один армянский апокриф забыл: увидевшие Ноеву делегацию армяне радостно закричали "Ура! Цирк приехал!" :):)

Спасибо, надеюсь у вас получится! со своей стороны постараюсь помочь картинками, если надо будет пишите в РМ. Я собираю фотографии и картины исторических армянских городов и Еревана.

О! Спасибо большое! Это просто клад! Я сейчас потихоньку начинаю двадцатые годы -- советскую власть, и т.п. И если вы пришлете парочку, она найдет себе место -- ручаюсь.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account