Previous Entry Share Next Entry
Саркис Мурадян
50
markgrigorian
Я начал писать этот текст 7 февраля -- в день рождения Саркиса Мурадяна. Сначала я подумал, что хорошо бы проиллюстрировать его репродукциями картин Мурадяна. Ведь писать о художнике и не показывать его картин, по крайней мере, неправильно. 

Но оказалось, что в сети непростительно мало картин Мурадяна. А он ведь был одним из ведущих художников своего поколения, академиком Академии Художеств, лауреатом всех мыслимых премий, профессором... 

И давайте я начну с того, что обращусь к моим читателям-интернетчикам: подумайте над отцифровкой картин Мурадяна. Подумайте над созданием сайта с его произведениями. А я свяжу вас с теми, кто сможет вам помочь. 

Да, и еще: то, что я четыре дня писал этот текст, показывает, с каким трудом он мне дался. Ведь писать о близких людях очень непросто. 

*   *   *

Саркис Мурадян -- бесспорно, один из интереснейших советских армянских художников.

Он – автор знаменитейшего портрета Комитаса, сидящего в красном халате у фортепиано. Картина выполнена в теплых и темных тонах. Казалось бы, все располагает к покою, к творчеству. На рояле стоят ноты, рука Комитаса касается клавиш, на полу ковры… И все было бы замечательно, если бы из дверей в углу картины не выглядывали лица турецких полицейских, явившихся арестовать композитора. Картина называется «Последняя ночь Комитаса».

Здесь, в Москве, у меня нет книг с репродукциями его картин. Но они мне и не нужны, потому что я вижу эти картины, как будто они стоят у меня перед глазами.

«Свадьба в Раздане». Танцующая толпа. Руки мужчин подняты вверх и раскинуты в стороны. Видно, что они уже немного пьяны. Невеста растеряна. А в углу картины стоят две потрясающие старухи и сплетничают. Толпа, отплясывающая на свадьбе так типична, она так хорошо показывает армянскую деревню во всех деталях: это и мешковато сидящие на мужчинах костюмы, и выбившиеся из-под брюк сорочки, и лица – большеносые, грубые…

А картина «Мои дочери», на которой просто две девочки, одетые в одинаковые красные платьица. Им по 10-12 лет. Это обычные угловатые девочки, которых еще ждет подростковый возраст. Они и смотрят на зрителя детскими глазами, не очень-то и понимая, что происходит в мире вокруг них. Картина написана в почти готической манере – плосковато, угловато, темновато… В те годы, да и вообще, так никто не писал.

Саркис писал своих дочерей еще. Портрет старшей, Гоарик, сидящей в профиль шестнадцатилетней девочки, держащей в руках кувшин, так хорош, в нем столько любви и такое огромное желание добра и счастья…

А младшая, Заруи позировала для прекрасной картины, которая совершенно в советском духе называется «Под мирным небом», хотя ничего общего между этим названием и содержанием картины нет. Представьте: лето, горы. Трава уже давно пожелтела, сожженная солнцем. Над желтой травой синее небо. По горам вьется цементная труба. Мне всегда казалось, что в трубе – вода. Наверно, потому, что кругом такое безводье, выгоревшая трава такая сухая, что так и хочется напоить ее. И по трубе идет девочка. Она раскинула руки, пытаясь сохранить равновесие. На ней коротенькое платье по моде семидесятых, она сосредоточена: ей надо пройти по трубе.

На картине «На рассвете» – тихое и спокойной озеро. И на берегу стоит в профиль обнаженная, тонкая, как тростинка, девушка. Она потягивается – руки заведены за голову, локти растопырены. Она прекрасна, как сама заря. На картине она – и восходящее солнце. Но есть еще один персонаж: бык. И этот темный сильный бык, смотрящий на девушку, немедленно рождает ассоциации с Юпитером, в образе быка умыкнувшим Европу. И сразу же после этого появляется новая ассоциация: символ мужской силы, символ мужчины, любующегося красотой тоненькой девушки и красотой раннего утра.

Я могу долго описывать картины Саркиса Мурадяна. Вот, например, совершенно потрясающий портрет двух стариков, потерявших на войне сыновей, но все еще ждущих, надеющихся, что они вернуться домой. Картина, на которой несколько человек несут тело погибшего друга. Несколько портретов его ближайшего друга поэта Паруйра Севака, и так далее, и так далее…

Саркис Мурадян сформировался как художник и интеллектуал в начале шестидесятых годов. Это был период хрущевской оттепели. Говоря об этом времени, мы в первую очередь, имеем в виду период освобождения от постоянного гнетущего страха, от сталинских ограничений во всем, период поисков своей идентичности, своего «я».

Для армянских интеллектуалов это было время, когда можно было начать вслух говорить о той ужасной травме, что жила все эти десятилетия под спудом сталинского «обострения классовой борьбы». Я имею в виду геноцид 1915 года. И двое друзей, художник и поэт, стали говорить об этом. И оба – каждый по-своему – обратились к образу Комитаса, гениального музыканта, композитора и фольклориста, которого арестовали именно в ночь на 24 апреля. От увиденного он сошел с ума и прожил еще почти двадцать лет в парижском доме для умалишенных, не написав ни одной ноты.

Мурадян написал картину, о которой я рассказал в начале этой записи, а Севак – поэму «Несмолкаемая колокольня», которая стала очень популярной.

Но этого было мало. Друзья стали во главе народного движения за признание геноцида (а он отрицался в сталинском Союзе) и добились успеха.

Это был триумф. Но в этом была и глубочайшая двойственность того времени и людей того поколения. С одной стороны, они были советскими людьми, жили в системе и были частью системы. Но при этом они противостояли ей, как могли.

В то время, после падения сталинизма, ведущие интеллектуалы пытались выйти за рамки официальной идеологии и, в первую очередь, уйти от сталинской интерпретации истории своих народов. Для армян это значило вернуть себе возможность открыто оплакивать своих родных и близких, пострадавших от резни 1915 года. Это значило вернуть себе свое прошлое, прошлое собственного народа.

Но, в попытке уйти, они не переставали быть советскими людьми. Они расширяли, вернее, пытались расширить границы советской системы и идеологии. И эти попытки неизбежно уводили их в национализм. Собственно, советская система, еще со времен Великой отечественной войны, поощряла умеренную модель национализма. С этой точки зрения идеология Севака и Мурадяна, Гранта Матевосяна и Сильвы Капутикян до поры до времени укладывалась в эти новые постсталинские рамки социализма.

Саркис Мурадян и был одним из лидеров этого нового движения, развивающего национальное самосознание.

Саркис был моим дядей. Но почему «был»? Он и сейчас мой дядя. Благодаря ему, родители отдали меня в армянскую школу, где я и отучился «от звонка до звонка». Мы почти не общались – все-таки разница в поколение давала о себе знать. И я робел и побаивался его строго взгляда, его прямых и точных вопросов, его «взрослого» отношения. И это осталось со мной на всю жизнь. Саркис оставил огромное влияние на то, как я развивался, каким я стал.

Тут я, конечно, не совсем прав. Саркис оставил огромное влияние на Армению, на ее развитие. И мне очень жаль, что я не могу хорошо рассказать о том, какой след он оставил в армянском изобразительном искусстве. А то, что этот след значителен – у меня нет никаких сомнений.

  • 1
Это вам спасибо!

Спасибо! Хорошо бы картины увидеть.
Я не сразу смогла понять (может, и сейчас не понимаю) творчество 60-х. Мне казалось: в чем тут прорыв к свободе, когда человек пишет о бытовых вещах.
...Итак - улыбка, сумерки, графин.
Вдали буфетчик, стискивая руки,
дает круги, как молодой дельфин
вокруг хамсой заполненной фелюги.
Квадрат окна. В горшках - желтофиоль.
Снежинки, проносящиеся мимо...
Остановись, мгновенье! Ты не столь
прекрасно, сколько ты неповторимо.
...
Вы ответили: "период освобождения от постоянного гнетущего страха, от сталинских ограничений во всем,период поисков своей идентичности, своего «я»".
После этого общего периода освобождения, где как будто все были едины, наступал другой, когда люди, обретая себя, расходились. Не могу выразиться яснее, нужно додумать.

И вот эта Ваша мысль о сползании в национализм при выходе из социалистической идеологии (Когда-то Вы писали, что этот этап почти неизбежен). Я соглашаюсь, что это так, но не чувствую внутренней логики почему это так. Может, когда-нибудь пойму. : )
"Они расширяли, вернее, пытались расширить границы советской системы и идеологии. И эти попытки неизбежно уводили их в национализм"

Так мой пост и призыв как раз к тому, что его работ практически нет в сети, и это неправильно и плохо.

Что же касается ухода в национализм, это тема для больших исторических исследований. В моем случае слово "неизбежно" означает, что так получилось, практически, у всех. Исключения очень немноги, и это, наверно, подтверждает правило.

Написано с душой..только про картины показать - согласна:)

Так в этом-то и дело. Нет картин в сети!

Пишете Вы прекрасно (если честно,я не знала,кто Вы,когда добавила в друзья -язык ,которым был написан комментарий и мысль в него вложенные,понравились),но художника надо смотреть (и балет тоже:).Иначе получается,как в анекдоте:"Слушал Карузо -превосходно!,я вам сейчас напою!"

Но вы заинтересовали,а это уже немало.Буду искать картины.Мне очень нравится Акоп Акопян,но его работ тоже очень мало в интернете и ,к тому же,не лучшие (.

Большое спасибо за комплименты!

А что касается этого поста, то я в самом начале сказал, что картин Мурадяна нет в сети. И это, конечно, упущение. Так что в этом смысле мы с вами солидарны.

(Deleted comment)
Обратите внимание, что я этот пейзаж даже не включил в число картин, о которых писал и которые перечислил. А тех нет в сети...

Там ссылка на другие картины.

Это я видел. Этого ничтожно мало, поверьте. И качество, извиняюсь, не годится...

Раньше,в Союзе,вообще хорошую печать невозможно было найти.Историю икусства изучали по очень далеким от оригинала изображениям.Мой отец привез из Франции журналы -"Музеи мира"-небо и земля по сравнению со всем,что можно было достать здесь!Три таких журнала у меня украли...в худ.школе.Качественные репродукции стоят дорого,но они того стоят!

Согласен с вами -- абсолютно и полностью!

С днём рождения дяди!


запись студентки про картину: http://laz-arev-a.livejournal.com/1958.html

Спасибо. Экзальтированный пост. Столько восторгов и эмоций, а вот имени автора нет, хотя есть имена других художников. Но это, в общем, понятно.

спасибо большое! а вот имя автора и произведении я уже добавила!!!)))

Вы -- просто умница!

не поверите, но совершенно случайно загуглила эту статью))) в руки попал альбом Саркиса Мурадяна, изданный в 80-м году. от картины "Сыновья не вернулись" мурашки побежали просто. а его картины есть в Ереванской галерее? очень хочется посмотреть их "вживую".

Есть, конечно. Но если мы с вами когда-нибудь одновременно окажемся в Ереване, то я с удовольствием упрошу кузину показать вам много мурадяновских картин.

я улетаю туда через две недели и на неопределенный срок))) я решилась))) осталось найти работу себе и заказы для моей команды))) так что надеюсь повстречаться там с Вами))) и обязательно посмотреть картины. (второй день зависаю над этим альбомом)

Зависать над альбомом Саркиса -- очень правильно. Я сам так делал много раз.

И очень хорошо, я приветствую ваше ( а можно, твое?) решение. Надеюсь, через месяц-полтора встретимся.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account