Home
entries friends calendar user info Previous Previous Next Next
Марк Григорян - "Отсутствие воли"
markgrigorian
[info]markgrigorian
Add to Memories
Tell a Friend
"Отсутствие воли"
Фильм тбилисского документалиста Мамуки Купарадзе "Отсутствие воли" -- это попытка понять, в чем были ошибки Грузии и грузинского общества в последние двадцать лет, приведшие к прошлогодней грузино-российской войне.

Фабула построена на том, что двое молодых людей, родившихся в последние годы до развала СССР, пытаются разобраться в природе грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. Для того, чтобы понять их суть, молодые люди беседуют с политиками, военными, историками и аналитиками, смотрят архивные кадры, едут на границу с Абхазией и говорят с беженцами.

Фильм "Отсутствие воли" -- о Грузии и грузинском обществе. Он не о том, в чем была вина Абхазии, Южной Осетии и России. Автор ставит вопросы о своей родине -- строгие, иногда безжалостные и ищет ответы на них -- честные и иногда тоже безжалостные.

Конечно, фильм не лишен недостатков -- без них невозможно. Чувствуется налет провинциализма, иногда слова молодых героев звучат не совсем естественно, можно было бы сделать его динамичнее, а монтаж -- крепче и профессиональнее. Но эти недостатки не могут затмить достоинств ленты.

Мамука смог снять жесткий фильм о своей стране. Это фильм-размышление, фильм-вопрос, фильм-проблема. Для того, чтобы сделать такой фильм, нужна изрядная гражданская смелость. Конечно, можно спорить с мнениями, высказанными в фильме, можно высказывать претензии автору в том, что он не показал иного отношения к конфликтам... Но я чрезвычайно высоко ценю сам факт появления этого фильма.

Не думаю, чтобы в Армении или Азербайждане нашелся бы сегодня автор, с такой прямотой ставящий вопросы перед своим же обществом. Тем более, средствами кино. И это еще более возвышает работу Мамуки Купарадзе в моих глазах.

Очень рекомендую.

Вот первая часть.



Часть вторая


Часть третья


Часть четвертая


И часть пятая, последняя




Tags: , ,

Comments
euromar From: [info]euromar Date: October 31st, 2009 03:00 am (UTC) (Link)
Спасибо !
Разместил у себя в блоге с сылкой на вас.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: October 31st, 2009 05:14 pm (UTC) (Link)
Спасибо большое. Мамука, безусловно, достоин самой широкой аудитории.
From: [info]elcaucasico Date: October 31st, 2009 03:11 am (UTC) (Link)
Этот фильм также есть с английскими субтитрами, где девочка-ведущая также начитывает текст на английском.

Слова мамы девочки-ведущей в начале второй части: "мы хотели заставить их (национальные меньшинства) уважать нашу страну". Мило, правда?
banderrass From: [info]banderrass Date: October 31st, 2009 01:19 pm (UTC) (Link)
А что вас так удивило? Уважать страну должны все, кто в ней проживает.
(no subject) - [info]mirumyan Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]banderrass Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]banderrass Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]banderrass Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]banderrass Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]banderrass Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
lekso79 From: [info]lekso79 Date: October 31st, 2009 01:23 pm (UTC) (Link)
А вы не хатите заставить граждан своей страны заставить уважать свою страну ?Здорово фильм о вине Грузии не для грузин ,а для исключительно рускоязычных граждан))))))
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: October 31st, 2009 05:22 pm (UTC) (Link)
Давайте так: если мы комментируем слова одного из персонажей фильма, то разве это неправильные слова? Они не описывают факт?
From: [info]elcaucasico Date: October 31st, 2009 03:14 am (UTC) (Link)
Несколько лет назад Мамука Купарадзе также снял фильм о Джавахети. Но на сайт свой так его и не выложил.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: October 31st, 2009 05:26 pm (UTC) (Link)
Мамука много фильмов снял. В том числе, и про Карабах, и про Северную Ирландию.
(no subject) - [info]a_lexus_330 Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]a_lexus_330 Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
banderrass From: [info]banderrass Date: October 31st, 2009 03:40 am (UTC) (Link)
Ну, я бы не сказал что тут говорят чтото сенсационное, все это, говорят и рассказывают по нескольку раз в день на грузинском телевидении. Этот фильм скорее снят для моложежи, студентов и школьников.
Так что Мамука ничего такого жесткого и не снимал, он лишь повторил, то что ведущий телеканала "Кавкасия" Акобардия, снимает каждый день:)
From: [info]elcaucasico Date: October 31st, 2009 04:03 am (UTC) (Link)
А слова наподобие Гии Каркарашвили о постоянном мародерстве с грузинской стороны, и что своими действиями особенно было обижено армянское население (2-я часть, 3:00) на грузинском телевидении тоже говорят и рассказывают по нескольку раз в день, включая Акобардия с его "Кавкасией"?
(no subject) - [info]lyalique Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]mak9 Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]lyalique Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]lyalique Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]lyalique Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]lyalique Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]lyalique Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]lyalique Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]lchak Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]lyalique Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]lyalique Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]lyalique Expand
(no subject) - [info]sandro1562 Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
Интриган - [info]euromar Expand
Re: Интриган - [info]lyalique Expand
Re: Интриган - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]sandro1562 Expand
(no subject) - [info]banderrass Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]banderrass Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]banderrass Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]banderrass Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]banderrass Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]lyalique Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]lyalique Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]lyalique Expand
(no subject) - [info]sandro1562 Expand
(no subject) - [info]sandro1562 Expand
(no subject) - [info]ferney2009 Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]lekso79 Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]banderrass Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
From: [info]elcaucasico Date: October 31st, 2009 03:48 am (UTC) (Link)
Для журналистки Ии Антадзе, главное - вернуть людей (осетин и абхазцев), а не территории (4-я часть, 3:11). Для девочки ведущей - территории и вернуть людей (грузин в Абхазию и ЮО, 5-я часть, 6:00).

Решившего прогуляться по Манташевским рядам (их часть ныне именуется улицей Шардена) Шамбу какой-то местный корреспондент спрашивает как какого-то заезжего гостя, чужого человека, как будто имеющего к Грузии разве что опосредованное отношение: "Понравилась культура наша?" (4-я часть, 8:16)
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: October 31st, 2009 05:28 pm (UTC) (Link)
Ну да... Корреспондент просто не знает, что Шамба жил в советской Грузии много лет. Это очень характерный вопрос для молодежи.
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]elcaucasico Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
From: [info]elcaucasico Date: October 31st, 2009 03:55 am (UTC) (Link)
Каркарашвили был против ввода войск в Абхазию не из понимания того, что конфликты такие силой не решаются, а потому, что, дескать, после потерь в Цхинвали силы были ослаблены... (2-я часть, 2:20)
banderrass From: [info]banderrass Date: October 31st, 2009 03:22 pm (UTC) (Link)
Мне интересно, а вы сами лично понимаете что такие конфликты силой не решаются?

Каркарашвили военный а не политик, и отвечает как военный.
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
smbatgogyan From: [info]smbatgogyan Date: October 31st, 2009 04:38 am (UTC) (Link)
когда грузин снимает фильм "ошибках Грузии и грузинского общества" на русском языке, то сразу возникает сомнение об обьективности.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: October 31st, 2009 05:34 pm (UTC) (Link)
Фильм был снят по-грузински, и это слышно на каждой минуте фильма. Русский (и английский, кстати) -- всего-навсего переводы.
... - [info]5nata5 Expand
Re: ... - [info]smbatgogyan Expand
Re: ... - [info]markgrigorian Expand
Re: ... - [info]5nata5 Expand
highlander_ge From: [info]highlander_ge Date: October 31st, 2009 08:53 am (UTC) (Link)
Посмотрю вечером, спасибо
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: October 31st, 2009 05:34 pm (UTC) (Link)
Посмотрите, пожалуйста, и мне интересны ваши впечатления.
(no subject) - [info]highlander_ge Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]highlander_ge Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]highlander_ge Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]highlander_ge Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
k_kotanjyan From: [info]k_kotanjyan Date: October 31st, 2009 11:20 am (UTC) (Link)
Вы правы, они совсем не такие как мы в этом плане. Вот, я только что послушала радио "Ван" передачу про несчастных детей. ВЫ понимаете - ну никто не взял на себя смелости жаловаться. Все звонят и говорят Я НЕ ВЕРЮ ЧТО ТАКОЕ ВОЗМОЖНО. Даже ведущая через фразу говорит "не верю". Станиславские нашлись. Это же детский дом! Там и не такое возможно.

А почему мы так наивны? А потому что привыкли замалчивать ВСЕ.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: October 31st, 2009 05:35 pm (UTC) (Link)
Кстати, есть эта передача в интернете? Я много о ней читал и очень бы хотел послушать.
(no subject) - [info]xelgen Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
daud From: [info]daud Date: October 31st, 2009 01:10 pm (UTC) (Link)
Марк, спасибо.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: October 31st, 2009 05:36 pm (UTC) (Link)
Не за что!
greenarine From: [info]greenarine Date: October 31st, 2009 02:46 pm (UTC) (Link)
Посмотрю обязательно. Спасибо, Марк.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: October 31st, 2009 05:37 pm (UTC) (Link)
Не за что. И мне интересны ваши впечатления.
5nata5 From: [info]5nata5 Date: October 31st, 2009 05:25 pm (UTC) (Link)

интересный документальный фильм..

спасибо за фильм, идея была хорошая и ведущие очаровательные, мне понравилось, что наши стараются понять и разобраться в конфликте... хотя некоторые герои немного лукавят и стараются отмазаться, ну да ладно... особено мне ценно было узнать мнение писателя, конфликтолога, беженцев..но огорчило, что Саакашвили не встретился с Шамбой!
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: October 31st, 2009 05:40 pm (UTC) (Link)

Re: интересный документальный фильм..

Да, вы правы. Для меня, кстати, то, что некоторые лукавят, не меняет общей оценки фильма. Кто-то ведь и должен лукавить -- по должности ли, по другим каким-то параметрам. Главное, что есть открытое и серьезное обсуждение проблемы.
gelavasadze From: [info]gelavasadze Date: October 31st, 2009 06:11 pm (UTC) (Link)
прочел комменты и думаю, что лучше, то ли вскрывать постоянно эти грузино-армянские нарывы, то ли молчеть, как молчть до сих пор
что посоветуйте, Марк?
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: October 31st, 2009 06:26 pm (UTC) (Link)
Вот понимаете, есть проблемы. И мы с вами, слава Богу, признаем, что есть проблемы. Я уверен, что о них надо уметь говорить. То есть говорить так, чтобы не сбиваться на ругань и взаимные обвинения, которые никуда не ведут.

Ведь если даже в разговоре о грузино-абхазском конфликте из 50-минутного фильма выхватывается одно-единственное упоминание армян и вокруг него немедленно разворачивается старый и уже утомляющий меня разговор о церквях (переходящий в ругань), то это значит, что что-то надо делать. Причем делать только на уровне диалога. А как?

Я не просто готов к сотрудничеству, я даже готов обратиться в разные английские и международные организации с просьбой помочь. Но должны быть идеи, которых у меня пока нет, или которые (я имею в виду мои идеи) пока слишком сырые.

Буду рад, если нам с вами удастся выйти на такие идеи.
(no subject) - [info]gelavasadze Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]gelavasadze Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]vaskodagala Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
boinagrov From: [info]boinagrov Date: November 1st, 2009 03:16 am (UTC) (Link)
Вопросы, которые автор ставит в фильме, несомненно обсуждаются в Грузии, но лично я не видел, чтобы про это снимали фильм или в каком-либо виде выкладывали в интернер, за что автору спасибо. Конечно, нельзя оправдать те радикальные националистические настроения, которые были в части грузинского общества в конце 80-х, начале 90-х. Нельзя оправдать ввод войск госсовета в Абхазию в 92-м, их мародерства в Абхазии (хоть и такие же мародерства были по всей Грузии в это время), бомбежку пусть и эвакуированного но все же города Цхинвали 8 августе 2008. Да, Тбилиси не всегда конструктивно и правильно вел диалог с Сухуми и Цхинвали на дипломатическом, политическом уровне.

Но фильм снят очень однобоко. Ничего не говорится о том, что при этом делали абхазы и осетины. Если грузин в фильме обвиняют в создании альтернативной администрации Санакоева, то осетин надо обвинить в уничтожении грузинских деревень, беспорядочных убийствах сотен безоружных людей, совершенных после прекращения боевых действий в августе 2008, изнасилованиях, изгнании десятков тысяч людей. Если грузин обвиняют в мародерстве в Абхазии в 92-93, то абхаз надо обвинить в изгнании сотен тысяч людей, мученической казни десяти тысяч.

Это все равно что если бы некто нагрубил своему соседу, а тот бы за это достал ружье и застрелил его детей. И что после этого, они оба одинаково виноваты в случившемся? И этот некто после этого должен идти к соседу с извинениями?

Ведь только рассматривая весь процесс в целом, с разных сторон, можно найти какие-то точки соприкосновения, найти виновных и попросить друг у друга прощения. Но к этому должны быть готовы обе стороны. И почему-то в Абхазии и Южной Осетии не хотят признавать свою вину в чем-либо.
ironroin From: [info]ironroin Date: November 1st, 2009 08:10 am (UTC) (Link)
"Если грузин в фильме обвиняют в создании альтернативной администрации Санакоева, то осетин надо обвинить в уничтожении грузинских деревень, беспорядочных убийствах сотен безоружных людей, совершенных после прекращения боевых действий в августе 2008, изнасилованиях, изгнании десятков тысяч людей. Если грузин обвиняют в мародерстве в Абхазии в 92-93, то абхаз надо обвинить в изгнании сотен тысяч людей, мученической казни десяти тысяч".

Гарри Поттер не вы писали?
(no subject) - [info]boinagrov Expand
(no subject) - [info]datikua Expand
(no subject) - [info]boinagrov Expand
(no subject) - [info]datikua Expand
(no subject) - [info]boinagrov Expand
(no subject) - [info]datikua Expand
(no subject) - [info]banderrass Expand
ну сто раз уже просил тебя не писать мне - [info]datikua Expand
Re: ну сто раз уже просил тебя не писать мне - [info]banderrass Expand
(no subject) - [info]boinagrov Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]boinagrov Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]boinagrov Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]boinagrov Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]zzpro Expand
(no subject) - [info]boinagrov Expand
boinagrov From: [info]boinagrov Date: November 1st, 2009 03:45 am (UTC) (Link)
Кстати, Марк, по поводу обсуждения тяжелых тем на Кавказе: как в Армении оцениваются события в Ходжалы? И насколько много обсуждаются?
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: November 1st, 2009 03:19 pm (UTC) (Link)
К сожалению, не обсуждаются. Там есть как бы такой консенсус насчет того, что азербайджанцы, дескать, сами виноваты и точка. Я всегда противостоял этому консенсусу, но я мал и одинок...
datikua From: [info]datikua Date: November 1st, 2009 11:58 am (UTC) (Link)
хороший фильм.
Как мне кажется в Абхазии таких фильмов от Грузии не ждут, и уж естественно сами тоже ещё очень долго не снимут.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: November 1st, 2009 03:20 pm (UTC) (Link)
А мне представляется, что Абхазия ближе к тому, чтобы думать на такие темы, чем Южная Осетия. Но я могу быть неправ -- поправьте меня, если так.
(no subject) - [info]datikua Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
alusya25 From: [info]alusya25 Date: November 1st, 2009 03:46 pm (UTC) (Link)
Марк, я с удовольствем посмотрела фильм.
Мне был важен контраст в фильме. Новое поколение надо ориентироваться на них. Надо понимать что фильм не претендует на полный анализ ситуации, он просто освещает настроение людей сегодня.

Интересно, Грузия и новейшая история глазами родившихся в 1989-1994, у них другое детство в памяти, совсем не то что у меня.

Я помню апрельсике события, я очень хорошо помню беженцев, особенно гражданскую войну... все было бесконтрольно.
Обибно что сейчас, все можно контролировать, но тем не мнее нопускаются ошибки. Хотя я верю, что при правильной стратегии, Абхазия и Южная Осетия войдут в состав Грузии, к сожалению не могу сказать как.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: November 1st, 2009 04:03 pm (UTC) (Link)
Спасибо. Я читал только что националистические баталии, развернувшиеся в комментах к этой записи и периодически хватался за голову. У вас же спокойное и взвешенное мнение. Спасибо еще раз.
sage_snake From: [info]sage_snake Date: November 1st, 2009 07:53 pm (UTC) (Link)
Заход интересный, жаль, не знаю, когда получится посмотреть.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: November 1st, 2009 08:07 pm (UTC) (Link)
Что поделать... Прекрасно понимаю вас -- я и сам примеривался к фильму около месяца.
(no subject) - [info]sage_snake Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]sage_snake Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]sage_snake Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]sage_snake Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]sage_snake Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]sage_snake Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
Короче, - [info]sage_snake Expand
From: [info]graduale Date: November 3rd, 2009 11:40 am (UTC) (Link)

Спасибо большое, есть вопрос...

Спасибо Вам, Марк, и, конечно же, авторам фильма! Посмотрел с большим интересом.
Вопрос: из фильма (часть 3, 7м:20сек и далее) я не понял - что это за закрытый такой лагерь (расположенный рядом с новым курортом) куда не пустили журналистов?
Я не ослышался - "сейчас мы направляемся в лагерь ПАТРИОТОВ в *название селения*, чтобы поговорить с ребятами, которые отдыхают там в рамках президентской программы..." ?!
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: November 3rd, 2009 04:16 pm (UTC) (Link)

Re: Спасибо большое, есть вопрос...

Да, была такая программа (не знаю, есть ли она сейчас, после августовской войны), связанная с патриотическим воспитанием школьников. Это были лагеря, похожие на скаутские. И жизнь там была построена по модели скаутских летних лагерей. Вы могли бы видеть в 4-ой или 5-ой части, что случилось с этим лагерем в Ганмухури после войны. Его выжгли дотла.
225 comments or Leave a comment
profile
Марк Григорян
Name: Марк Григорян
calendar
Back December 2009
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
page summary
tags