Home
entries friends calendar user info Previous Previous Next Next
Марк Григорян - Стамбул армянский (часть II)
markgrigorian
[info]markgrigorian
Add to Memories
Tell a Friend
Стамбул армянский (часть II)
Предуведомление: почему-то текст не хочет лезть под кат. Простите, пожалуйста, это не моя вина. Я старался.


(Первая часть Стамбула армянского -- здесь)


Пора направиться к следующему пункту Стамбула армянского.
 
И не ищите его в знаменитом на весь мир путеводителе-справочнике Lonely Planet. Собственно, не ищите в этом справочнике ничего армянского – я на это потратил около часа – и без результата. Гей-клуб, баню и сауну для геев нашел, а упоминаний о Стамбуле армянском – ни одного. Кстати, автор этого справочника – Вирджиния Максвелл (Virginia Maxwell). Если увидите, передайте ей от меня привет.
 
Поэтому мы не будем руководствоваться картами и путеводителями. А просто пойдем от Айя Софии к ближайшему трамвайному дураку (остановке, если вы забыли) и двинемся дальше, по рельсам, в сторону Гранд базара.
 
Но на базар мы не зайдем, не надейтесь. Примерно напротив базара, мы свернем налево, на одну из улочек, круто спускающихся к виднеющемуся вдали Мраморному морю. Если повезет, это будет Театральный проспект (Tiyatro Caddesi). Если не повезет – что-то другое, но к следующему перевалочному пункту мы все равно выйдем, минуя нагромождение разнообразнейшей обуви, которой в огромных количествах торгуют в этом квартале.

А перевалочным пунктом будет небольшая площадь на пересечении пяти или шести улиц. В центре площади сидит чистильщик обуви, а окружают его десятки ресторанов, в которых, главным образом, подается рыба.
 
(на фото -- молитвенник в армянской церкви Святой Богородицы в Стамбуле)

Рестораны эти очень популярны, и поэтому готовят там не очень вкусно. Действительно, зачем стараться, если место и так раскручено!?
 
Мы уже в районе Кумкапы. Вечером здесь не продыхнуть. Сотни туристов сидят в ресторанах, поедая рыбу. На улочках прямо перед ресторанами стоят зазывалы, на шести-семи языках уговаривающие прохожих посетить именно их ресторан. «Я вижу, вы немного голодны, – участливым тоном говорит вам один из них, – вот тут для вас есть все, что захотите».
 
"Мистер, мистер, вы откуда? – кричит другой, – Вам столик на двоих? Я вас посажу за «ви-ай-пи» стол. Прохладно и вкусно!"
 
Между ресторанами деловито ходят танцовщицы, исполняющие танец живота. То, что они делают, напоминает больше простое и неприкрытое вымогательство чаевых у мужчин (деньги засовываются за лифчик, а если больше десяти долларов, то можно даже за ленточку трусиков), чем эротический восточный танец.
 
Но я отвлекся. Нам не сюда. И не вечером мы пришли в этот ресторанный оазис, а днем, когда официанты лишь накрывают столы и расставляют приборы.
 
Мы выйдем отсюда по улочке, выводящей на проспект (не обманывайтесь, это просто другая улочка) Чифте Гелинлер (Çifte Gelinler). Пройдя немного, свернем налево, на улицу со странным названием Шарапнел (Şarapnel).
 
Мы у цели. Цель – это трехэтажный белый особняк, построенный в стиле европейской дачной архитектуры конца XIX века. Перед ним растут пальмы, и выглядел бы он совершенно безмятежно, если бы не было перед ним будочки с полицейскими, вооруженными автоматами.

Istanbul 28 08 053 by you.
 
Этот особняк – резиденция Патриарха Константинопольского Армянской Апостольской Церкви. А полицейский пост установили после того, как в патриарха стреляли. Сам Патриарх, Месроп Мутафян, серьезно болен. Настолько, что по состоянию здоровья отошел от дел на шесть месяцев. И это очень важно для всей армянской общины, потому что он является не просто одним из высших церковных чинов, а и экзархом, то есть руководителем всей общины. Патриарх Константинопольский исполняет и светские обязанности, в частности, представляя интересы общины перед властями Турции.
 
Напротив резиденции Патриарха церковь Святой Богородицы. Это главная церковь армянской общины Турции. Сюда же ходят молиться живущие в Стамбуле эфиопы и сирийцы, которые также принадлежат к сравнительно небольшим древневосточным церквям. Эта группа отличается от других христианских конфессий тем, что является монофизитской, то есть признающей единую природу Христа – божественную. Православие, католицизм и протестанство же полагают, что Христос имеет двойственную природу – божественную и человеческую. И называются они диофизитскими.
 
Я был в церкви Святой Богородицы в прошлом году, на Пасху. Было много народу, масса полицейских, потому что неделю назад ультранационалисты попытались в церковном дворе убить Патриарха, но промахнулись. Пасхальную службу вел сам Месроп Мутафян, торжественно восклицавший благую весть «Христос воскрес»!

image 115 by you.Присутствующие делились на две группы, ясно отличавшиеся друг от друга. Одна группа – это стамбульские старожилы. Многие не говорили по-армянски и очень этого стыдились. С одним из таких людей, мужчиной лет шестидесяти, мы беседовали с помощью переводчицы – его восьмилетней внучки, которая с видимой гордостью переводила с турецкого на западноармянский. Я старался говорить на западноармянском (а этот язык отличается от восточноармянского, на котором говорят в Армении, и местами довольно сильно). При этом мне надо было говорить как можно проще и яснее, чтобы девочка могла понимать меня.
 
Те, кто знают оба эти армянских языка, поймут, что это была непростая задача.
 
Вторая группа прихожан церкви Святой Богородицы – армяне «армянские», то есть, говоря современным языком, гастарбайтеры, или трудовые мигранты. Их большинство говорит по-армянски с ярко выраженным гюмрийским акцентом, потому что приехали сюда из Гюмри.
 
По разным данным, в Стамбуле живет от пяти до двадцати тысяч армян-трудовых мигрантов из Армении. Многие живут здесь уже больше десяти лет, успели обзавестись квартирами, перевезти в Стамбул семьи и обжиться. Не все имеют законный статус, но власти закрывают на это глаза. Говорят, гораздо труднее в Стамбуле узбекам, незаконное пребывание которых стараются пресекать.
 
Как мне рассказали, в Стамбуле пользуются большим спросом нянечки и домработницы из Гюмри. Здесь ценят их чистоплотность и трудолюбие. А еще в армянских семьях ценят, что они говорят с детьми по-армянски, и дети, таким образом, говорят на родном языке. Постепенно, сами нянечки совершенствуются в турецком и переходят в семьи турок, где также ценят их работу.

(Улица в Ккумкапы)
Istanbul 28 08 090 by you.Многие гюмрийцы живут неподалеку от Патриархата в районе Кумкапы. Походите по улицам, и вы обязательно услышите армянскую речь с характерными для восточноармянского междометиями «вабше» («вообще», если кто не понял), «и» (говорится коротко и страстно, выражает удивление и любые другие чувства) и так далее.
 
Я побывал в доме одного из таких обитателей Кумкапы. Двухкомнатная небольшая («малогабаритная» сказал бы я, если бы дело было в бывшем СССР) квартира в одном из четырех- или пятиэтажных домов, где, вполне в духе Армении жили три поколения гюмрийцев.
 
На стене висел ковер с вытканным Иисусом Христом, в буфете был аккуратно сложен парадный сервиз, а на телевизоре стоял портативный магнитофон. Включены были оба: по телевизору показывали армейскую передачу из Еревана (спутник!), а магнитофон пел что-то по-армянски пронзительным женским голосом. Словом, все, как дома.
 
Кумкапы – небогатый район. А это значит, что, побывав здесь, вы увидите еще одну часть Стамбула – район, где живут простые люди. Турки, армяне, эфиопы… Живут, представьте себе, вместе.
 
А вот рассказ хозяина дома. За чашечкой кофе ведь можно разговориться…
 image 079 by you.
«Трудно [здесь жить], но не очень. Трудно, потому что мы не граждане. Если бы у нас было гражданство, всем бы пользовались».

 
«С армянской общиной Стамбула у нас связи нет. Вот если бы кто-нибудь проявил инициативу, было бы очень хорошо. Но этого нет. Местные армяне живут сами по себе, а армяне из Армении – сами по себе».
 
«Нас спрашивают: действительно ли был геноцид? Мы, в силу наших возможностей, объясняем: да, был. А местные турки говорят нам: была война, и много турок погибло. Тысячи турок умерли в то время. Ну, это не нашего ума дело – понять, что там было и как. Но вот мы говорим с ними и хочется объяснить, что да, это было».
 
«Мне часто говорят: ты, армянин, здесь живешь уже семь лет. Кто-нибудь тебя обижал? Ну есть, и здесь есть фанатики. Но фанатики есть везде. Есть партии, у которых есть фанатизм. Фанатики есть у всех народов».
 



(Продолжение следует)
 

Tags: , ,

Comments
aslili From: [info]aslili Date: September 1st, 2008 10:16 pm (UTC) (Link)
спасибо, с великим удовольствием читаю...
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 1st, 2008 10:21 pm (UTC) (Link)
И вам спасибо. Будет еще третья часть и, кажется, на большее я пока не тяну.
aregjan From: [info]aregjan Date: September 1st, 2008 10:47 pm (UTC) (Link)
Марк, о катах... Смотрите второй пункт. http://www.livejournal.com/support/faqbrowse.bml?faqid=75
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 1st, 2008 10:54 pm (UTC) (Link)
Смотрел... И делал... Видимо, программа не хочет брать под кат фотографии.
aregjan From: [info]aregjan Date: September 1st, 2008 11:06 pm (UTC) (Link)
Очень интересно, спасибо! Про западный армянский это ты правильно заметил...а что, ты уже говоришь на западном? Я без труда понимаю,
но говорить...

Марк, а что ты думаешь про футбольный матч? С одной стороны
я рад, а с другом мне страшно от того
чем это, в теории, может закончится. Достаточно одной провокации
с одной из сторон, и все пойдет да поедет –– ведь "поцтриотов"
с обоих сторон дофига.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 1st, 2008 11:47 pm (UTC) (Link)
Да, я говорю на западноармянском еще с детства. Вообще, это был мой первый армянский язык, которому я выучился у соседских детей, репатриантов из Болгарии.

А футбольный матч, я думаю, пройдет нормально, без эксцессов. После игры турецких болельщиков отделят и быстренько доставят в аэропорт, и они смогут размахивать флагами и скандировать отдельно от армян, сколько угодно.
(no subject) - [info]ezhenka Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]ezhenka Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]ezhenka Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]ezhenka Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]ezhenka Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]ezhenka Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
chitatel_masha From: [info]chitatel_masha Date: September 2nd, 2008 02:49 am (UTC) (Link)
Так интересно! Я тут дочитываю книгу Памука о Стамбуле, а тут Вы - такая панорамная картинка получается. Спасибо
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 2nd, 2008 12:19 pm (UTC) (Link)
Я очень рад, что дополняю такую книгу. Сегодня (надеюсь) поставлю третью часть.
gr4gr From: [info]gr4gr Date: September 7th, 2008 05:59 pm (UTC) (Link)
а где можно достать книги Памука в электронном виде?
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]chitatel_masha Expand
alqimikos From: [info]alqimikos Date: September 2nd, 2008 03:40 am (UTC) (Link)
--Эта группа отличается от других христианских конфессий тем, что является монофизитской, то есть признающей единую природу Христа – божественную.

Mark, a Vy uvereny ? Drevnevostochnye Xristiane yavlyayutsya miafizitami. Bolee togo, xotya ix izdavna obvinyayut v monofizitstve (i k slovu, nazyvayut Armyanskuyu Apostol'skuyu Cerkov' Gregoriankoy, chtob bylo sozvuchno s vsyakimi eresyami, tipa Nestorianskoy ili Arianskoy eresi), vse zhe oni otricayut monofizitsvo kak eres'. Vopros, konechno, sugubo teologicheskiy, ne vsjo zhe.







hachik From: [info]hachik Date: September 2nd, 2008 10:17 am (UTC) (Link)
Да, как выяснилось, "монофизит" это ругательство. Никто себя сам монофизитом не называет.
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 2nd, 2008 12:20 pm (UTC) (Link)
Мне кажется, тут все просто: "миафизит" это перевод слова "монофизит" на армянский. Вот и вся история. Насчет "грегорианской" я с вами согласен, причем там был и политический подтекст, потому что когда придумывали этот термин, церковь в Российской империи не была отделена от государства, и в стране не могло быть апостольской церкви, которая "по статусу" равна или даже выше РПЦ.
ogostos From: [info]ogostos Date: September 2nd, 2008 03:57 am (UTC) (Link)
Вот я встречала в Кумпапы гюмрийцев.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 2nd, 2008 12:22 pm (UTC) (Link)
Я ждал, что ты отреагируешь, и как ты отреагируешь. Их там действительно много. И это нормально. Ровно постольку, поскольку нормальным может быть гастарбайтерство.
(no subject) - [info]ogostos Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]ogostos Expand
a_feigin From: [info]a_feigin Date: September 2nd, 2008 05:18 am (UTC) (Link)

Спасибо

Хотел ответить на пост о дне независимости, потом на первый стамбульский, да все откладывал. Ваш блог доставляет мне истинное удовольствие и не только потому, что информативен.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 2nd, 2008 11:42 am (UTC) (Link)

Re: Спасибо

Большое спасибо!
b_al_u From: [info]b_al_u Date: September 2nd, 2008 05:44 am (UTC) (Link)
Спасибо вам. Я мало знаю о Армении - родине моего отца. Ваши посты заполняют мое незнание.
И отдельно спасибо за поздравление ко дню независимости Украины. Надеюсь выберемся из той задницы в которой сейчас.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 2nd, 2008 12:22 pm (UTC) (Link)
Спасибо вам!
(no subject) - [info]b_al_u Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
tmarta From: [info]tmarta Date: September 2nd, 2008 06:06 am (UTC) (Link)
Спасибо! Очень жду продолжения
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 2nd, 2008 12:23 pm (UTC) (Link)
Будет! Обязательно будет.
ezhenka From: [info]ezhenka Date: September 2nd, 2008 11:33 am (UTC) (Link)
Ещё раз повторю, что картинки и образы буквально-таки оживают. И рестораны, и чистильщик обуви, но особенно -- уж не знаю, почему -- дорога по рельсам в сторону Гранд базара. :)

Очень-очень вкусные рассказы, спасибо!
(Знаю, многим не нравится эпитет "вкусные", но он нравится мне :)).
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 2nd, 2008 12:24 pm (UTC) (Link)
Интересно, что мы с сыном, проходя по этой улице, в лицах разыгрывали, как мы берем рельсу, вырываем ее из земли и идем вперед, перебирая руками. При этом она, конечно, немедленно ложится обратно :)
(no subject) - [info]ezhenka Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
ole_lukovoe From: [info]ole_lukovoe Date: September 2nd, 2008 01:13 pm (UTC) (Link)
А я знала, если Вы поедете в Станбул, то жди рассказа и картинок:). Меня очень удивило, что армяне из Армении совсем никак не смешиваются с местными. Это было бы так естесственно. Ну хотя бы потому, что в одну церковь ходят. Или религиозных людей там мало?
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 2nd, 2008 01:16 pm (UTC) (Link)
Дело в том, что они разговаривают на разных языках. Западноармянский сильно отличается от восточноармянского. Ну и, конечно, образ жизни совершенно иной -- совок не так просто из себя вытрясти. Да и Армения для стамбульцев и гюмрийцев находится в разны места. Географически разных. Это долгая и грустная история об Армении турецкой и российской, о том, как не создалась единая Армения и так далее.
sage_snake From: [info]sage_snake Date: September 2nd, 2008 07:38 pm (UTC) (Link)
Спасибо за рассказы и фотографии.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 2nd, 2008 08:19 pm (UTC) (Link)
Не за что! Мне очень приятно, что они нравятся.
(no subject) - [info]sage_snake Expand
From: (Anonymous) Date: September 2nd, 2008 08:00 pm (UTC) (Link)
Дорогой Марк,
Хватило ли вашего времени для встречи с маэстро Ара Гюлером?
Арсен(Ош)
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 2nd, 2008 08:20 pm (UTC) (Link)
Арсен! Я все еще обдумываю письмо вам в ответ. А с Гюлером я не встретился, потому что он отдыхает на море. Оставили на следующий раз.
arktal From: [info]arktal Date: September 3rd, 2008 10:59 am (UTC) (Link)
С великим удовольствием поставил это к нам на сайт - http://ru.local.co.il/EventPage.asp?nav=3,50,7,8,25183
Спасибо.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 3rd, 2008 12:12 pm (UTC) (Link)
Большое спасибо.
armblogs From: [info]armblogs Date: September 6th, 2008 06:15 pm (UTC) (Link)
Ваш пост добавлен в АрмЛенту. Его можно увидеть по адресу http://www.miacum.ru/gazeta/cat/armlenta
Если вы не желаете видеть этот свой пост в АрмЛенте, то отпишитесь, пожалуйста, здесь http://armblogs.livejournal.com/1611.html
Если по каким-то причинам вы хотели бы удалить свой ЖЖ из проекта Armblogs, отпишитесь, пожалуйста, здесь http://armblogs.livejournal.com/796.html
Спасибо за понимание!
С налучшими пожеланиями, Miacum team
gr4gr From: [info]gr4gr Date: September 7th, 2008 06:03 pm (UTC) (Link)
Марк, а Окуджава перекладывал на музыку эти стихи про Босфор или они так и не стали песней?
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 7th, 2008 09:53 pm (UTC) (Link)
Не знаю. Кажется, не перекладывал. Я никогда не слышал этого текста с музыкой. Собственно, и без музыки никогда не слышал. Только читал.
(no subject) - [info]gr4gr Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
58 comments or Leave a comment
profile
Марк Григорян
Name: Марк Григорян
calendar
Back November 2009
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
page summary
tags