Home
entries friends calendar user info Previous Previous Next Next
Марк Григорян - Стамбул армянский (часть I)
markgrigorian
[info]markgrigorian
Add to Memories
Tell a Friend
Стамбул армянский (часть I)
Если вы никогда не бывали в Стамбуле, то начнем с двух слов: «дурак» и «бардак».
 
Ничего плохого в этих словах нет. По-турецки «дурак» значит «остановка». То есть вопрос «где тут дурак трамвая» вполне нормален, легитимен и никого не оскорбляет.
 
А «бардак» значит «стакан». И «чай в бардаке» – это всего-навсего в стакане, а не то, что вы, наверно, подумали. И ничего общего с «кофе в постель» это выражение тоже не имеет.
 
С остальным проще. Даже со словом «сарай», означающим «дворец».
 
Правда, название дворца Долмабахче, стоящего на берегу Босфора, несколько странно звучит для армянского уха, но это уже мелочи, тем более, что строил этот дворец архитектор Карапет Бальян, а коллекция произведений искусства, хранящаяся там, славится полотнами Ованеса Айвазовского.

(на фото -- дворец Долмабахче -- вид с Босфора)
 
Таким образом, совершенно естественно, первая часть моих путевых заметок о Стамбуле будет называться… 


 
Стамбул армянский
 
И пусть это не звучит странно или необычно: армяне жили в Константинополе задолго до 1453 года, когда турки-османы захватили город. И сейчас там живет от 60 до 80 тысяч армян. Себя они не считают частью армянской диаспоры: «диаспора живет в Америке, во Франции, в России, – говорят они, – А мы – коренные жители».

И поскольку это – всего лишь путевые заметки, а не исследование, я позволю себе вольность не соблюдать хронологии и не стремиться к исчерпывающему знанию предмета. В конце концов, я выступаю здесь не в роли исследователя. Моя роль скромнее: я турист, приехавший в Стамбул, чтобы посмотреть на него глазами ереванского армянина.

Но прежде чем начать собственно описание «Стамбула армянского», позволю себе еще одно отступление.
 
Для меня, прожившего первые сорок пять лет своей жизни в Ереване, Стамбул много лет был городом с абсолютно негативной аурой. Это был – только и только – город, где 24 апреля 1915 года начался геноцид, в итоге которого погибло полтора миллиона моих соотечественников. Это был город, о котором наполовину армянин Булат Окуджава писал:
 
*   *   *
 
Полночь над Босфором. Время тишины. 
Но в стамбульском мраке, что велик и нем, 
крики моих предков преданных слышны...
Инч пити асем? Инч пити анем? 
 
Если б можно было, как заведено, 
вытравить из сердца, позабыть совсем, 
но на древних плитах - черное пятно... 
Инч пити анем? Инч пити асем? 
 
Это ль не отрава? Это ли не яд? 
Полночь быстротечна. Времени в обрез. 
Если я не знаю, ты, мой дальний брат, 
инч пити анес? Инч пити асес?
 
(«инч пити асем» – «что я могу (должен) сказать»,
«инч пити анем» – «что я могу (должен) сделать»,
«инч пити асес/анес» – «что ты можешь (должен) сказать /сделать»)
 
Началом геноцида считается именно этот день, когда одновременно были арестованы десятки армян – известных деятелей политики, религии, искусства, культуры, врачи, учителя, юристы, бизнесмены. Их вывезли из города и почти всех убили.
 
В школьные годы у меня сложилось впечатление (оно существовало довольно долго), что в Стамбуле больше не осталось армян, и вообще, этот город не терпит даже упоминания об армянах и армянстве.
 
Однако, переехав жить в Лондон, я начал общаться с соотечественниками, чьи семьи и сейчас живут в Стамбуле, кто и сам часто ездит туда и живет там по несколько месяцев в году. Я стал ездить в Стамбул чаще, познакомился с коллегами-журналистами, живущими и работающими в этом городе. С убийства одного из них, Гранта Динка, начала приоткрываться для меня вся двойственность Стамбула.
 
Ведь несмотря на геноцид и ужасное прошлое, в Стамбуле, продолжает жить довольно большая армянская община – официально (sic!) самое большое меньшинство Турции (согласно турецкому законодательству, всего в стране три меньшинства: армяне, евреи и греки. Курды меньшинством не считаются).
 
Армяне учатся в «своих» армянских школах, владеют недвижимостью, в том числе церквами, зданиями в престижных районах города, занимаются бизнесом и ремеслами. При этом все они говорят, что жить в последние годы стало хуже, и притеснения усиливаются. Это, как говорили мне, в атмосфере. Она стала вязкой и неприятной. Многие говорят, что готовы уехать.
 
Но многие и приезжают! Главным образом, это семьи из Армении – главным образом, Гюмри и Ванадзора. В Стамбуле есть районы, где армянскую речь можно свободно слышать на улицах… Но я забегаю вперед.
 
В девятнадцатом веке Константинополь был одним из центров армянской культуры. Поскольку армяне были лишены собственной государственности, литература, журналистика и культура в целом развивались за пределами собственно армянской земли, в том числе в Константинополе и Тифлисе.
 
В течение нескольких десятилетий середины века в этом городе выходило около пятидесяти армянских газет и журналов, процветал театр, армяне занимались бизнесом и даже имели свой орган самоуправления – Армянскую национальную ассамблею (правда, имевшую очень ограниченные полномочия). Армяне часто бывали советниками визирей и министров, в том числе и министров иностранных дел.
 
Сейчас от этого процветания осталось более десяти церквей (интересно, что никто не смог мне назвать точной цифры – говорили о шестнадцати церквях Армянской Апостольской Церкви, а ведь есть еще и католические и протестантские); несколько школ, в которых часть предметов преподается на армянском (правда, есть в них должность замдиректора, которую занимает турок, следящий за всем и доносящий властям, если «что не так»). А также больницы, жилые дома, магазины, рестораны…
 
Говорят, недавно был выпущен путеводитель «Стамбул греческий». Уверен, что путеводитель по «армянскому» Стамбулу вызовет большой интерес и будет прекрасно раскупаться. Но, видимо, к этому пока не готовы сами турки.
 
И первым памятником «Стамбула армянского» я бы назвал, может, несколько неожиданно, знаменитый собор святой Софии – Айя Софию. Хотя сам собор был построен греческими архитекторами Исидором Милетским и Анфимием Траллесским в  шестом веке (532-537), его купол несколько раз обваливался. И после того, как он обвалился в результате землетрясения 989 года, власти пригласили реставрировать купол известного армянского архитектора Трдата, автора Анийского собора.

Собор Святогй Софии (Айя София)

Istanbul 18 102 by you.
 
 
И Трдат к 994 году закончил строительство того самого купола, который по сей день – спустя более тысячи лет – покрывает этот величественный собор. Осип Мандельштам писал о нем:
 
«Айя-София – здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам».
 

Купол собора -- вид изнутри
Istanbul 26 08 150 by you.
 

Мадонна с младенцем -- фреска была замазана, когда собор превратили в мечеть. Расчистили ее сравнительно недавно.
Istanbul 26 08 128 by you.

А здесь видны кресты, проступающие сквозь слой краски.
Istanbul 26 08 064 by you.

Собор сейчас превращен в музей.
Istanbul 26 08 072 by you.

 
Рассказ о "Стамбуле армянском" будет продолжен.

 

Tags: ,

Comments
From: [info]la_granite Date: August 31st, 2008 09:28 pm (UTC) (Link)
В июне была в Стамбуле. Город потрясающий. Как жаль, что так много негатива в его истории...
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: August 31st, 2008 09:45 pm (UTC) (Link)
Я только что вернулся оттуда. Буду писать дальше. Ведь были там и греческие истории, в том числе и погромы 1955 года. Но это отдельный рассказ, и не мой. Я, видимо, этой части в подробностях трогать не буду.
(no subject) - [info]la_granite Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
inphuzoria From: [info]inphuzoria Date: August 31st, 2008 10:30 pm (UTC) (Link)
Спасибо, Марк. Интересно, грустно, поучительно и безнадежно.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: August 31st, 2008 11:01 pm (UTC) (Link)
Се ля ви... Продолжение обязательно будет. Мне есть еще что рассказать.
(no subject) - [info]inphuzoria Expand
vaxo From: [info]vaxo Date: August 31st, 2008 11:14 pm (UTC) (Link)
спасибо. очень интересно.

а вы не бывали в Трабзоне? осталось ли там что-то армянское? (у меня прабабушка Такуги оттуда)
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: August 31st, 2008 11:21 pm (UTC) (Link)
Нет, не бывал... Из Восточной Турции я бывал только в Ване, и это оставило на меня очень сильное впечатление. Очень хочу побывать в Карсе и Ани. На Арарат уже взобраться не смогу -- с полутора легкими мне на пяти тысячах метров делать нечего. Черноморское побережье -- Трабзон, Ризе, Орду -- тоже очень интересны. И, конечно, интересно побывать в Артвине и Ардагане -- совсем близко к грузинской границе. Но мало ли, что интересно! Не знаю, смогу ли я когда-нибудь это осуществить...
(no subject) - [info]vaxo Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]vaxo Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]grustny_baby Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]boklomy Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
alefalef From: [info]alefalef Date: September 1st, 2008 05:52 am (UTC) (Link)
под кат бы, извините :)
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 1st, 2008 12:14 pm (UTC) (Link)
Конечно! Пробовал раз десять. Почему-то под кат садится всего один абзац. Что-то не то в датском королевстве.
arktal From: [info]arktal Date: September 1st, 2008 06:01 am (UTC) (Link)
Спасибо. Очень интересно. С Вашего разрешения я поставлю это к нам на сайт - http://ru.local.co.il/ShortEvents.asp?nav=5,50,7,8

Спасибо!
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 1st, 2008 12:15 pm (UTC) (Link)
Разумеется. Я буду только рад.
(no subject) - [info]arktal Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
From: (Anonymous) Date: September 1st, 2008 07:18 am (UTC) (Link)
Спасибо! Очень интересно
tmarta From: [info]tmarta Date: September 1st, 2008 07:18 am (UTC) (Link)
Выше мой комментарий. Простите, не залогинилась
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
shahin101 From: [info]shahin101 Date: September 1st, 2008 08:01 am (UTC) (Link)
Спасибо, Марк!Памук отдыхает.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 1st, 2008 12:00 pm (UTC) (Link)
Ох, Шахин, разве так можно? Я же от гордости умереть могу :)

А ведь одна из моих поездок в Стамбул была вместе с тобой. Помнишь, как танцовщица лезла к экс-кандидату в президенты? Кстати, я буквально три дня назад пил кофе в одном из ресторанчиков именно там, где она так непочтительно себя вела. Конечно, прежде, чем сесть пить кофе, я внимательно осмотрелся, чтобы рядом не было танцовщиц.
irin_v From: [info]irin_v Date: September 1st, 2008 08:24 am (UTC) (Link)
Ой, как красиво:)
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 1st, 2008 12:15 pm (UTC) (Link)
Спасибо. Мне приятна такая ваша реакция :)
(no subject) - [info]irin_v Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 1st, 2008 12:16 pm (UTC) (Link)
Боже, конечно, мозаика! Это просто опечатка. Сейчас же исправлю, спасибо.
svettika From: [info]svettika Date: September 1st, 2008 09:16 am (UTC) (Link)
Вот спасибо, я когда увидела заголовок - сбегала, налила чашку кофе в предвкушении..
Для меня вообще вот эта пограничная тема очень притягательна, хотя и болезненна, и также для меня Турция с некоторых пор окрашена в негативные оттенки, ну вот не могу себя заставить туда поехать и все тут, хотя понимаю, какой пласт культуры там оставлен, и не только нашим народом..
Буду ждать продолжения!
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 1st, 2008 12:17 pm (UTC) (Link)
Уверяю вас, это чрезвычайно интересно. Мы (я имею в виду армянских армян) во многом сами себя запугали. Все совершенно не так, как мы представляем.
(no subject) - [info]svettika Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]svettika Expand
roman_sharp From: [info]roman_sharp Date: September 1st, 2008 10:49 am (UTC) (Link)
Надеюсь, серия будет продолжена.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 1st, 2008 12:18 pm (UTC) (Link)
Я тоже надеюсь. Намерения у меня, во всяком случае, очень серьезные.
otchelnikural From: [info]otchelnikural Date: September 1st, 2008 12:15 pm (UTC) (Link)
Очень интересно!
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 1st, 2008 12:19 pm (UTC) (Link)
Спасибо. Мне приятно.
(no subject) - [info]otchelnikural Expand
From: (Anonymous) Date: September 1st, 2008 03:43 pm (UTC) (Link)
Юродивый я !!!!!!
фото купол собора вид из нутри.....это строительные леса ..идет реставрация купола
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 1st, 2008 04:08 pm (UTC) (Link)
Эти леса там стоят уже лет двенадцать. Во всяком случае, когда я впервые увидел собор изнутри в январе 1997 года, они там уже были. Мне трудно сказать, они для реставрации, которая так долго продолжается (или не продолжается, а просто стоит), или эти леса подпирают купол, чтобы он не обвалился. Все-таки ему больше тысячи лет...
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
mccuntz From: [info]mccuntz Date: September 1st, 2008 07:32 pm (UTC) (Link)
О, они тоже строят рядом с памятниками архитектуры всяческую железобетонную хрень?
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 1st, 2008 07:36 pm (UTC) (Link)
Это вы про высотку недалеко от Долмабахче? Так она на самом деле неблизко. Просто кадр таким получился.
(no subject) - [info]mccuntz Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
e_f From: [info]e_f Date: September 1st, 2008 07:54 pm (UTC) (Link)
"И пусть это не звучит странно или необычно: армяне жили в Константинополе задолго до 1453 года" - не только жили, но и правили :) Так, например, историки считают т.н. Македонскую династию, и в первую жчередь, императора Василия II - армянами
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 1st, 2008 08:24 pm (UTC) (Link)
Я решил быть поскромнее. Ведь это именно он пригласил Трдата построить купол собора Святой Софии.
(no subject) - [info]e_f Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
From: (Anonymous) Date: September 2nd, 2008 07:57 am (UTC) (Link)
Этот материал (первая часть) стоит здесь - http://ru.local.co.il/EventPage.asp?nav=3,50,7,8,25174

Спасибо. С Вашего разрешения, мы поставим и все последующие "Продолжения". :)
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 2nd, 2008 11:47 am (UTC) (Link)
Да-да, разумеется. Боюсь только, что меня всего хватит на три части. Или, может, это Стамбула армянского хватит на три...
arktal From: [info]arktal Date: September 2nd, 2008 08:02 am (UTC) (Link)
Извините. Не залонгился (какое... слово!) Предыдущая заметка (Этот материал (первая часть) стоит здесь - http://ru.local.co.il/EventPage.asp?nav=3,50,7,8,25174 ) была от меня/

С уважением
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 2nd, 2008 11:48 am (UTC) (Link)
Я это как-то сразу понял и ответил на анонимный коммент (слово-то какое!)

Да-да, разумеется. Боюсь только, что меня всего хватит на три части. Или, может, это Стамбула армянского хватит на три...
From: [info]skapegod Date: September 8th, 2008 01:35 pm (UTC) (Link)
Очень познавательно. Бывал там в 1993-м. Бытовой негатив по отношению к армянам есть! В Канаде познакомился с армянкой из Турции, она наоборот отрицала этот негатив, мол всё там хорошо и замечательно. Жена моя (она русская) хочет туда съездить на отдых, но я чот не хочу...

Оффтоп - поразительно, на юпике вы, Марк Григорян (мой однофамилец, кстати), похожи на моего друга Маркарян Григория http://markaryan-g.livejournal.com/
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: September 8th, 2008 01:45 pm (UTC) (Link)
Спасибо. Думаю, вы оба правы. Это значит, что бытовой негатив где-то есть, а где-то его нет.

А на отдых съездить, конечно, можно. Надо только знать, как, куда и зачем. Надеюсь, что мои заметки в этом смысле окажутся полезными.

И я просмотрел журнал Григория. Только вот фото его там не нашел. Жаль :(
(no subject) - [info]skapegod Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
lihnitis From: [info]lihnitis Date: January 31st, 2009 06:43 pm (UTC) (Link)
Спасибо! много интересного узнал!
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: January 31st, 2009 08:11 pm (UTC) (Link)
Я рад.
65 comments or Leave a comment
profile
Марк Григорян
Name: Марк Григорян
calendar
Back November 2009
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
page summary
tags