Home
entries friends calendar user info Previous Previous Next Next
Марк Григорян - Умер Солженицын
markgrigorian
[info]markgrigorian
Add to Memories
Tell a Friend
Умер Солженицын
Такие новости всегда приходят неожиданно. Ему было 89 лет.

Для меня Солженицын начался с радиоприемника на кухне. Неделю за неделей, каждый вечер мой дед слушал, как читали "Архипелаг ГУЛАГ". Я слушал тоже, мало понимая солженицынский текст, но выхватывая эпизоды, которые просто били под дых -- фактами, свидетельствами очевидцев, событиями и их последовательностью. 

Конечно, тогда я не мог знать ставшей уже знаменитой истории с "Одним Днем Ивана Денисовича", "Новым миром", Твардовским...

Солженицын долгое время был для меня -- главным образом и только -- автором "Архипелага".

Это чувство еще более укрепилось, когда фотограф Миша Калантар потратил несколько ночей на то, чтобы сфотографировать страницу за страницей отпечатанный в Париже текст "Архипелага", и когда я смог увидеть -- увидеть, но не прочитать, -- толстую стопку фотографических страниц этой книги.

Прочел я его позже. Урывками, потому что читать давали "на одну ночь". А много ли за одну ночь успеешь? Хотя я никогда не жаловался на скорость чтения, но эмоции захлестывали, нужно было отложить книгу, отдышаться, переждать, прежде чем снова нырять в документальное описание страшных советских лагерей, в безжалостное систематическое описание убийств и злодеяний Системы.

Потом был "Раковый корпус", потом "В круге первом".

Мне нравились нарочитая старомодность и основательность его текстов, "досоветская" тяжеловесность композиции, неспешность изложения.

"Один день Ивана Денисовича" и "Матренин двор", с которых начиналось знакомство советского читателя с Солженицыным, стали для меня дополнением к тому, что я уже читал и что знал.

Его эссе "Как нам обустроить Россию" оттолкнуло меня сразу. Я не мог -- и не могу -- принять тот открытый национализм, который открылся в этой небольшой по объему вещи. Хотя первая фраза: "Часы коммунизма -- свое отбили" в 1990 году читалась как литературное, художественное закрепление того, что случилось. Наконец случилось.

Примерно в то же время я стал понимать, что Солженицын представляет националистическое крыло советского диссидентства. И мне как-то сразу стало ясно, что в выборе между ним и Сахаровым, воплощавшим демократические ценности, я выбрал сахаровское направление.

"Бодался теленок с дубом" я прочитал как пример бескомпромиссной борьбы одиночки с Системой. Хотя и не все в этой книге этически безупречно, но читается это произведение легко. А значит и написано хорошо.

"Красное колесо" я уже не одолел.

Солженицынское православно-патриотическое направление" -- это уже совершенно не мое. "Август Четырнадцатого" я воспринимаю как постепенную потерю художественного вкуса и умения писать.

Но, оставив в стороне, это мое внутреннее несогласие с философией и -- местами -- литературой Солженицына, скажу все равно, что его "Архипелаг ГУЛАГ" стал настоящим подвигом. Солженицын смог в условиях СССР, борясь с цензурой и слежкой, несмотря на обыски собрать уникальный материал, систематизировать его и изложить в форме, совершенно убийсвенной в своей ясности.

Это нельзя не оценить. "Архипелаг" -- великая книга.
Comments
bryzgoon From: [info]bryzgoon Date: August 3rd, 2008 10:34 pm (UTC) (Link)
Боже... Боже... Боже... Я уже боюсь читать ваш журнал, Марк...
Вот Айтматов. Теперь Солженицын...
Божечки, кто следующий?
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: August 3rd, 2008 10:45 pm (UTC) (Link)
Что поделать, все, что начинается, имеет конец. В том числе, и в первую очередь, жизнь.
lenacab From: [info]lenacab Date: August 3rd, 2008 10:50 pm (UTC) (Link)
Марк, вы такой, такой...Я полностью согласна с каждым тезисом.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: August 3rd, 2008 10:57 pm (UTC) (Link)
Спасибо, Лена! Я бы сказал, что "я рад", но все равно не могу. Повод уж очень трагичный.
(no subject) - [info]lenacab Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
sage_snake From: [info]sage_snake Date: August 3rd, 2008 11:12 pm (UTC) (Link)
Да. Очень неожиданно. Несмотря на ... - безусловно, фигура, безусловно, эпоха.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: August 3rd, 2008 11:42 pm (UTC) (Link)
Безусловно! Я могу быть согласен или не согласен с философией. Но кто я такой?!
(no subject) - [info]sage_snake Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]sage_snake Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]sage_snake Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
falcon_45 From: [info]falcon_45 Date: August 3rd, 2008 11:32 pm (UTC) (Link)
У меня была несколько другая последовательность чтения Солженицына. Сначала вещи, напечатанные в «Новом мире». Потом слушал по Голосу и Немецкой волне как читали Архипелаг. Потом Рафик Папаян дал фотокопию Архипелага. Потом пошло подряд: Раковый корпус, В круге первом, Теленка... Из «Красного колеса» с удовольствием прочитал «Ленин в Цюрихе». Остального осилить не смог.

Полностью согласен с Вашей оценкой его творчества. И особенно с этой Вашей фразой:
«Примерно в то же время я стал понимать, что Солженицын представляет националистическое крыло советского диссидентства. И мне как-то сразу стало ясно, что в выборе между ним и Сахаровым, воплощавшим демократические ценности, я выбрал сахаровское направление».
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: August 3rd, 2008 11:44 pm (UTC) (Link)
Спасибо. С Рафиком мы не дружили так, чтобы он мне давал читать запрещенную литературу. Для меня Рафик был преподавателем, потом руководителем диплома. А вскоре после того, как формальные взаимоотношения закончились, его посадили... Когда он вернулся, наступила другая эпоха.
klopski From: [info]klopski Date: August 3rd, 2008 11:48 pm (UTC) (Link)
Могу только подписаться под каждым словом. Солженицына можно любить или нет, воспринимать его идеи или отторгать, но за один Архипелаг ему можно простить очень многое.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: August 4th, 2008 09:09 am (UTC) (Link)
Думаю, что не "простить", а "Архипелаг" установил сразу такую высокую планку смелости и нравственности, что дальше было почти невозможно держаться этих высот.
(no subject) - [info]klopski Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]klopski Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
From: [info]trespasserbilly Date: August 4th, 2008 01:13 am (UTC) (Link)
== Хотя первая фраза: "Часы коммунизма -- свое отбили" ==

Мне кажется часы коммунизма отбили когда в "Новом мире" появился "Архипелаг". Именно публикация этой книги в СССР сделала дальнейший коммунизм невозможным. Мало кому в жизни выпадает такая участь, словом вогнать в могилу могущественную идеологию. Только ради этого можно на все остальное закрыть глаза.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: August 4th, 2008 09:10 am (UTC) (Link)
Думаю, он вогнал гвоздь (большой и увесистый) в гроб. Но не "в могилу... идеологию".
From: (Anonymous) Date: August 4th, 2008 04:39 am (UTC) (Link)

Смерть Солженицына

Остаётся склонить голову и поблагодарить Бога - или судьбу, или Россию - за то, что Солженицын жил и что мы были его современниками. Мне представляется, что он стал ответом России на ту бесчеловечность, которую принесли ей безответственные бунтовщики, превратившиеся в её бесконтрольных хозяев.

Ещё поблагодарить за то, что ему было дано сделать и сказать главное, что он хотел. Какая удивительная судьба! Выйти на бой с как будто бы несокрушимой империей и победить. Думается, не будь Солженицына - не рухнула бы она в 91-м году.

Моя жизнь, как и у многих моих соотечественников, начиная с "Ивана Денисовича", шла под знаком Солженицына.

Я почти согласен с оценками Марка, но назвать Солженицына представителем националистического крыла диссидентства не поворачивается язык. Слишком плохие ассоциации связывается со словом "националистический" - как в России, так и в моей нынешней стране (Украине). Скажем лучше "национального крыла" - для меня это тоже не похвала, но куда более нейтральное слово.

Я, наверное, один из немногих, кто почти полностью прочёл "Красное колесо" - остался последний том. И не могу согласиться с его распространённой оценкой, скорее отрицательной. До последних лет одной из главных загадок для меня было: как Россия могла прийти к Октябрю? "Колесо" ответило на этот вопрос. Может быть, излишне подробно, достаточно было его первой половины. Может быть, слишком субъективно, и историк мог бы оспорить отдельные детали. Но как "Архипелаг" был и остаётся первой и главной книгой,объясняющей ГУЛАГ, так "Колесо" должно бы стать главной, объясняющей Октябрь (до которого оно не докатилось). Теперь слово за другими.

М. Белецкий
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: August 4th, 2008 08:59 am (UTC) (Link)

Re: Смерть Солженицына

Михаил Иванович! Принимаю вашу поправку. Не полностью, потому что трудно согласиться, например, с тем, как Солженицын делил на части Казахстан, но все-таки принимаю, потому что, видимо, он ходил по грани.

Когда я писал этот текст, я понимал, что это -- восприятие человека моего поколения. Я очень рад, что вы добавили к нему ваши впечатления и оценки.

И вы заставили меня подумать. Может, есть смысл и мне пора начать читать "Колесо"?
ev1l From: [info]ev1l Date: August 4th, 2008 05:21 am (UTC) (Link)
Месяц и неделя начались просто сказочно.

Издох, хотя и прожил лет на 90 больше, чем следовало.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: August 4th, 2008 09:11 am (UTC) (Link)
Не ожидал, что человеческая смерть может вызвать такой злобный коммент. Бог вам судья.
(no subject) - [info]ev1l Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]ev1l Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
norayr From: [info]norayr Date: August 4th, 2008 05:59 am (UTC) (Link)
я не знал о текстах с нациноалистическим направлением
Напротив, слышал о том, как он говорил о "нижнем подбрюшье", которое России не к лицу
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: August 4th, 2008 09:12 am (UTC) (Link)
В "Как нам обустроить Россию" он так лихо делил Казахстан на части... Это небольшой текст, почитайте.
armblogs From: [info]armblogs Date: August 4th, 2008 06:15 am (UTC) (Link)
Ваш пост добавлен в АрмЛенту. Его можно увидеть по адресу http://www.miacum.ru/gazeta/cat/armlenta
Если вы не желаете видеть этот свой пост в АрмЛенте, то отпишитесь, пожалуйста, здесь http://armblogs.livejournal.com/1611.html
Если по каким-то причинам вы хотели бы удалить свой ЖЖ из проекта Armblogs, отпишитесь, пожалуйста, здесь http://armblogs.livejournal.com/796.html
Спасибо за понимание!
С налучшими пожеланиями, Miacum team
b_al_u From: [info]b_al_u Date: August 4th, 2008 06:28 am (UTC) (Link)
"Часы коммунизма -- свое отбили"

Для меня лично коммунизм - это "Туманность Андромеды" Ефремова, а не то, что при Союзе было...
А по сабжу... конечно, он был Личностью, но и на полуправде его тоже не раз ловили...
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: August 4th, 2008 09:12 am (UTC) (Link)
"на полуправде его тоже не раз ловили"

Тут нужны факты, источники и цитаты.
(no subject) - [info]b_al_u Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]b_al_u Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]b_al_u Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]b_al_u Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]b_al_u Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]b_al_u Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
aslili From: [info]aslili Date: August 4th, 2008 07:10 am (UTC) (Link)
А я вот кроме Архиепилага ничего не читала и не читаю. Почему- даже затрудняюсь объяснить. Есть какое-то внутрннее неприятие что ли.
Ухождят люди прошлого столетия, уходят.
Сахаров мне гораздо ближе по восприятию,гораздо.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: August 4th, 2008 09:13 am (UTC) (Link)
Прочитайте "Раковый корпус". Замечательная вещь.
(no subject) - [info]aslili Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
arktal From: [info]arktal Date: August 4th, 2008 08:07 am (UTC) (Link)
Если не возражаете, я повторю Вашу запись на сайте - http://ru.local.co.il/people.asp поскольку полностью согласен. А такое, сами знаете, редко бывает. :)

Спасибо.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: August 4th, 2008 09:13 am (UTC) (Link)
Спасибо вам!
arktal From: [info]arktal Date: August 4th, 2008 10:07 am (UTC) (Link)
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: August 4th, 2008 10:15 am (UTC) (Link)
Спасибо! Посмотрел и возгордился:)
l1000 From: [info]l1000 Date: August 4th, 2008 02:14 pm (UTC) (Link)
Поражает сила духа этого человека.Ломануться в одиночку против системы - это действительно Подвиг.Вот это настоящий ледокол.Это сейчас можно с геройским видом парафинить власть,а вот тогда на это способны были только единицы.Я вспоминаю как читал Архипелаг в самиздатовском виде.Помню как открывался для меня истиное лицо страны в которой я жил.
У Солженицына невероятная любовь к России.Столько перенести и остаться патриотом - это просто поразительно.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: August 4th, 2008 02:23 pm (UTC) (Link)
Безусловно
(no subject) - [info]l1000 Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]l1000 Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
olegtal From: [info]olegtal Date: August 4th, 2008 06:52 pm (UTC) (Link)
Спасибо, Марк. В твоем тексте четко сформулировано то, что я мучительно пытался определить как свое отношение к Солженицыну.
И только одно дополнение: роман "В круге первом" изменил моего сына, причем изменил так, что до сих пор нарадоваться не могу.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: August 4th, 2008 08:59 pm (UTC) (Link)
Это в высшей степени позитивное дополнение:)
ablertus From: [info]ablertus Date: August 4th, 2008 10:06 pm (UTC) (Link)
Марк, а самому Солженицыну Вы готовы верить без доказательств и документальных подтверждений? Ведь и он, живя в Германии и Штатах, был далеко не нейтральным, непредвзятым наблюдателем.

Я читал "Архипелаг" еще в ранней юности, будучи воспитанным во вполне "правильном", антисоветском и антикоммунистическом духе (другие "духи" в тогдашней, школе были бы опасным инакомыслием - дело было в начале девяностых). И я конечно ужасался и возмущался картинами зверств.

Но как минимум один пример "полуправды" все же заметил - утверждение, что из всех народов больше всего пострадали русские. Да и сочувствие к власовцам тогда меня покоробило.

А в принципе, ни один, даже самый честный и принципиальный историк (а он в "Архипелаге" выступает именно как историк) не заслуживает, чтобы его утверждения принимались на веру бездоказательно. Это антинаучно.

Извините, что пишу это в день его смерти. Светлая память и упокой Господи душу.
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: August 4th, 2008 10:26 pm (UTC) (Link)
Спасибо за честный отзыв. Но смотри, что получается. Полное название этой книги: "Архипелаг ГУЛаг. 1918 -- 1956. Опыт художественного исследования".

То есть это именно художественное, а не историческое исследование. Задачей Солженицына было не представить полные ясные и четкие исторические факты, а показать масштабы и механизмы. Разумеется, в шестидесятых годах у него не было возможности получить "исторически точные" факты и данные. Он установил планку, на которую надо равняться.

Разумеется, Солженицын не был бесстрастным исследователем. Он и не претендовал на эту роль. Он изучал действительность в своих произведениях, пользуясь художественными, литературными, а не историческими методами. Именно поэтому его произведения (это же художественные произведения, а не научные, правда?) невозможно рассматривать в плоскости "научная правда-научная не(полу)правда". Понимаешь, что я имею в виду?
(no subject) - [info]ablertus Expand
(no subject) - [info]ablertus Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]falcon_45 Expand
(no subject) - [info]ablertus Expand
(no subject) - [info]ablertus Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]ablertus Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
(no subject) - [info]ablertus Expand
(no subject) - [info]markgrigorian Expand
dimqa From: [info]dimqa Date: August 5th, 2008 09:23 am (UTC) (Link)
ochen horosho skazano.mozhno perepostit?
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: August 5th, 2008 10:01 am (UTC) (Link)
С удовольствием!
(no subject) - [info]dimqa
markgrigorian From: [info]markgrigorian Date: August 5th, 2008 12:31 pm (UTC) (Link)
Вот цифры -- copy-paste из Википедии. Считайте.

Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын (11 декабря 1918, Кисловодск — 3 августа 2008, Москва)

А вообще-то "на девяностом году" -- это значит, в возрасте 89 лет.
81 comments or Leave a comment
profile
Марк Григорян
Name: Марк Григорян
calendar
Back December 2009
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
page summary
tags