Previous Entry Share Next Entry
Матенадаран. Проектирование и строительство
50
markgrigorian
Эта доска со зданием Матенадарана висела над моим письменным столом в Ереване.



Обнаружил я ее случайно, во время ремонта, когда мы убирали из коридора умывальник, по непонятной прихоти моих деда и бабушки, располагавшийся там, а не в ванной.
 
Над умывальником висело зеркало. Оно закрывало собой одну из рабочих досок, с которых и строился Матенадаран – Институт древних рукописей, уникальное хранилище армянских рукописных книг.
 
Автор здания Матенадарана – известный архитектор Марк Григорян, мой дед. 

Задание на строительство было получено в 1939 году, от наркомата просвещения.



Письмо, которым деду поручалось проектирование Матенадарана. Интересно, что оно было написано по-русски.

Книги Матенадарана были конфискованы советской властью у церкви. Большая часть коллекции уникальных рукописей находилась до этого в Эчмиадзине, что-то было в других церквях и монастырях в разных частях Армении.
 
После конфискации книги передали Картинной галерее Армении, где они и хранились до того, как был построен Матенадаран.
 
Но вернемся к истории его создания. Для того, чтобы построить здание для хранения уникальных рукописей, нужно было сначала понять, как хранить эти рукописи. И мой дед отправляется в Ленинград, к профессору Н.П. Тихонову, который заведовал лабораторией реставрации и консервации документов библиотеки Академии Наук СССР.
 
Но дальше этого дело не пошло. Проектирование здания Матенадарана требовало особого подхода, а он не получался. Дед был главным архитектором Еревана, и у него была масса забот, связанных со строительством жилых домов, а также улиц и дорог. Сосредоточиться и заняться масштабным проектом он тогда не смог.
 
А потом началась война. Она была в самом разгаре, когда в конце 1943 года деда вызвал первый секретарь ЦК компартии Армении Григорий Арутинов и распорядился, отложив все дела, вернуться к зданию Матенадарана. Оказывается, академик Орбели настаивал на этом, поскольку в картинной галерее не было соответствующих условий для хранения и изучения рукописей.
 
Для того, чтобы найти верные решения, дед решил изучить библиотеки-матенадараны средневековых монастырей. И летом 1944 года он отправился в Санаин и Ахпат (вместе с историком Рипсимэ Джанполадян и архитектором Ф.Н. Пащенко). А потом вместе со старым другом и коллегой Самвелом Сафаряном съездил в Татев.
 
Работа сдвинулась с места, и к концу 1944 года на суд общественности были представлены эскизы здания Матенадарана. 



Эскиз центральной части фасада Матенадарана.
 
Архитектура здания была жестоко раскритикована как националистическая и не соответствующая идеям социалистического реализма. Критиковали даже пропорции здания. Но Григорий Арутинов поддержал деда. И это решило дело, так как пойти против первого секретаря было невозможно. Просто невозможно.
 
После войны началось строительство. Но он прерывалось, потому что нужно было восстанавливать страну, и денег на строительство библиотеки не было.
 
Строительство здания Матенадарана в целом закончилось в 1959 году.



Так выглядело здание в конце 50-х гг.

Деду практически удалось сделать все, как он хотел (за исключением всего нескольких деталей). Он хотел добиться максимального эффекта во всем. Он участвовал в разработке буквально всего – вплоть до дверей, столов и стульев, которые поручили сделать прекрасному художнику-резчику по дереву Нагашяну. Панно в вестибюле «Вардананк» и триптих на лестнице также были предусмотрены проектом. И если «Вардананк» показывает один из переломных эпизодов армянской истории, то триптих посвящен трем периодам культуры и искусства страны – урартскому, эллинистическому и средневековому. Триптих выдержан в холодных сине-голубых тонах и прекрасно вписывается в атмосферу здания. Автор обоих произведений – Ованес Хачатрян.



А так Матенадаран выглядит сейчас. Автор этого фото -- Завен Хачикян.

Но Матенадаран еще долго стоял без скульптур, которые сейчас находятся перед фасадом. Их выбирали долго и придирчиво. А скульптурную композицию работы Ара Саркисяна, которую дед выбрал сразу – Месроп Маштоц и Саак Партев, держащие книгу с армянским алфавитом, – забраковала компартия. Оказывается, в СССР нельзя ставить памятник католикосу Партеву. Когда я уезжал из Еревана, модель этой скульптуры стояла во дворе Государственного университета. Еще одна была в выставочном зале Матенадарана. 



Это фото сделано в мастерской скульптора Григора Чубара, блестяще справившегося с задачей -- создать памятник Месропу Маштоцу. Марк Григорян сидит слева, Чубар, соответственно, справа.


Одно из моих ранних детских воспоминаний было о том, как дед взял меня с собой в Матенадаран. Помню кабинет директора Левона Хачикяна, чай, которым он нас угощал, торжественную тишину и прохладу здания. 



В кабинете директора Матенадарана. Марк Григорян стоит, Левон Хачикян сидит, справа. Это одна из самых последних фотографий деда. 

 
А отец рассказывал мне, что в середине шестидестых годов, во время одного из визитов руководства Грузии, кто-то из гостей, посмотрев на колоннады возле входа, сказал: «Какой хороший ресторан бы здесь получился». После этого дед не спал ночь. Он боялся, что это может случиться.



  • 1
Это ты правильно делаешь, что начал размещать эти материалы. Было бы неплохо, если бы ты умел копировать архив своего ЖЖ. Это на всякий случай.

Спасибо, спрошу у дочки, как это делать.

А я не знаю, представляешь! Надо провести исследование вопроса.

Моей благодарности не будет границ.

kara

(Anonymous)
Очень хорошо, что ты начал писать о таких вещах. Но историю, эту помнится, ты мне рассказывал лет .... тому назад в Ереване. Но вот что интересно. Я, как ты помнишь, в одно время было оператором и как-то пришлось снимать для немцев фильм про Армению. Они мне сказали буквально следующее: "снимайте что хотите, но первый кадр должны быть Матенадаран. Это для нас символ Армении". Такие вот дела

Эти истории... Что-то мне рассказывал дед, что-то отец. А кое-что я вычитал в дедовских воспоминаниях и статьях. Я бы написал больше, но интернет (и особенно блогосфера) не любит длинных текстов.

Красивое здание (я видела).
И фотографии xорошие.
И история интересная.
И написано xорошо.
И дедушка у вас замечательный. И как только выжил в те времена...

Про визит руководства Грузии - очень смешно :)
Думаю, все-таки, кто-то пошутил.
Xотя - кто знает, о чем тот человек думал...

Спасибо! Дед мой был главным архитектором Еревана в сталинские времена -- с 1939 по 1951 годы. Ему покровительствовал первый секретарь армянской компартии (кстати, работавший до этого первым секретарем тбилисской партийной организации) Григорий Арутинов. Сам Арутинов был на неплохом счету у Сталина. В нашей семье ходят рассказы о том, как, например, Арутинов не разрешил деду поехать в Ростов на похороны тети, а потом оказалось, что почти всех, кто приехал на эти похороны из Еревана, арестовали. Есть еще история о том, как ночью стучались в нашу квартиру... И несколько таких же историй.

О, увидь я эту запись раньше, не пришлось бы задавать вопросов. :)

Я повторю человека выше: вы очень интересно пишите. :)

(Уж извините, что меня так много у вас в комментариях, но больших трудов стоит смолчать. Практически всё либо просто интересно, либо близко по духу :).

Прошу прощения, не заметила, что анонимно пишу. :(

Ничего. Я понял уже, что это кто-то из друзей:)

И не молчите. Мне приятно с вами общаться.

Ох, спасибо большое. :)
Очень надеюсь, что у меня прибавится внимания и я прекращу допускать такие дурацкие опечатки, как в комментарии выше. :) Разумеется, я не в повелительном наклонении употребляла слово "пишете" :))

А я так и понял:) И опечатки неизбежны. Я это знаю.

Эти истории... Что-то мне рассказывал дед, что-то отец. А

Позволь не согласиться!
Не важно, что любит, что не любит интернет, ты обязан, ты должен записать и опубликовать все, что относиться к Марку Владимировичу и его окружении. Совсем не обязательно в интернете. Лучше конечно не в интернете, но хотя бы здесь. Вряд ли кто нибудь другой сможет делать это.
Пожалуйста!
Левон

спасибо, очень интересно!

Не за что. Это ведь история и моего города, и моей семьи...

А вы гадаете на кофе?

Ну я бы скорее назвала это отчаянными попытками. Но думаю, годы тренировок когда-нибудь произведут должный эффект:)

Я гадаю. С удовольствием, и часто попадаю в точку!

Нет-нет, позвольте: я тоже часто, и с удовольствием, и угадываю!) Но я не всё и не сразу вижу, и не всегда знаю, как что-то объяснить.

Все ясно. Если вы действительно в Москве, то придется нам устроить гадальную сессию, когда я приеду.

да легко!

ОК. Вечером 3 августа (днем я занят).

Если в августе буду в Москве, то можно!

Отлично! Поскольку у меня все уже расписано, то будем ориентироваться на 3 августа. Выйдет -- прекрасно. Нет -- подумаем о будущем. А также о непреходящем и вечном.

спасибо большое за этот пост! Скажите, а саркисяновский Маштоц сильноо отличался по композиции от чубарянвоского? вот бы его найти. В Музее я не нашла даже эскизов...

Не за что!

Саркисяновский Маштоц -- это две фигуры -- Маштоц и Саак Партев, держащие открытую книгу. Деревянная скульптура есть в музейной комнате Матенадарана, небольшая бронзовая скульптура стоит перед ЕГУ, и гипсовая метровая модель пирнадлежит семье Рафо Исраэляна. Вот я знаю об этих трех.

Я еще посмотрел в интернете и нашел фотографию здесь: http://www.armeniatur.am/modules.php?name=News&topic_id=8

Она сфотографирована с нехорошего ракурса, но, в общем, скульптуру можно представить.

А, так ее туда вернули. Но старнно - такое впечатление, тчо сделано под дикт овку сверху - уж больно похожа на Кирилла и Мефодия

Нет-нет, она не перед Матенадараном. Работа Ара Саркисяна -- внутри, там, где комната с выставленными рукописями.

Скульптура Чубара -- прекрасная, она давно стала символом армянской письменности, так что она совершенно по праву стоит перед Матенадараном.

И я не могу судить про Кирилла и Мефодия -- не знаю. Все-таки Ара Саркисян свой эскиз делал еще в сталинское время. Не знаю, как в то время относились к Кириллу и Мефодию.

Я имела ввиду Университет, кажется, видела ее там. Впрочем, давно не ездила в Ереван.

А ещще знаете мой отец очень любил здание НС - объяснял замысел архитектора, но мне из работ ригоряна больше всего нравится Матенадаран.

Там совершенно особое настроение. Как в храме.

Мне тоже Матенадаран нравится больше всех. И особенно мне нравится то, что буквально все детали здания были сделаны по эскизам деда -- даже шкафы и стулья. И слава Богу, что Матенадарану удалось выстоять во всех этих постсоветских метаморфозах. Правда, сейчас его с проспекта заслоняют всякие рекламные бигборды, но с этим ничего не поделать...

Ну, билборду уйдут с новыми технологиями, а здание останется. Мне оно всегда напоминало дохристианский храм.

Это очень интересно, потому что дед специально изучал христианскую архитектуру, чтобы спроектировать это здание, ездил в Татев, Нораванк, Ахпат, Санаин... А это было нелегко в 1943 году, во время войны. И он специально заказал фотографии Ани. У меня есть несколько этих фото, остальные я отдал в музей.

О! эх, мне так обидно, что исчезает вот такая культура профессиональной работы.. И не только в архитектуре.

Подписываюсь под каждым словом.

И за этот пост огромное спасибо!

Я очень рад, что вам нравится.

Здравствуете.
Я студентка Государственного Гуманитарного Коледжа в Ереване.
Изучаю Туризм и у меня задание,написать про Здание парламента и резиденцию президента.Я знаю,что архитектором этих зданий является Ваш дед.Если вам не сложно,не могли бы Вы помочь мне с материалом?В каких книгах можно найти информацию??

За ранее спасибо.

Здравствуйте, Анжелика!

Мне очень приятно, что ваше задание касается зданий, спроектированных и построенных моим дедом. И я, конечно, с удовольствием скажу вам, что, во-первых, о здании парламента (или ЦК -- Центрального Комитета компартии Армении) можно прочитать практически в любой книге по советской армянской архитектуре, изданной после 1950 года. Со зданием президентской администрации будет чуть сложнее, потому что тогда оно называлось "Дом приемов Совета Министров Армянской ССР" и о нем писали меньше, чем о здании ЦК. Но сложнее не очень, потому что и о нем много чего написано.

В библиотеке попробуйте найти книгу Մարկ Գրիգորյան. Она была издана в Ереване, в 1976 году. Это каталог его работ, и там, во вступительной статье Левона Бабаяна написано обо всем.

Спасибо большое.Про ЦК я уже все нашла,и эту книгу я тоже найду.Спасибо)

Местоположение в городе

Извините а у вас есть информация, как решалось градостроительное местоположение здания Матенадаран. В каком контексте выбиралось место в городе для этого здания.
Спасибо.

Re: Местоположение в городе

То есть мне интересно, как главный архитектор у него была тогда такая задача, или местоположение уже было выбрано на генплане? И если место было назначено уже перед тем как начились работы над архитектурным проектом, как Марк Григорян относилось к градостроительному аспекту?
Спасибо.
Если у вас есть информация или какая то нитка найти ответ на вопрос, буду очень благодарен.

Re: Местоположение в городе

Как понять ваш вопрос? Что значит, в каком контексте?

  • 1
?

Log in