Previous Entry Share Next Entry
Матенадаран. Проектирование и строительство
50
markgrigorian
Эта доска со зданием Матенадарана висела над моим письменным столом в Ереване.



Обнаружил я ее случайно, во время ремонта, когда мы убирали из коридора умывальник, по непонятной прихоти моих деда и бабушки, располагавшийся там, а не в ванной.
 
Над умывальником висело зеркало. Оно закрывало собой одну из рабочих досок, с которых и строился Матенадаран – Институт древних рукописей, уникальное хранилище армянских рукописных книг.
 
Автор здания Матенадарана – известный архитектор Марк Григорян, мой дед. 

Задание на строительство было получено в 1939 году, от наркомата просвещения.



Письмо, которым деду поручалось проектирование Матенадарана. Интересно, что оно было написано по-русски.

Книги Матенадарана были конфискованы советской властью у церкви. Большая часть коллекции уникальных рукописей находилась до этого в Эчмиадзине, что-то было в других церквях и монастырях в разных частях Армении.
 
После конфискации книги передали Картинной галерее Армении, где они и хранились до того, как был построен Матенадаран.
 
Но вернемся к истории его создания. Для того, чтобы построить здание для хранения уникальных рукописей, нужно было сначала понять, как хранить эти рукописи. И мой дед отправляется в Ленинград, к профессору Н.П. Тихонову, который заведовал лабораторией реставрации и консервации документов библиотеки Академии Наук СССР.
 
Но дальше этого дело не пошло. Проектирование здания Матенадарана требовало особого подхода, а он не получался. Дед был главным архитектором Еревана, и у него была масса забот, связанных со строительством жилых домов, а также улиц и дорог. Сосредоточиться и заняться масштабным проектом он тогда не смог.
 
А потом началась война. Она была в самом разгаре, когда в конце 1943 года деда вызвал первый секретарь ЦК компартии Армении Григорий Арутинов и распорядился, отложив все дела, вернуться к зданию Матенадарана. Оказывается, академик Орбели настаивал на этом, поскольку в картинной галерее не было соответствующих условий для хранения и изучения рукописей.
 
Для того, чтобы найти верные решения, дед решил изучить библиотеки-матенадараны средневековых монастырей. И летом 1944 года он отправился в Санаин и Ахпат (вместе с историком Рипсимэ Джанполадян и архитектором Ф.Н. Пащенко). А потом вместе со старым другом и коллегой Самвелом Сафаряном съездил в Татев.
 
Работа сдвинулась с места, и к концу 1944 года на суд общественности были представлены эскизы здания Матенадарана. 



Эскиз центральной части фасада Матенадарана.
 
Архитектура здания была жестоко раскритикована как националистическая и не соответствующая идеям социалистического реализма. Критиковали даже пропорции здания. Но Григорий Арутинов поддержал деда. И это решило дело, так как пойти против первого секретаря было невозможно. Просто невозможно.
 
После войны началось строительство. Но он прерывалось, потому что нужно было восстанавливать страну, и денег на строительство библиотеки не было.
 
Строительство здания Матенадарана в целом закончилось в 1959 году.



Так выглядело здание в конце 50-х гг.

Деду практически удалось сделать все, как он хотел (за исключением всего нескольких деталей). Он хотел добиться максимального эффекта во всем. Он участвовал в разработке буквально всего – вплоть до дверей, столов и стульев, которые поручили сделать прекрасному художнику-резчику по дереву Нагашяну. Панно в вестибюле «Вардананк» и триптих на лестнице также были предусмотрены проектом. И если «Вардананк» показывает один из переломных эпизодов армянской истории, то триптих посвящен трем периодам культуры и искусства страны – урартскому, эллинистическому и средневековому. Триптих выдержан в холодных сине-голубых тонах и прекрасно вписывается в атмосферу здания. Автор обоих произведений – Ованес Хачатрян.



А так Матенадаран выглядит сейчас. Автор этого фото -- Завен Хачикян.

Но Матенадаран еще долго стоял без скульптур, которые сейчас находятся перед фасадом. Их выбирали долго и придирчиво. А скульптурную композицию работы Ара Саркисяна, которую дед выбрал сразу – Месроп Маштоц и Саак Партев, держащие книгу с армянским алфавитом, – забраковала компартия. Оказывается, в СССР нельзя ставить памятник католикосу Партеву. Когда я уезжал из Еревана, модель этой скульптуры стояла во дворе Государственного университета. Еще одна была в выставочном зале Матенадарана. 



Это фото сделано в мастерской скульптора Григора Чубара, блестяще справившегося с задачей -- создать памятник Месропу Маштоцу. Марк Григорян сидит слева, Чубар, соответственно, справа.


Одно из моих ранних детских воспоминаний было о том, как дед взял меня с собой в Матенадаран. Помню кабинет директора Левона Хачикяна, чай, которым он нас угощал, торжественную тишину и прохладу здания. 



В кабинете директора Матенадарана. Марк Григорян стоит, Левон Хачикян сидит, справа. Это одна из самых последних фотографий деда. 

 
А отец рассказывал мне, что в середине шестидестых годов, во время одного из визитов руководства Грузии, кто-то из гостей, посмотрев на колоннады возле входа, сказал: «Какой хороший ресторан бы здесь получился». После этого дед не спал ночь. Он боялся, что это может случиться.



  • 1
Это ты правильно делаешь, что начал размещать эти материалы. Было бы неплохо, если бы ты умел копировать архив своего ЖЖ. Это на всякий случай.

kara

(Anonymous)
Очень хорошо, что ты начал писать о таких вещах. Но историю, эту помнится, ты мне рассказывал лет .... тому назад в Ереване. Но вот что интересно. Я, как ты помнишь, в одно время было оператором и как-то пришлось снимать для немцев фильм про Армению. Они мне сказали буквально следующее: "снимайте что хотите, но первый кадр должны быть Матенадаран. Это для нас символ Армении". Такие вот дела

Эти истории... Что-то мне рассказывал дед, что-то отец. А кое-что я вычитал в дедовских воспоминаниях и статьях. Я бы написал больше, но интернет (и особенно блогосфера) не любит длинных текстов.

Красивое здание (я видела).
И фотографии xорошие.
И история интересная.
И написано xорошо.
И дедушка у вас замечательный. И как только выжил в те времена...

Про визит руководства Грузии - очень смешно :)
Думаю, все-таки, кто-то пошутил.
Xотя - кто знает, о чем тот человек думал...

Спасибо! Дед мой был главным архитектором Еревана в сталинские времена -- с 1939 по 1951 годы. Ему покровительствовал первый секретарь армянской компартии (кстати, работавший до этого первым секретарем тбилисской партийной организации) Григорий Арутинов. Сам Арутинов был на неплохом счету у Сталина. В нашей семье ходят рассказы о том, как, например, Арутинов не разрешил деду поехать в Ростов на похороны тети, а потом оказалось, что почти всех, кто приехал на эти похороны из Еревана, арестовали. Есть еще история о том, как ночью стучались в нашу квартиру... И несколько таких же историй.

(no subject) (Anonymous) Expand
спасибо, очень интересно!

Не за что. Это ведь история и моего города, и моей семьи...

(Deleted comment)
Не за что!

Саркисяновский Маштоц -- это две фигуры -- Маштоц и Саак Партев, держащие открытую книгу. Деревянная скульптура есть в музейной комнате Матенадарана, небольшая бронзовая скульптура стоит перед ЕГУ, и гипсовая метровая модель пирнадлежит семье Рафо Исраэляна. Вот я знаю об этих трех.

Я еще посмотрел в интернете и нашел фотографию здесь: http://www.armeniatur.am/modules.php?name=News&topic_id=8

Она сфотографирована с нехорошего ракурса, но, в общем, скульптуру можно представить.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
И за этот пост огромное спасибо!

Я очень рад, что вам нравится.

Здравствуете.
Я студентка Государственного Гуманитарного Коледжа в Ереване.
Изучаю Туризм и у меня задание,написать про Здание парламента и резиденцию президента.Я знаю,что архитектором этих зданий является Ваш дед.Если вам не сложно,не могли бы Вы помочь мне с материалом?В каких книгах можно найти информацию??

За ранее спасибо.

Здравствуйте, Анжелика!

Мне очень приятно, что ваше задание касается зданий, спроектированных и построенных моим дедом. И я, конечно, с удовольствием скажу вам, что, во-первых, о здании парламента (или ЦК -- Центрального Комитета компартии Армении) можно прочитать практически в любой книге по советской армянской архитектуре, изданной после 1950 года. Со зданием президентской администрации будет чуть сложнее, потому что тогда оно называлось "Дом приемов Совета Министров Армянской ССР" и о нем писали меньше, чем о здании ЦК. Но сложнее не очень, потому что и о нем много чего написано.

В библиотеке попробуйте найти книгу Մարկ Գրիգորյան. Она была издана в Ереване, в 1976 году. Это каталог его работ, и там, во вступительной статье Левона Бабаяна написано обо всем.

Местоположение в городе

Извините а у вас есть информация, как решалось градостроительное местоположение здания Матенадаран. В каком контексте выбиралось место в городе для этого здания.
Спасибо.

Re: Местоположение в городе

То есть мне интересно, как главный архитектор у него была тогда такая задача, или местоположение уже было выбрано на генплане? И если место было назначено уже перед тем как начились работы над архитектурным проектом, как Марк Григорян относилось к градостроительному аспекту?
Спасибо.
Если у вас есть информация или какая то нитка найти ответ на вопрос, буду очень благодарен.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account